Активизация познавательной деятельности учащихся
презентация к уроку
«Ребенок в игре переходит к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению».
Л. С. Выготский
Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения.
Активизация познавательной деятельности — побуждение к энергичному,
целенаправленному учению. (Колмакова М.Н. Краткий педагогический словарь.)
Современный урок это урок, на котором интересно и комфортно всем детям. Он должен быть познавательным и нетрудным. Материал должен быть изложен понятно и доступно. На уроке все дети должны чувствовать себя уверенно, свободно общаться на доступном для них уровне, испытывать желание участвовать в учебном процессе. Урок предполагает взаимопонимание, наличие атмосферы радости и увлеченности. Он должен быть динамичным и вариативным.
Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Одно из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала.
Удовлетворению всех этих требований помогают дидактические игры, игровые упражнения и игровые моменты на уроке.
1. Для развития артикуляционной моторики ежедневно перед уроками или на перемене целесообразно проводить с ребенком артикуляционную гимнастику, предложенную логопедом. Достаточно выбирать два—три упражнения из комплекса, для «показательных выступлений укротителя языка». Проведите съемку на свой мобильный телефон и покажите ребенку. Старательные повторения будут обеспечены вплоть до идеального выполнения упражнения. Дома ребенок ежедневно выполняет весь комплекс упражнений. . Коллектив авторов. «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» 16 2. Для развития мелкой моторики рук широко используется работа с пластилином, выкладывание мозаики, работа с ножницами (аппликации), разработаны комплексы упражнений (пальчиковая гимнастика), в арсенале учителя начальной школы всегда найдутся штриховки, обводки, карточки для работы по кальке. С удовольствием ребенок играет с пальчиковыми куклами.
3. Развивая произвольное внимание, необходимо широко использовать приемы его активизации: сюрпризные моменты («у меня что-то интересненькое»), игровые ситуации («Готов ли ты стать лучшим другом всех белых котят? Спаси их от собаки! То есть найди и сосчитай»). Задавая вопрос, предупредите ребенка: «Готовься, скоро твой вопрос». Просите ученика повторить короткое задание «как приказ солдату», «как просьбу бабушки» с соответствующей интонацией. Поощряйте ребенка: «Какой ты внимательный, не пропустил ни одной бусинки при раскрашивании». Задавайте ребенку уточняющие вопросы: «Что еще здесь нарисовано?», «Кто это в синей шляпе?» Самый непродуктивный прием: «Еще раз смотри внимательно!».
4. Если дано задание найти различия на двух изображениях, помните о замедленности восприятия ребенка, не спешите спрашивать: «Нашел?», но и не давайте ребенку сидеть над рисунками долго, помните, что, смотря на картинку, он может не видеть ее, а рассматривать царапину на столе. Активизируйте ученика: «Начни смотреть сверху», «Обрати внимание на цвет бантиков».
5. В качестве наглядного материала используйте рисунки с четкими контурами, яркие, контрастные, реалистичные. В начале обучения на карточке, которую рассматривает первоклассник, не должно быть более двух объектов (два предметных рисунка, две буквы, две цифры), их количество надо увеличивать постепенно (до пяти к концу первого класса).
6. Внимание школьника с задержкой психического развития в начале обучения редко может быть распределено по нескольким признакам (слушаю и пишу). Поэтому следует подсказывать: «Слушаем, а теперь пишем», «Напиши буквы красиво, только помни о границах строчки».
7. Совершенствование диалогической речи – одно из необходимых звеньев работы, направленной на повышение уровня общего развития ребенка. Потребность в диалоге возникает при доверительных, теплых отношениях с учителем, при спокойной, дружелюбной обстановке в классе. Вырабатывайте умение задавать вопросы, побуждайте к речевым высказываниям: «О чем ты хочешь меня спросить? Про бабочку?». Слушайте ребенка, задавайте уточняющие вопросы, давайте советы, помогайте сделать вывод.
8. Трудности перехода детей с задержкой психического развития к монологической речи обусловлены характерным для них слабовыраженным и быстро исчерпывающимся побуждением в речи. С этой особенностью связано то, что более доступным для детей видом речи является диалог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznav_deyat_konferentsiya11.pdf | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену...
Активизация познавательной деятельности учащихся на I ступени обучения
Конспект выступления на МО учителей начальных классов...
Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании нетрадиционных уроков в начальной школе.
Для учителя необходимо формировать интерес к изучению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого используются различные формы и методы работы. Очень интересн...
концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»
Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...
) проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...
Доклад «Использование мнемонических приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения слов из словаря"
Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Б...