Практическая работа «Ролевой профиль личности»
материал

Воспанова Дарья Валерьевна

Являясь членом тех или иных социальных групп, выступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) – местом в конкретной данной системе социальных взаимосвязей. Так на предприятии четко различаются официальные позиции директора, бухгалтера, юрисконсульта, мастера, рабочего и другие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevoy_profil_lichnosti.docx44.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Комитет общего и профессионального образования Российской Федерации Государственное Автономное Образовательное Учреждение Высшего Образования Ленинградской Области

«Ленинградский Государственный Университет им. А.С. Пушкина»

Факультет психологии

Кафедра психологии развития и образования

Практическая работа «Ролевой профиль личности»

Выполнила: студентка 4 курса

736 группы Воспанова Д.В.

Проверила: Карпова Е.А.,

Доцент, канд. псих. наук

Санкт-Петербург

2016 год

  1. Анализ теоретического материала по теме

В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е годы американские исследователи Д.Мид и Р.Линтон. Последний определял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции. [1]

Являясь членом тех или иных социальных групп, выступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) – местом в конкретной данной системе социальных взаимосвязей. Так на предприятии четко различаются официальные позиции директора, бухгалтера, юрисконсульта, мастера, рабочего и другие. Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле. Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности. Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор». Так один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза. Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций. В рамках данных отношений индивиды выполняют определенные социальные роли, а эти взаимоотношения называются ролевыми. Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств.

Человек обладает известной степенью свободы в отношении своего ролевого поведения. [2]

Существует ряд классификаций социальных ролей. Все их многообразие можно подразделить на роли, приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Такие роли называются генеральными. Они предписывают определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В станах Востока различие меду генеральными ролями еще боле заметно.

К достигнутым ролям относятся те, которые выполняются в той или иной профессиональной области. Например, роли директора предприятия, доктора философии, тренера футбольной команды.

В соответствии с другими логическими основаниями можно выделить специфические роли и диффузные роли. В ролях специфические взаимоотношения строятся на основе особых четко ограниченных целей. Например, кассир, продающий билеты в кинотеатре, парикмахер, подстригающий своих клиентов. Активность лиц, выполняющих дифференциальные роли, наоборот, не имеет подобной специальной направленности. Все семейные взаимоотношения вообще строятся на основе дифференциальных ролей. В форме таких ролей могут проявляться и отношения между близкими друзьями, влюбленными. При этом ролевые взаимосвязи осуществляются на почве широкого круга взаимных интересов. [3]

Нередко для того чтобы окружающие имели необходимую информацию о социальной роли той или иной личности в данный момент, прибегают к ролевым символам. Примером такого символа может быть какая-либо униформа. Место социального взаимодействия каких-либо индивидов также обладает характером ролевого знака.

Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Эти ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания, определенные запреты и ряд менее точно определенных ожиданий. Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным.

Ролевые ожидания нередко касаются не только поведения индивида в той или иной роли, но и его внешнего облика – одежды и аксессуаров туалета, украшений, прически. В некоторых официальных ситуациях форма одежды сравнительно строго регламентируется.

Иногда личность при выполнении той или иной роли оказывается в конфликтной ситуации. Выделяют несколько типов ролевых конфликтов. Личностно-ролевой конфликт происходит, когда субъективное я не соответствует требованиям социальной роли. Интерролевой конфликт происходит тогда, когда предписания различных социальных ролей, выполняемых личностью, препятствует их успешной реализации. Этот конфликт наблюдается тогда, когда индивид обнаруживает несовместимость ожиданий по отношению к его роли со стороны ряда лиц и не знает, каким из них он должен соответствовать. [2]

Личность со всеми своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли. И наоборот, продолжительное выполнение индивидом какой-либо социальной роли влияет на проявление и формирование соответствующих свойств личности.

Список литература:

  1. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2009. — 290 с
  2. Социальная психология личности /Под ред. М.И.Бобнева, Е.В. Шорохова - М.: Изд-во «Наука»,1979

3. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б.Ольшанского. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

 2. Анализ конкретного ролевого профиля

 Таблица №1

Вопрос

И

П

Ф

М

Р

О

К

Д

1

g 1

d 2

f 1

c 0

a 0

h 1

b 5

e 0

2

a 2

b 2

e 3

g 0

c 1

d 0

f  1

h 1

3

h 1

a 3

c 1

d 1

f  0

g 1

e 1

b 2

4

d 1

h 0

b 0

e  1

g 1

c 1

a 4

f 2

5

b 1

f 1

d 1

h 2

e 1

a 2

c 1

g 1

6

f 1

c 1

g 2

a 0

h 1

e 0

b 4

d 1

7

e 1

g 2

a 1

f 1

d 0

b 0

h 2

c 1

Итого

8

11

9

5

4

5

18

8

Проведенное исследование на определение ролевого профиля личности показало следующие результаты:

 Испытуемому присуща роль исполнителя на 11,4 %. Он достаточно хорошо ориентируется в знакомой ему ситуации, не успокоится до тех пор, пока не поймет, что рабочие встречи, команды хорошо организованы, подготовлены и проводятся правильно. На него можно положиться при организации важной работы, так же этот человек мог бы быть организатором планомерной работы, при этом ему интересно находить решение различных проблем, старается двигаться к намеченной цели, несмотря ни на какое давление, хоть и ему сложно начать работу, пока полностью не поймет цели данной работы.

В качестве председателя в групповом взаимодействии испытуемый проявляет себя на 15,7%. Из них наиболее ярко выраженно умение влиять на людей без давления на них, а также убедить людей в необходимости тех или иных действий. Обладает способностью находить в других людях такие качества, которые могут быть полезны для всей группы, благосклонен к людям, выдвигающим оригинальные, но неприемлемые предложения, при этом попытается разделить общую задачу на ряд мелких и установить, какой вклад в решение задачи могут внести конкретные члены команды, при осознает, необходимость поручать другим сделать то, что сам сделать не смог бы. Испытуемый проявляет слабый интерес по отношению ко всем возможным точкам зрения и способность выполнять принятое решение без каких-либо колебаний.

Испытуемый в роли формирователя 12.9%. Проявляет готовность смириться с временной непопулярностью, в надежде, что это положительно скажется на итоговом результате команды. Иногда кажется человеком авторитарным, стремящимся повлиять на других людей. Готов потребовать от коллег четкости, чтобы время не уходило впустую, и участники совещания не отклонялись от главной темы. В небольшой степени оказывает существенное влияние на процесс принятия решений, но такой человек готов взять на себя роль ведущего, если чувствует, что группа не продвигается к поставленной цели, в той же ситуации склонен к раздражительности по отношению к тем, кто мешает группе.

Являясь «мыслительным аппаратом» группы на 7%, испытуемому не всегда удается объяснить сложные идеи, которые приходят ему в голову. При этом склонен отвергать очевидное и предлагать неожиданное. Такого человека можно признать, способным придумать что-нибудь оригинальное. И ему нравится деятельность, которая развивает его воображение.

На долю разведчика приходится 5,7%, ввиду своей многословности, но не активно проявляющейся во время обсуждения группы новых идей. Во время дискуссий, чтобы при желании смог стимулировать коллег на новые мысли и привести группу в движение. Готов самостоятельно осуществлять контакты за пределами группы, а также умеет находить людей, которые могут предложить что-то новое.

В качестве оценщика 7%, что говорит о том что не редко у испытуемого есть способность к здравому смыслу и при этом находит поддержку у других людей, может предложить набор разумных вариантов действий без предубеждений и пристрастий, находит убедительные аргументы при необходимости отвергнуть пустые предложения. Нравится ему анализировать ситуации и взвешивать все возможные варианты.

На 25,7 % испытуемый является «ярко выраженным» коллективистом. Это проявляется в его предрасположенности способствовать хорошим взаимоотношениям в коллективе и решительности при столкновении с сильным сопротивлением, к готовности поддержать предложения, полезные для команды, готовность работать с любым человеком из группы, проявившем позитивный подход к делу, каким бы трудным этот человек не казался и наличие интереса к более близкому знакомству с коллегами находится на высоком уровне. Хотя в некоторых моментах становится нерешительным, когда сталкивается с сильным сопротивлением.

Роль доводчика – 11,4% - близка испытуемому лишь благодаря высокой врожденной обязательности, помогающей контролировать сроки выполнения задания. При все при этом проявляет высокую требовательность к себе при выполнении командной роли, которую на него возлагают. Стремится задать правильный ход работе, даже если это может привести к задержке выполнения задачи. Нередко чувствует, когда ему необходимо полностью сосредоточиться на поставленной задаче. Хоть и коллеги считают, что он слишком волнуется из-за мелочей и опасений, что дела могут пойти не так, как надо.

3. График ролевого профиля личности

 


  1. Выводы (SWOT - анализ)

Сильные стороны:

1. Стремление к качественной организации встреч групп

2. Врожденная обязательность

3.Разработка оригинальных идей при помощи воображения

4. Смирению с временной непопулярностью во имя положительных конечных результатов

Слабые стороны:

1. В некоторых моментах становится нерешительным, когда сталкивается с сильным сопротивлением

2. Склонен к раздражительности по отношению к тем, кто мешает группе

3. Проявляет слабый интерес по отношению ко всем возможным точкам зрения и способность выполнять принятое решение без каких-либо колебаний

Возможности:

1. Имеет потенциал разделять задачу на ряд более мелкие, распределяя обязанности между членами команды

2. Также умеет находить людей, которые могут предложить что-то новое

3. Готов взять на себя роль ведущего, если чувствует, что группа не продвигается к поставленной цели

Угрозы:

1. Склонен отвергать очевидное и предлагать неожиданное

2.  Стремится задать правильный ход работе, даже если это может привести к задержке выполнения задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тундра. Практическая работа «Работа с картой природных зон России»

Тундра. Практическая работа «Работа с картой природных зон России». Урок для учащихся 4 -го класса.Технологии проблемного обучения положительно влияют на развитие самостоятельности, познав...

Опыт практической работы «Методы, формы и приемы работы изучения русского языка как неродного в начальной школе"

Зачастую при обучении ребенка-мигранта появляется несколько проблем. К сожалению, вопрос заключается не только в том, что русский язык для них как иностранный, но и в том, что проблемы возникают и в с...

Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения (из опыта работы)

Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общени...

Практическая работа к теме 3.4. Педагогические технологии в работе классного руководителя. Проектирование фрагмента занятия «Разговоры о важном».

Классный час посвящён Дню Матери.Тема " Материнское сердце чаще бьётся" (для обучающихся 3-4 классов)....

Практическая работа по математике по теме: "Работа, время, производительность труда за единицу времени", 3 класс, "Школа России"

Практическая работа по математике по теме "Работа, время, производительность труда" способствует формированию у учащихся логики, самостоятельности, умению работать в группе и закреплению мат...