Учебно-методическое пособие по развитию внимания у младших школьников
учебно-методическое пособие
Программа из 10 занятий, направлена на развитие внимания у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uch.met_.posobie_1.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие по развитию внимания у младших школьников.
Программа коррекции внимания.
Занятие № 1.
Цель: развитие объема, устойчивости и переключаемости внимания.
Стимульный материал: модификация методик Шульте и Шульте-Горбова.
На листе, размером в стандартный тетрадный лист, расположены в хаотичном порядке геометрические фигуры (круг, квадрат и треугольник), двух цветов (красный и зеленый) и двух размеров (со сторонами 2см и 1 см). Фигуры каждого класса пронумерованы от 1 до 10, но таким образом, чтобы близкие по цифровому ряду обозначения не оказались на плоскости листа рядом.
План занятия:
1. Знакомство.
2. Объяснение цели занятия, формирование мотивации.
3. Объяснение задания, правил ролевой игры, распределение ролей.
Роли: обучающийся и наблюдатели.
Задание: последовательное отыскивание и называние заданной формы, например, квадратов красного цвета со стороной в 2 см, от 1 до 10. В это время наблюдатели следят за временем и количеством ошибок.
4. Смена ролей и повторное выполнение задания с другими учениками.
5. Обсуждение полученного результата, опыта и наиболее эффективных способов выполнения данного задания.
6. Объяснение нового задания и распределение ролей.
Роли: Роли: обучающийся и наблюдатели.
Задание: последовательное отыскивание и называние заданной формы, например, квадратов зеленого цвета со стороной в 1 см, от 1 до 10. В это время наблюдатели следят за временем и количеством ошибок.
7. Смена ролей и повторное выполнение задания с другими учениками.
8. Обсуждение полученного результата, опыта.
9. Объяснение домашнего задания (проработка различных вариантов поиска цифр, подумать области применения данного опыта).
Занятие № 2.
Цель: развитие объема, устойчивости и переключаемости внимания.
Стимульный материал: модификация методик Шульте и Шульте-Горбова.
На листе, размером в стандартный тетрадный лист, расположены в хаотичном порядке геометрические фигуры (круг, квадрат и треугольник), двух цветов (красный и зеленый) и двух размеров (со сторонами 2см и 1 см). Фигуры каждого класса пронумерованы от 1 до 10, но таким образом, чтобы близкие по цифровому ряду обозначения не оказались на плоскости листа рядом.
План занятия:
1. Проверка домашнего задания.
2. Объяснение цели занятия, формирование мотивации.
3. Объяснение задания, правил ролевой игры, распределение ролей.
Роли: обучающийся и наблюдатели.
Задание: последовательное отыскивание и называние заданной формы, например, квадратов красного цвета со стороной в 2 см, от 10 до 1. В это время наблюдатели следят за временем и количеством ошибок.
4. Смена ролей и повторное выполнение задания с другими учениками.
5. Обсуждение полученного результата, опыта.
6. Объяснение нового задания и распределение ролей.
Роли: Роли: обучающийся и наблюдатели.
Задание: последовательное отыскивание и называние заданной формы, например, квадратов зеленого цвета со стороной в 1 см, от 10 до 1. В это время наблюдатели следят за временем и количеством ошибок.
7. Смена ролей и повторное выполнение задания с другими учениками.
8. Обсуждение полученного результата, опыта.
Занятие № 3.
Цель: развитие внимания.
Стимульный материал: специальный бланк, в котором ряды однозначных чисел расположены таким образом, что образуют столбцы из двух чисел. Между столбцами остается чистая строка.
План занятия:
1. Проверка пройденного материала на таблицах с геометрическими фигурами и цифрами от 1 до 15.
2. Объяснение цели задания и формирование мотивации.
3. Объяснение первого этапа задания.
Каждый ребенок на своем бланке выполняет арифметическое действие (например: сложение) и записывает ответ под каждым столбцом. Проверяющий фиксирует время каждого ученика.
4. Совместная проверка правильности выполненного задания, обсуждение допущенных ошибок.
5. Объяснение второго этапа задания, распределение ролей.
Один ребенок на другом бланке выполняет арифметическое действие (например: вычитание), другие – наблюдают за временем и количеством ошибок. Затем происходит смена ролей.
6. Совместное обсуждение, подведение итогов.
Занятие № 4.
Цель: тренировка переключаемости внимания.
Стимульный материал: специальный бланк, в котором ряды однозначных чисел расположены таким образом, что образуют столбцы из двух чисел. Между столбцами остается чистая строка.
План занятия:
1. Проверка усвоенного материала.
2. Объяснение цели занятия, формирования мотивации.
3. Объяснение нового задания.
Каждый учащийся на собственном бланке поочередно выполняет несколько действий, например первое действие сложение, второе – умножение, т.е. первые числа складываются, следующие умножаются, и так до конца строки. Проверяющий фиксирует время каждого ученика.
4. Совместная проверка правильности выполненного задания, обсуждение допущенных ошибок.
5. Объяснение второго этапа задания, распределение ролей.
Один ребенок на другом бланке выполняет одновременное действие с каждой группой из пяти или семи пар цифр, например, сначала пять сложений, затем пять умножений, в следующей строке – сначала семь умножений, потом семь сложений и так далее. Другие учащиеся – наблюдают за временем и количеством ошибок. Затем происходит смена ролей.
6. Совместное обсуждение, подведение итогов.
Занятие № 5.
Цель: развитие внимания.
Стимульный материал: специальный бланк, в котором ряды однозначных чисел расположены таким образом, что образуют столбцы из двух чисел. Между столбцами остается чистая строка. Модификация методик Шульте и Шульте-Горбова.
План занятия:
1. Контрольная работа по модификации методики Шульте и Шульте-Горбова.
Поочередно каждый из учащихся отыскивает числа от 1 до 15 в фигурах со стороной 2 см. Зачем так же поочередно каждый из учащихся отыскивает числа от 15 до 1 в фигурах 2 см.
2. Объяснение цели занятия, формирования мотивации.
3. Объяснение нового задания распределение ролей.
Один учащийся на специальном бланке выполняет следующий «алгоритм» арифметических действий: в нечетных строчках «группировка» по пять действий, первое действие – сложение, в четных строках «группировка» по семь действий, первое действие – умножение. Другие учащиеся – наблюдают за временем и количеством ошибок. Затем происходит смена ролей.
4. Совместное обсуждение, подведение итогов.
Занятие № 6.
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Стимульный материал: обычный текст средней сложности, терминологически доступный тренируемым. Шрифт текста четкий, средней масштабности.
План занятия:
1. Проверка усвоенного материала: одновременно учащиеся на специальных бланках выполняет следующий «алгоритм» арифметических действий: в нечетных строчках «группировка» по пять действий, первое действие – сложение, в четных строках «группировка» по семь действий, первое действие – умножение. Проверяющий фиксирует время каждого ученика.
2. Объяснение цели занятия, формирования мотивации.
3. Объяснение нового задания.
Каждый учащийся получает текст. Необходимо, читая текст, находить и зачеркивать одну из наиболее часто встречающихся букв в русском языке. Задание выполняется индивидуально. Фиксируется время каждого ученика, которое он затрачивает на каждые 10 строчек. Максимальное время проведения работы 10 минут.
4. Обсуждение полученного результата и опыта.
Занятие № 7.
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Стимульный материал: обычный текст средней сложности, терминологически доступный тренируемым. Шрифт текста четкий, средней масштабности.
План занятия:
1. Объяснение цели занятия, формирование мотивации.
2. Обучение правильному дыханию.
Ритмика дыхания: дыхание должно быть носом, плавное, как будто нюхаешь воздух. В процессе вдоха струи воздуха направляются к переносице и лбу, ощущается свежесть и прохлада. Выдох выполняется плавно, «тонкой струйкой», необходимо стремиться не выпускать полностью воздух, пока не завершено движение до конца строки.
3. Объяснение задания.
Перед непосредственным выполнением задания ученики обучаются плавному, медленному дыханию. После того как ритмика дыхания установлена, на момент вдоха ученики прослеживают строку слева направо, и, по мере встречаемости, зачеркивают необходимую букву, а при выдохе прослеживают следующую строку в обратном направлении, и также отыскивают необходимую букву. Фиксируется время выполнения 10 строчек текста. У каждого ученика свой текст, максимальное время проведения работы 10 минут.
4. Обсуждение полученного опыта и результатов.
5. Объяснение домашнего задания.
Занятие № 8.
Цель: развитие внимания.
Стимульный материал: специальные бланки, заполненные цифрами от 0 до 9 в случайной последовательности их чередования.
План занятия:
1. Проверка домашнего задания (навыка ритмичного дыхания).
2. Повторение пройденного материала: в тексте – момент вдоха ученики
прослеживают строку слева направо, и, по мере встречаемости, зачеркивают необходимую букву, а при выдохе прослеживают следующую строку в обратном направлении, и также отыскивают необходимую букву. Фиксируется время выполнения 10 строчек текста.
3. Объяснение цели занятия и формирование мотивации.
4. Объяснение нового задания, распределение ролей.
Одному из учащихся предлагается по вертикальному ряду цифр осуществлять поиск и зачеркивание одной из цифр, например 3. Движение взора вниз соотнесено с плавным, растянутым выдохом. Следующая строка прослеживается в обратном направлении, снизу вверх, в момент плавного вдоха. Другие учащиеся регистрируют время выполнения каждой строки вертикального ряда и количество ошибок.
5. Поочередная смена ролей.
6. Обсуждение полученного результата и опыта.
Занятие № 9.
Цель: развитие внимания.
Стимульный материал: специальные бланки, заполненные цифрами от 0 до 9 в случайной последовательности их чередования.
План занятия:
1. Повторение пройденного материала.
Каждому ученику на собственном бланке
предлагается отыскивать одну из цифр, например цифру 3, по вертикальному ряду. Движение взора вниз соотнесено с плавным, растянутым выдохом. Следующая строка прослеживается в обратном направлении, снизу вверх, в момент плавного вдоха. Регистрируется время выполнения каждой строки вертикального ряда в секундах. Упражнение проводиться не дольше 10 минут.
2. Объяснение цели занятия и формирование мотивации.
3. Объяснение нового задания, распределение ролей.
Одному из учащихся предлагается по вертикальному ряду цифр осуществлять поиск и зачеркивание несколько цифр, например 3 и 7. Движение взора вниз соотнесено с плавным, растянутым выдохом. Следующая строка прослеживается в обратном направлении, снизу вверх, в момент плавного вдоха. Другие учащиеся регистрируют время выполнения каждой строки вертикального ряда и количество ошибок.
4. Поочередная смена ролей.
5. Обсуждение полученного результата и опыта.
Занятие № 10.
Цель занятия: развитие внимания.
Стимульный материал: специальные бланки, заполненные цифрами от 0 до 9 в случайной последовательности их чередования.
План занятия:
1. Объяснение цели занятия и формирование мотивации.
2. Объяснение нового задания, распределение ролей.
Каждому учащемуся предлагается по вертикальному ряду цифр осуществлять поиск и зачеркивание несколько цифр, например 3 и 7. Движение взора вниз соотнесено с плавным, растянутым выдохом. Следующая строка прослеживается в обратном направлении, снизу вверх, в момент плавного вдоха. Регистрируется время выполнения каждой строки вертикального ряда в секундах. Упражнение проводиться не дольше 10 минут.
3. Обсуждение полученного результата и опыта.
4. Контроль полученных навыков. Каждому учащемуся дается одно из ранее проведенных заданий.
5. Подведение итогов проведенного курса, обмен мнениями и пожеланиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития внимания у младших школьников в учебной деятельности.
Немало хлопот учителям начальных классов специальной (коррекционной) школы доставляют невнимательные дети. Иногда отсутствие внимания становится серьезным препятствием для развития и обучения ребенка:...
Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи. Повышение мотивации к логопедическим занятиям.
Для изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ОНР используютя следующие методики: корректурная проба, методика Пьерона — Рузера, таблицы Шульте, красно-черный квадрат, таб...
Развитие внимания у младших школьников в учебно-воспитательном процессе
В работе со школьниками, особенно младшего школьного возраста, проблема развития внимания является наиболее актуальной. На протяжении школьного возраста в формировании внимания происходят существенные...
Советы для родителей о развитии внимания у младших школьников
о приемах развития внимания...
Советы родителям по развитию внимания у младших школьников
Рекомендации, игры, упражнения по развитию объема, концентрации, устойчивости внимания....
Использование игровых технологий для развития внимания у младших школьников на уроках русского языка.
Очень важно научить школьника сосредоточивать внимание на выполнении учебных заданий. Успешность ребенка в школе зависит от того, насколько он может сориентироваться в условиях задания, построит...
статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»
В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...