Система возрастной диагностики учебной мотивации школьников А.К. Марковой.
консультация
Система возрастной диагностики учебной мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_vozrastnoy_diagnostiki_uchebnoy_motivatsii_shkolnikov.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Система возрастной диагностики учебной мотивации школьников
А.К. Марковой.
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения каждая из предлагаемых диагностических методик включает в себя 6 блоков: личностный смысл обучения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тенденции на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.
Однако в методиках для детей младшего школьного возраста (поступающих в школу, заканчивающих 1-й класс, переходящих из начальных классов в среднее звено)акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов. Подробный поэлементный анализ учебной мотивации (т.е. качественную характеристику всех показателей мотивации) считаем целесообразно проводить начиная с подросткового возраста (с 7-го класса). Данный подход отражен в каждой из методик.
Кроме того, во всех предлагаемых методика при составлении анкеты нами были сохранены основные подходы, представленные в книге М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации». 5-ти балльная оценка и формулировка вариантов окончания каждого Неоконченного предложения учитывают наличие примерно шести мотивов:
- внешнего,
- игрового,
- получение отметки,
- позиционного,
- социального,
- учебного.
Обработка результатов методики мотивация (с картинками)
Ответы учеников (выборы определенных картинок) заносятся в общую таблицу, из которой становится известно общее число выборов каждой картинки по всей выборке детей, поступающих в школу. Количество знаков «+» в каждой колонке свидетельствует о том, сколь раз была выбрана та или иная картинка (соответствующий мотив). Подсчитывается % соотношение между всеми мотивами и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивациях поступающих в школу детей.
Выборы | Мотивы (№№ картинок) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I | + | - | + | - | + | + |
II | - | + | + | - | + | + |
III | + | + | + | - | - | + |
Контрольный выбор | + | + | + | - | - | + |
Интерпретация
Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов, соответствующего выбора.
Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям.
Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.
Выбор ребенком одной и той же картинки 3 раза подряд, а также ответ на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.
Выбор ребенком одной и той же картинки 2 раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.
Если ребенок выбирает 3 разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущем следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Для достижения дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.
- Внешний мотив – 0 баллов;
- Игровой мотив - 1 балл;
- Получение отметки – 2 балла;
- Позиционный мотив – 3 балла;
- Социальный мотив – 4 балла;
- Учебный мотив – 5 баллов.
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации
Уровни мотивации | Выбор картинок | Общая оценка по уровням мотивации (в баллах) | ||
1 | 2 | 3 | ||
I | 5 | 5 | 5 | 13 - 15 |
II | 4 | 4 | 4 | 10 - 12 |
III | 3 | 3 | 3 | 7 – 9 |
IV | 2 | 2 | 2 | 4 – 6 |
V | 0-1 | 0-1 | 0-1 | до 3 |
I – очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;
II – высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;
III – нормальный уровень учебной мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;
IV – сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;
V – низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
Методика изучения учебной мотивации первоклассников
по итогам обучения в 1 классе.
Формулировка вариантов каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).
Инструкция.
«Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».
- Я учусь в школе, потому что…
- Так хотят мои родители;
- Мне нравится учиться;
- Я чувствую себя взрослым;
- Я люблю хорошие отметки;
- Хочу получить профессию;
- У меня хорошие друзья.
- Самое интересное на уроке…
- Игры и физкультминутки;
- Хорошие оценки и похвала учителя;
- Общение с друзьями;
- Ответы у доски;
- Познание нового и выполнение задания;
- Готовиться к жизни.
- Я стараюсь учиться лучше, чтобы…
- Получить хорошую отметку;
- Больше знать и уметь;
- Мне покупали красивые вещи;
- У меня было больше друзей;
- Меня любила и хвалила учительница;
- Приносить пользу, когда вырасту.
- Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что…
- Я хорошо все выучил(а);
- В дневнике стоит хорошая отметка;
- Учительница будет рада;
- Дома меня похвалят;
- Смогу побольше поиграть на улице;
- Я узнаю больше нового;
Спасибо!
Обработка результатов
Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе.
Варианты ответов | Количество баллов по номерам вопросов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации.
Уровни мотивации | Количество баллов | Сумма баллов итогового уровня | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
5 | 5 | 5 | 5 | 17 - 20 | |
4 | 4 | 4 | 4 | 13 – 16 | |
3 | 3 | 3 | 3 | 9 – 12 | |
2 | 2 | 2 | 2 | 5 – 8 | |
0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 6 - 4 |
- – очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
- – высокий уровень учебной мотивации;
- – нормальный (средний) уровень мотивации;
- – сниженный уровень учебной мотивации;
- – низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:
- Количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;
- Количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;
- Количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;
- Количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;
- Количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
- Все названные показатели необходимо выразить в % от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.
Виды мотивов
Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов.
Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:
- Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации обучающихся на овладение знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. к этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации обучающихся на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;
- Социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получить знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремление хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения – в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д.
Второй вариант классификации характеризуется отношение мотивов в непосредственно учебной деятельности.
Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае – процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности.
Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив может быть внутренним – при самостоятельной познавательной работе или внешним – при оказании помощи взрослым.
- Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешним мотивом этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д.
- Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результаты деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо качеств, способностей. Мотив достижения успеха и недопущение неудач. Если ученик решает задачу, то внутренним мотивом в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и недопущению неудач.
- Достижение успеха – школьники мотивированные на этот мотив, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в её реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.
Недопущение неудач – обучающиеся себя ведут иначе, мотивированные на недопущение неудач. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а том, чтобы избежать неудач. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик неуверен в себе, боится критики. С работой в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельн6ости. Мотив недопущения неудач связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностики учебной мотивации и познавательной активности обучающихся
Согласно теоретическим исследованиям воспитывает не непосредственно учитель (руководитель), а социальная среда, которую он организует в воспитательных целях. Активная деятельность ученика в коллективе...
Диагностика учебной мотивации учащихся по методам Н.В.Лускановой, Л.П. Уфимцева, С.К.Мазуртовой
Анкета определения уровня школьной мотивации...
Методики диагностики учебной мотивации школьников
В данной статье можно найти анкеты для диагностики учебной мотивации школьников и ключи....
Диагностика учебной мотивации школьников
Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработанаН.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом...
Диагностика учебной мотивации школьников
Данная диагностика учебной мотивации разработана Н.Ц.Бадмаевой, на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся В.М.Матюхиной. Испытуемому дают 22 карточки с мотивами. Проводится 3 сери...
Диагностика учебной мотивации 3 класса "Лесенка побуждений" Н.В.Елфимовой
Анализ диагностики "Зачем я учусь". В 3 классе у 10 учащихся преобладает познавательный мотив, у 11 учащихся гармоничное сочетание познавательных и социальных мотивов, у двоих преобладает со...
Диагностика учебной мотивации школьников
Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, ...