Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"
материал
В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Дезадаптивное поведение дошкольников и школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
08_kotsenko_psihologiya_lk_5.docx | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Самостоятельная работа
по дисциплине: «Специальная психология»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Коценко Елена Александровна
г. Москва, 2017 г.
Самостоятельная работа по теме «Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников»
- Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.
- Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте?
- Что такое акселерация и ретардация?
- Назовите факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.
- Перечислите неблагоприятные признаки становления личности школьника.
- Составьте сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.
- Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста.
Дезадаптивное поведение – нарушение приспособительного поведения в силу действия тех или иных внутренних и внешних причин.
Факторами дезадаптивного поведения у дошкольников являются:
– выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр;
– такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость по отношению к неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых;
– инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком;
– импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
– реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги как реакция активного протеста.
В младшем школьном возрасте выделяют следующие факторы:
– сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
– повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям;
– акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
– наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;
– отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;
– гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;
– выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;
– нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жевательной резинки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей.
В препубертатном возрасте среди диагностических критериев угрожаемости патологического криза большое место занимает асинхрония соматопсихического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройств поведения:
- диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией;
- диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;
- диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.
Акселерация – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.
Термин «акселерация» был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки.
Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.
Основные факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте следующие:
- один из ведущих: раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности как результат всех перечисленых выше факторов: незрелости эмоционально-волевой и личностной сфер, низкого уровня познавательной активности и слабости интеллектуальных предпосылок, неблагоприятности средовых условий;
- стойкость инфантильных черт личности;
- преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
- выраженность энцефалопатических расстройств психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
- асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
- неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений развития.
Неблагоприятные признаки становления личности школьника:
- неблагоприятная ситуация в семье (сложные отношения между родителями);
- асоциальная атмосфера;
- строгое отношение к ребёнку;
- игнорирование интересов ребёнка;
Таблица критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и младших школьников
В дошкольном возрасте | В младшем школьном возрасте |
выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр; | нередуцирующая моторная бестормозность, сочетающаяся с эйфорическим фоном настроения; |
такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых | сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника; повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям; акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость; |
инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком; | |
наличие, как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, их завершение церебрастеническими явлениями; | |
импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу; реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги как реакция активного, протеста. | отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей; реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий на самоподготовке в интернатах, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» педагогам и родителям; |
гиперкомпенсаторные, реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями; | |
выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет, как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду; | |
нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей; | |
дефекты воспитания в виде бесконтрольности безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи. |
Таблица неблагоприятных факторов развития личности
В младшем школьном возрасте
| В предпубертатном возрасте
|
Сообщение на тему «Нарушение поведения у подростков»
В последние годы усиливается внимание широкого круга исследователей (врачей, психологов, социологов, педагогов и др.) к проблеме нарушений поведения у подростков. При изучении биологических факторов интересы сосредоточиваются на особенностях гормонально-эндокринной перестройки этого возраста, процессах ретардации либо акселерации полового созревания, декомпенсации органической неполноценности нервной системы. Исследование социальных факторов включает изучение особенностей окружения, воспитания и обучения, направленных на процессы формирования личности подростка.
Как известно, подростковый период является одним из важнейших этапов в психическом развитии человека. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание и самооценка, возрастает способность к анализу и синтезу явлений, развиваются интересы к отвлеченным и мировоззренческим вопросам.
Л.С. Выготский, называя подростковый возраст одной из самых сложных критических эпох в онтогенезе человека, характеризовал его как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено благодаря появлению мощного фактора - полового созревания, а новое - не обретено. В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов, - роль процесса полового созревания и роль неустойчивости различных физиологических систем, в первую очередь нервной.
Проблема нарушений поведения в подростковом возрасте стала наиболее актуальной в последние десятилетия и во многом связана с таким феноменом как акселерация — то есть, ускорение физического развития и полового созревания.
Хотя большинство современных подростков уже в 13-15 лет по своему внешнему виду и сексуальному развитию соответствуют 18-19-летним юношам и девушкам, в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными. Несмотря на кажущуюся «взрослость» и высокий рост современных подростков, особенности психики, присущие их возрасту, сохраняются.
У многих подростков явный диссонанс между физическим и социальным развитием. Некоторые стороны психического развития «не успевают» за ускоренным физическим развитием, и могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающиеся с внешней кажущейся «взрослостью». В выраженных случаях наблюдается дисгармоничный инфантилизм.
Инфантильные подростки не способны критически оценивать себя и свое поведение. Они требуют от взрослых, чтобы к ним относились иначе, так, как они стали внешне выглядеть и каковыми они оценивают себя. Им хочется быть самостоятельными, а они ещё школьники, не имеют возможность самостоятельно зарабатывать, и в материальном отношении зависят от родителей, а в школе их поведение контролируется учителями. Поэтому они находят компенсацию своей зависимости вне дома и школьных стен.
Помимо проблем, связанных с диспропорцией физического и психического развития современных подростков, существует и диссонанс между самими подростками одного возраста. У одних физическое и сексуальное созревание происходит быстрее, у других медленнее, и они могут стать предметом насмешек более развитых сверстников. То же самое и в отношении материального достатка семьи — в одном классе или в одном дворе могут быть дети из очень обеспеченных семей и из семей с малым достатком.
Таким образом, учитывая все отмеченное выше, все нарушения поведения можно разделить на:
1. Характерологические (непатологические): преходящие (непостоянные) ситуационно обусловленные изменение поведения, проявляющиеся преимущественно только в определённой среде (микросреде) (только дома, только в школе, только на улице), которые имеют чёткую психологическую направленность, не ведут к нарушению социальной адаптации (приспособленности в обществе) и не сопровождающиеся расстройствами соматических функций.
2. Патохарактерологические (патологические): психогенные личностные реакции, которые имеют генерализованный характер (проявляются во всех микросредах жизни ребенка), проявляющиеся в разнообразных отклонениях поведения, ведущих к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождающиеся невротическими и соматовегетативными расстройствами.
Список литературы
- Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Владос, 1995
- Артюхова И.Н. Профилактика дезадаптации первоклассников. Психологические технологии. – М.: Чистые пруды, 2008
- Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М.: Гном, 2000
- Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь программа адаптации детей к школе. – М.: Генезис, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...
Формирование умений самостоятельной работы как фактора повышения уровня познавательной самостоятельности у младших школьников
Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную учебно–познавательную деятельность и, прежде всего, при выполнении самостоятельных рабо...
Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"
В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения"...
Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"
В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Причины и проявления школьной дезадаптации"...
Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"
В материалах представлены самостоятельная работа по теме "Общие и специальные способности" и сообщение на тему "Феномен способностей"...
Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"
В материалах представлены самостоятельная работа на тему "Искажённое и дисгармоническое развитие", сообщение на тему "Аутичный ребёнок" и графическая методика "Кактус"...
Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"
В материалах представлены самостоятельная работа на тему "Психологическая коррекция в специальной психологии" и занятие по коррекции когнитивных процессов...