Семинар практикум "Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов"
материал

Антошина Вера Алексеевна

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов»

Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок.

Л.С. Выготский

Цель: формирование представлений об особенностях развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей – инвалидов в ОУ.

Задачи:

- сформировать понятия ребенок с ОВЗ,

- найти отличия и сходства между понятиями интегрированное образование и инклюзивное образование;

- сориентировать в понятиях ИОМ и ИПС;

- скоординировать действия субъектов образовательного процесса в рамках ИПС или ИОМ.

С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 96-го года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.

К проблеме воспитания детей с особыми образовательными возможностями обращались Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, Л.В. Василенко, М.А. Егорова, А.В.Кротова, Л.Ф. Сербина, В.Ф. Стан, И.В. Цукерман. Сущность социальной адаптации и интеграции исследовали И.А. Арнольдов, М.А. Беляева, Л.П.Буева, А. Н. Гамаюнова, Т.Т. Киселева, М.Н. Коган, А.В. Кошелева, В.В.Линьков, Т.С. Серганова, Г.Г. Силласте, Е.М. Старобина.

Программы обучения и воспитания детей с особыми образовательными возможностями были разработаны Т.А. Власовой, Е.А. Екжановой, В.И. Лубовским, Н.А. Никашиной, Е.А Стребелевой, Т.Е. Цикото, Т.В. Фуряевой и др. Формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков рассмотрено в работах М.Ю. Ведениной, О.В. Вольской, Л.Н. Кошелева, А.Р. Маллером, О.Н. Окуневой, С.И.Фомичева и др.

К детям с ОВЗ относятся дети:

  1. С нарушением слуха - Не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие; может выявить педагог
  2. С нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием. Может выявить педагог.

3. С тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал), аллолия или дети «молчуны».

4. С нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды).

5. С задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль над ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог.

6. С нарушениями интеллекта - Умственно отсталые дети (невролог, психиатр)

7. С нарушением эмоционально-волевой сферы. Таких детей выявляет психолог и невропатолог.

8. С множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Можно выделить следующие основные группы заболеваний детей с особыми образовательными возможностями по классификации Л.П. Боровой (1998):

  1. Нервно-психические заболевания;

Наиболее распространенные заболевания этой группы детские церебральные параличи, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза), синдром Дауна, аутизм.

Умственно отсталые дети, которых называют также детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в развитии от нормы. Такие дети составляют около 2,5% от общей детской популяции (Лубовский В.И., 2003). Поражение мозговых систем, лежащее в основе недоразвития психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития - во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых полутора лет жизни, то есть до становления речи. Чем в более ранние сроки у ребёнка возникло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия, ведь в таком случае срок нормального развития головного мозга ребёнка оказывается минимальным.

2. Заболевания внутренних органов;

В эту группу заболеваний входят различные патологические состояния и пороки развития органов дыхания (в том числе и хронический туберкулез легких), почек и органов мочевыделения, желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей (циррозы печени, агрессивный хронический гепатит, непрерывно-рецидивирующий язвенный процесс и т.п.), сердечно-сосудистой системы (в том числе пороки сердца и крупных сосудов), системы кроветворения (лейкозы, болезнь Верьегофа, лимфогранулематоз и т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.).

3. Поражение и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях;

Психическое развитие детей с дефектами зрения в значительной степени зависит от времени возникновения патологии и от времени начала специальной коррекционной работы, а эти (психического развития) дефекты могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов. Нужно постепенно включать ребенка в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей рекомендуется так же использовать их особую чувствительность к музыке.

4. Онкологические заболевания;

К ним относятся злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные новообразования глаза, печени и других органов. У такого ребенка отмечается отгороженность и замкнутость (25%) , а так же раздражительность, агрессия и другие проявления невротического характера (56%). У таких детей практически нет друзей, кроме таких же больных ребят, как и они. Таким образом, они как бы отгорожены от внешнего мира, что вызывает задержку в развитии социальных навыков, социальную дезадаптацию.

5. Поражения и заболевания органа слуха;

По степени снижения слуха различают глухих и слабослышащих. Среди глухих можно выделить так же две группы в зависимости от наличия или отсутствия у них речи. Число детей с этим заболеванием относительно невелико, они составляют около 2% всех детей-инвалидов.

Особенности поведения ребенка с нарушенным слухом разнообразны. Обычно они зависят от причин нарушения. Например, у детей с ранним ограниченным повреждением мозга дефект слуха сочетается с повышенной психической истощаемостью и раздражительностью. У оглохших, наоборот, наблюдается импульсивность, двигательная расторможенность, иногда даже агрессивность.

6. Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации;

7. Эндокринные заболевания.

Так же существует классификация С.С. Ляпидевского (2000). Согласно ей существуют следующие заболевания, при которых детей относят к различным степеням инвалидности:

Расстройства двигательных функций - параличи, парезы, атаксии (нарушение координации), апраксии (невозможность совершения сложных движений);

Расстройства зрительных функций - слепота (полная, частичная);

Расстройства слуховых функций - тугоухость, глухота, слепоглухонемота;

Расстройства речи - афазии (формы распада сформированной речи вследствие поражений головного мозга), фонетико-фонематические расстройства (нарушения звукопроизношения), темпо-ритмические расстройства (нарушения темпа, ритма, плавности речи, их судорожные формы);

Дизонтогении - аномалии развития: дефекты черепа, мозговая грыжа, аэнцефалия, циклопия; хромосомные нарушения: болезнь Дауна (умственная отсталость, пороки развития), синдром Клайнфельтера (умственная отсталость, психическая вялость, нарушения полового развития у лиц мужского пола), синдром Шершевского-Тернера (аномалии соматического развития, низкорослость), синдром Штурге-Вебера-Краббе (психическая отсталость, эпилептические припадки); генетические расстройства: фенилкетонурия (психические расстройства, интоксикации, судороги); прогрессирующие мышечные дистрофии: миопатии, миатонии, атаксии; ганглиозидозы: амавротическая идиотия Тея-Сакса (сочетание слабоумия и слепоты); опухоли мозга;

Инфекционные заболевания нервной системы - менингит, микроцефалия, олигофрения инфекционного происхождения, гидроцефалия, задержка психического развития, энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты, хорея, полиомиелит, невриты (лицевого нерва, тройничного нерва, седалищного нерва, плечевого сплетения, полиневриты), сифилис нервной системы, туберкулез нервной системы;

Травматические и сосудистые поражения нервной системы - минимальная мозговая дисфункция, детский церебральный паралич, ночное недержание мочи, сосудистые расстройства головного мозга;

Эпилепсия (судорожные приступы с расстройствами сознания и своеобразными нарушениями психической деятельности);

Неврозы - неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний, астения (в том числе и церебральная);

Заболевания желез внутренней секреции - карликовость или гигантизм, преждевременное половое созревание, микседема, кретинизм и др.

Вышеописанные заболевания приводят к детской инвалидности, это травмирует и их психику. Следовательно, им нужна не только медицинская, но и психологическая помощь. Для родителей таких детей данное обстоятельство также является травмирующим психику фактором. Им тоже необходима психологическая реабилитация, а также коррекция родительско-детских отношений, так как обеим сторонам трудно адаптироваться к новой ситуации.

Среди эмоциональных состояний, испытываемых ребёнком с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста и его психологических особенностей Д.И. Кича (1994) выделяет:

- страдание от острого дефицита общения, прежде всего с близкими и со сверстниками;

- сложность принятия изменяющегося под воздействием заболевания или калечащего тело лечения образа «физического Я» (ребенок полнеет, лысеет, быстро растет), следствием чего может быть отказ от приёма лекарств;

- переживание ощущения собственной социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения.

А.И. Тащева (1998) отмечает следующие эмоциональные состояния, которые испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста:

страхи (они зачастую имеют парадоксальный характер: это страхи, которые отражают актуальное состояние ребенка и лишь возможное в будущем его состояние):

  • страх предстоящей операции,
  • страх возможного рецидива болезни,
  • страх одиночества, но ребёнок может одновременно опасаться и предстоящих встреч со значимыми для него людьми,
  • страх смерти, испытываемый с 4-х - 5-ти лет;

Как отмечают эти исследователи, практически всем тяжело больным детям свойственны признаки педагогической запущенности, нервности и т.д.

Подростки и юноши, имевшие до болезни сложившиеся профессиональные устремления, имеют следующие эмоциональные состояния и психологические особенности:

- страдание от своей будущей профессиональной непригодности;

- переживание страха выздоровления в связи с возможной, по их мнению, утратой родительской любви и внимания, а также из-за необходимости возвращения в школу;

- страх отставания в учёбе;

- ощущение острого дефицита знаний, умений и навыков;

- подростки фиксируются на представлении о бессмысленности предстоящей жизни, понимая свои ограниченные физические, да и юридические возможности, связанные со статусом инвалида;

- суицидальные мысли, намерения, попытки (Тащева А.И., 1998).

К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

Существуют причины появления детей с ОВЗ.

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

• Пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.

• Натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков.

• Постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал, получил неправильное лечение.

  1. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, СПИД.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.

5. Снижена познавательная активность.

6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Чем общество и мы в частности можем помочь таким детям? Существует два понятия, которые определяют способы взаимодействия с детьми с ОВЗ – интеграция и инклюзия.

Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое

К числу основных принципов, на которых была основана интеграционная деятельность санатория-школы В.П. Кащенко, относятся следующие:

1. Сотрудничество специально подготовленных врачей и педагогов, призыв к которому прозвучал в выступлении Кащенко на Всероссийском съезде естествоиспытателей уже в 1909 году.

2. Индивидуализация обучения: «Мы не навязываем детям знаний, не навязываем и работ. Мы основываемся на проявившемся у ребенка интересе, расширяем, углубляем этот интерес и от него ведем ребенка дальше к смежным областям знаний…»

3. Межпредметные связи и связь обучения с жизнью. Преподавание отдельных предметов учебного курса не должно вестись изолированно, с тем чтобы интерес к отдельному учебному предмету мог распространяться и на другие дисциплины. Связь учебных предметов с окружающей жизнью обеспечивает «отыскивание, осмысление и объяснение параллелей, сравнений и противопоставлений»

4. Опора на наглядность и «ручные работы». В.П. Кащенко критикует обычную школу за вербализм, когда «ученик остается пассивным слушателем, а его личность спит, не пробуждаемая чуждой ей наукой»[14], отчасти поэтому «основным учебно-воспитательным приемом» санатория-школы В.П. Кащенко является «метод ручных работ»: «прочно заложенный фундамент конкретных впечатлений и приобретенные навыки мысли дают возможность переходить к более отвлеченным занятиям».

Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин инклюзия имеет отличия от терминов интеграция и сегрегация. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата. Инклюзия - это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.

Интеграция

Инклюзия

  • Внимание направлено на проблемы «особых детей»
  • Необходимое требование – изменение субъекта (ребенка с проблемами)
  • Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями
  • Профессиональная, специальная экспертиза и формальная поддержка
  • Возможно использование специальных методов обучения и терапия
  • Ассимиляция
  • Внимание направлено на всех детей детского сада, школы
  • Изменяются детский сад, школа
  • Преимущество получают все дети
  • Неформальная поддержка и экспертиза воспитателя детского сада, учителя массового класса
  • Качественное обучение и воспитание всех детей – учеников школы
  • Трансформация

Существует комплексный подход к детям с ОВЗ

  1. Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ
  2. Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ
  3. Охрана и укрепление здоровья детей.

Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.

1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации. Для решения этой задачи с детьми можно проводить: артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, дыхания), обязательно должны быть динамические паузы, дидактические игры можно использовать зрительные ориентиры.

2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку воспринимать учебный материал осознанно. Для решения этой задачи можно предложить детям: различные тематические альбомы, беседы, наблюдения.

3. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию: можно проводить наблюдения, экскурсии, включать детей в проблемные, бытовые ситуации.

4. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку – упражнения «Запоминай порядок», «Запомни узор», можно использовать сигнальные маячки для детей и другое.

5. Развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического – это дидактические игры «Найди тайник», «Угадай предмет» и другое.

6. Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений) - дидактические игры «Свободная классификация», «Поиск сходных предметов», «Раскрась по образцу» и другое.

7. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждения эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта – упражнения «Кляксы», игра «Маски», «Рисунок эмоций» и т. д.

8. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов (врачи, дефектологи, логопеды, психологи, воспитатели) за развитием ребенка. Здесь большую роль играют сами родители.

Воспитатели должны знать детей с ОВЗ, к ним должен быть индивидуальный подход, контроль, для детей нужна частая смена деятельности, их надо чаще хвалить.

Главная задача педагогов это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптировать детей с ОВЗ к социуму, сформировать социально-нравственное поведение.

Основные принципы обучения детей с ОВЗ:

  1. Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
  2. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
  3. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут или индивидуальная программа сопровождения?

Это, в первую очередь, план мероприятий, направленных на развитие и социализацию ребенка с ОВЗ. Это скоординированная деятельность всех субъектов образовательного процесса с одной единой целью.

Направления действий по преодолению трудностей освоения воспитанниками с ОВЗ программы дошкольного образования

Для оказания воспитаннику с ОВЗ комплексной помощи по преодолению трудностей освоения программы дошкольного образования необходимо взаимодействие всех специалистов и построение их деятельности по принципу команды. Работа ведется в течение всего периода пребывания ребенка в ОУ, отслеживаются и результаты дальнейшего школьного обучения. Команда работает в следующих направлениях:

1. Диагностическое направление

1.1. Изучение документации ПМПК (заключения членов ПМПК, врачей-специалистов, состояние слуха, зрения, НОДА, наличие инвалидности, характеристики, заключения и т.д.).

1.2. Первичное обследование и мониторинг всеми специалистами ОУ (при необходимости направление на дополнительное обследование).

1.3. Ознакомительные беседы с родителями (о раннем развитии, проблемах ребенка, планах и «ожиданиях» родителей, выявление детско-родителельских и семейных проблем).

1.4. Индивидуальное консультирование родителей о результатах мониторинга (первичный, срезовый, итоговый) в очно-заочной форме (специалисты - под роспись, воспитатели - выборочно, по решению ПМПк).

1.5. Проведение срезового, итогового мониторинга после каждого периода обучения, отслеживание «+» или «-» динамики, причин, обсуждение результатов на мини-ПМПк с целью определения дальнейших направлений коррекционно-развивающей работы, длительности и формы КРО.

2. Коррекционно-развивающее направление

2.1. Обсуждение выявленных специалистами трудностей освоения образовательных областей ООП на заседаниях ПМПк.

2.2. Определение программы обучения воспитанника (соответствие возрастной норме, 1,2,3-му этапу обучения, 1,2,3-й год обучения)

2.3. Решение о создании индивидуальной программы / плана сопровождения,

- определение приоритетных направлений, исходя из выявленных трудностей;

- закрепление курирующего специалиста;

- определение сроков работы (периода работы)

2.4. Коррекционно - развивающая работа по периодам

3. Консультационно-просветительское направление

3.1. Комплексная помощь воспитаннику, родителям, педагогам

3.2. Включение родителей в образовательный процесс

Рекомендации по ведению дневника наблюдений за воспитанником

1.На первой странице дневника указывается необходимая информация о ребенке:

  • Ф.И. ребенка, дата рождения, дата поступления, домашний адрес;
  • Ф.И.О. родителей (законных представителей), родственников, контактные телефоны

2.Медицинские рекомендации заносятся в дневник врачом дошкольного отделения по мере изменений в состоянии ребенка /не менее 2 раз в год/ с указанием даты заполнения.

3.Рекомендации к оформлению наблюдений:

  • наблюдения записываются в дневник ежедневно с указанием времени сопровождения ребенка;
  • фиксируются все изменения в период адаптации ребенка к ОУ (при поступлении в группу, после длительных больничных, отпусков);
  • информация родителей о состоянии ребенка дома и пожелания по сопровождению;
  • сведения о получении (длительность, состояние ребенка в период и после) медикаментозного лечения.

3.1. ассистент педагога описывает состояние ребенка в течение дня:

  • настроение утром, во время прогулки, занятий, после дневного сна и перед уходом домой;
  • особенности поведения во время кормления и дневного сна;
  • формирование КГН и навыков самообслуживания (питание, пользование туалетом, умывание, одевание-раздевание и т.д./;
  • особенности общения с детьми и взрослыми при проведении образовательной деятельности, во время прогулки, совместных игр с детьми и др.;
  • предпочтения ребенка /любимые предметы, игрушки, игры, упражнения, звуки/;
  • негативные проявления (причины их появления в течение дня);
  • речевые и эмоциональные проявления в течение дня, появление новых звукокомплексов, слогов, слов, эмоций;
  • «+» или резко «-» динамика в развитии воспитанника;
  • фиксируется при необходимости и состояние ребенком дома – со слов родителей;
  • отмечается дата ухода и выхода ребенка с больничного, отпуска, причины отсутствия.

Литература

  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  2. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 451 с.
  3. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.– М.: Педагогика, 2007. – 247 с.
  4. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
  5. Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. – М.: Педагогика, 1971. –349 с.
  6. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
  7. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: Академкнига, 2005. – 247 с.
  8. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
  9. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – СПб.: Издательство ППМИ, 2003. – 186 с.
  10. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
  11. Лебединская, К.С. Задержка психического развития. – М.: Педагогика. – 2007. – 280 с.
  12. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004. – 306 с.
  13. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 20010. – 208 с.
  14. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
  15. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
  16. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.
  17. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  18. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005. – 180 с.
  19. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
  20. Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
  21. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.
  22. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина– Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.
  23. Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. – Красноярск // В мире научных открытий. – 2010. № 4 (10). Часть 8. – С. 82-84. [электронный ресурс]http://www.pedlib.ru/Books/6/0317/6_0317-5.shtml#book_page_top


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог психолог: В.А. Антошина МОУ «Сланцевская СОШ №6»

Слайд 3

Нормативная база РФ в области инклюзивного образования - Конституция Российской Федерации - «Конвенция о правах ребенка» - «Конвенция ООН о правах инвалидов» - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» - Закон РФ «Об образовании» - Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г - Декларации прав ребенка - Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617 - Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» - Программа «Доступная среда для инвалидов», - Концепция непрерывного образования.

Слайд 4

Общие принципы и закономерности организации учебного процесса для детей с ОВЗ принцип соблюдения интересов ребёнка; внедрение принципа непрерывности; соблюдение принципа системности; соблюдение принципа гуманизации; принцип рекомендательного характера оказания помощи; принцип вариативности.

Слайд 5

Создание благоприятных социально-педагогических условий для детей с ОВЗ состоит: в преодолении социальных и профессиональных стереотипов; в организации индивидуальной траектории обучения ребенка; в исключении указания, команды, требования, принуждения; в недопустимости любой критики и оценивания действий; право выбирать виды и содержание творческой деятельности и работать в собственном темпе; в расширении сферы самостоятельности воспитанника; в равных партнерских отношениях; в праве ребенка отказаться от выполнения некоторых заданий; в формировании коллектива детей; в приобретении навыков коммуникации; в повышении роли одноклассников; в обеспечении комфортности.

Слайд 6

Инклюзивное образование (фр. inclusif -включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Слайд 7

ЧТО ДЕЛАЕТ ШКОЛУ ИНКЛЮЗИВНОЙ 1.Дети: в школе обучаются дети с инвалидностью и без. 2.Филосия школы: инклюзия предполагает диалог учитель-ребенок-родитель, обученный педагогический персонал, оснащенный необходимыми материально-техническими средствами и условиями и ресурсами 3.Архитектурная доступность: возможность передвигаться внутри школы, участвовать во всех мероприятиях 4.Наличие специалистов, сопровождающих ученика в процессе обучения (логопед, дефектолог, тьютер и др.) 5. Вовлеченность родителей: дети хотят учиться и готовы прикладывать усилия , а родители настраивают на равные условия общения, объясняют правила поведения и помогают их соблюдать.

Слайд 8

Инклюзивное образование стремится развить методологию , направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению , который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Слайд 9

Термин интеграция означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития каждого ребенка. Следует разграничить понятия интегрированное и инклюзивное обучение. Интегрированное обучение: система неизменна, ребенок либо адаптируется к ней, либо становится для нее неприемлемым. Инклюзивное обучение: все дети разные, все дети могут учиться, но при данном обучении система адаптируется к потребностям ребенка.

Слайд 10

Плюсы и минусы инклюзивного (интегрированного) обучения:

Слайд 11

Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями, Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения, Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки специалистами, Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей с ОВЗ, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество, Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Слайд 12

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер. На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования :

Слайд 13

Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии, Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ. Отсутствие гибких образовательных стандартов, Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка,

Слайд 14

Для организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ учитывается: Соматическое состояние здоровья. Особенности познавательной деятельности. Обеспечение ПМП сопровождения специалистами разного профиля, подбор педагогических кадров, способными осуществлять интегрированное обучение детей с разными образовательными потребностями. Установление положительного психологического климата в интегрированном обучении в классе. Установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.

Слайд 15

http://www.inclusive-edu.ru/docum/

Слайд 16

К детям с ОВЗ относятся дети: С нарушением слуха - Не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие; может выявить педагог С нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием. Может выявить педагог. С тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал), аллолия или дети «молчуны». С нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды). С задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль над ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог. С нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (невролог, психиатр) С нарушением эмоционально-волевой сферы. Таких детей выявляет психолог и невропатолог. С множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Слайд 17

Существует комплексный подход к детям с ОВЗ Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ Охрана и укрепление здоровья детей.

Слайд 18

Основные принципы обучения детей с ОВЗ: Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.

Слайд 19

Что такое индивидуальный образовательный маршрут или индивидуальная программа сопровождения? Это, в первую очередь, план мероприятий, направленных на развитие и социализацию ребенка с ОВЗ. Это скоординированная деятельность всех субъектов образовательного процесса с одной единой целью.

Слайд 20

1. Диагностическое направление 1.1. Изучение документации ПМПК (заключения членов ПМПК, врачей-специалистов, состояние слуха, зрения, НОДА, наличие инвалидности, характеристики, заключения и т.д.). 1.2. Первичное обследование и мониторинг всеми специалистами ОУ (при необходимости направление на дополнительное обследование). 1.3. Ознакомительные беседы с родителями (о раннем развитии, проблемах ребенка, планах и «ожиданиях» родителей, выявление детско-родителельских и семейных проблем). 1.4. Индивидуальное консультирование родителей о результатах мониторинга (первичный, срезовый, итоговый) в очно-заочной форме ( специалисты - под роспись, учителя - выборочно, по решению ПМПк). 1.5. Проведение срезового, итогового мониторинга после каждого периода обучения, отслеживание «+» или «-» динамики, причин, обсуждение результатов на ПМПк с целью определения дальнейших направлений коррекционно-развивающей работы, длительности и формы КРО.

Слайд 21

3. Консультационно-просветительское направление 3.1. Комплексная помощь воспитаннику, родителям, педагогам 3.2. Включение родителей в образовательный процесс

Слайд 22

2. Коррекционно-развивающее направление 2.1. Обсуждение выявленных специалистами трудностей освоения образовательных областей ООП на заседаниях ПМПк. 2.2. Решение о создании индивидуальной программы / плана сопровождения - определение приоритетных направлений, исходя из выявленных трудностей; - закрепление курирующего специалиста; - определение сроков работы (периода работы) 2.3. Коррекционно - развивающая работа

Слайд 23

Адаптированная образовательная программа (АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП)

Слайд 25

http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/

Слайд 26

Возможные варианты организации обучения школьников с ОВЗ Специальные (коррекционные) школы ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ от 28.10.2014 г. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования». 2. Общеобразовательные школы: Интегрированное обучение целого класса в школе; инклюзивное обучение отдельных учащихся в классе.

Слайд 27

ВЫВОД: Только при условии осуществления целенаправленного систематизированного подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями, осуществление комплексной коррекционной работы способствует развитию ребёнка, с учётом индивидуальных и личностных особенностей, даёт возможность ему успешно преодолеть негативные особенности и адаптироваться в современном обществе .

Слайд 28

Спасибо за внимание!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стимулирующие технологии, как метод активизации собственных сил организма для детей ОВЗ. МОУ «Сланцевская СОШ №6» Педагог-психолог В.А. Антошина (практические упражнения)

Слайд 2

Самый лучший отдых – работа; Самый лучший день – сегодня; Самый большой дар – любовь; Самое большое богатство- здоровье!

Слайд 3

« Не спрашивай о том, в чем нуждается мир, а лучше спроси, что помогает тебе жить, а потом иди и следуй этому, потому что миру нужны живые люди» Ховард Термон

Слайд 4

Упражнения для снятия стресса Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены. 1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощу­щения в каждый момент времени. 2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее. 3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее. 4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее. 5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее. 6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее. 7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Слайд 5

Упражнение 2. Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих, 1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их. 2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки. 3. Напрягите и расслабьте икры. 4. Напрягите и расслабьте колени. 5. Напрягите и расслабьте бедра. 6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы. 7. Напрягите и расслабьте живот. 8. Расслабьте спину и плечи 9. Расслабьте кисти рук. 10. Расслабьте предплечья. 11. Расслабьте шею. 12. Расслабьте лицевые мышцы. 13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.

Слайд 6

Упражнение 3. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание. 1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.) 2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение. 3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теп­лые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака. 4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами. Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.

Слайд 7

Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребёнка - вот наши главные лекарства. И ещё – яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь. Дубровский А.А

Слайд 8

Приемы создания эмоционального комфорта Продуктивные приемы Систематическое одобрение, похвала; Формирование положительных оценочных суждений; Доброжелательность, юмор, шутка, улыбка; Создание обстановки доверия, уверенности в успехе; Отступления, связанные с темой занятия; Преобладание положительных оценок деятельности; Соблюдение перерывов в работе

Слайд 9

Упражнения на снятие эмоционального напряжения «Возьмите себя в руки» Говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека». «Врасти в землю» «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты могучее, крепкое дерево, У тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека». «Сбрось усталость» «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперёд, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори ещё».

Слайд 10

Упражнение 1 . Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони. Упражнение 2 . Слегка помассируйте кончик мизинца. Упражнение 3 . Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут. Упражнение 4. «Улыбка» - Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы (помогает снять мышечное напряжение). Упражнение 5. Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга). Упражнение 6. «Точечный массаж» - Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами. Упражнение 7 . Левостороннее дыхание - Пальцем зажимаем правую ноздрю. Дышим левой ноздрей спокойно, неглубоко.

Слайд 11

Упражнения для быстрого снятия эмоционального или физического напряжения Упражнение «МУХА» Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Слайд 12

Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения Цель: Предлагаемое упражнение позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции. Упражнение “Моечная машина” Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина

Слайд 13

Кинезиологические упражнения Перейдем к следующей части. Давайте сядем в круг на стулья. Кинезиологические упражнения – это лечение движением. Сейчас мы попробуем сделать некоторые из них. И что самое главное – их можно делать в любое время просто на рабочем месте. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8- раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Слайд 14

«Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». «Ладонь, ребро, кулак» «Удержи снежинку». Участники получают по маленькому комочку ваты. Его нужно разрыхлить так, чтобы можно было подуть, и он бы летел, как пушинка. Задача участников – не дать упасть «снежинке», все время удерживая ее в воздухе. Упражнение «Импульс» Все участники становятся в круг и берутся за руки. «Сейчас по моей команде мы отправим импульс любви и доброты. Я пожимаю руку моему соседу справа, он своему соседу справа и т.д., пока этот импульс не вернется ко мне. Очень важно делать это упражнение улыбаясь, представляя, что через Вас действительно проходит импульс, делающий Вас счастливее и Вы, приумножая, посылаете его дальше. Затем мы повторим упражнение в обратную сторону. А сейчас самое главное! Импульс пойдет от меня одновременно сразу в обе стороны. И на ком он сойдется – будет самым счастливым человеком, по крайней мере, на сегодняшний день».

Слайд 15

Я проснулась – с желанием – ЖИТЬ! Я сама себя вдруг ПОБЕДИЛА! Я проснулась с желаньем открыть, Ощутить в себе новую Силу! Я могу поделиться добром, Я могу поделиться – улыбкой, Светом, радостью, счастьем, теплом, В жизни – все исправимы ошибки! В Жизни – столько всего! Не объять! Столько милых и чудных моментов! Я бы мир весь хотела – обнять, Мне – не страшно идти – против ветра! Здесь – не стоит кого-то судить… Здесь – всегда приоткрыта страница! Я проснулась – с желанием ЖИТЬ, А вчерашнее все – небылица…

Слайд 16

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИОМ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Индивидуальный образовательный маршрут...

Коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ и детей - инвалидов 1-4 класс "Выше радуги"

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) дети с ЗПР составляют самую многочисленную группу, состав которой характеризуется выраженной неоднородностью и полиморфизмом.Все дети с З...

ППС детей с ОВЗ и детей-инвалидов_группы риска

Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло...

ПРОГРАММА, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов

На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из...