Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу
тест (4 класс)

Елисеева Дарья Николаевна
RjvgktrcКомплексная диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика готовности младших школьников     к переходу в среднюю школу

 Диагностика мотивационной сферы Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Анкета Н.Г. Лускановой, модифицированная Е.И. Даниловой для учащихся среднего звена, даёт возможность определить уровень школьной мотивации детей. Наличие у ребёнка стремления выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность. Анкетирование рекомендуется проводить школьному психологу.

Текст опросника состоит из 10 вопросов. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны записать те ответы, которые им подходят.

Инструкция. «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

Обработка результатов.

Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.

Количественный анализ.

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

  • ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
  • нейтральный  (средний)   ответ  (не  знаю,   бывает  по-разному  и  т.п.) оценивается в 1балл;
  • ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.

5-й уровень. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

4-й уровень.   20  -  24   балла   (хорошая   школьная   мотивация).   Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3-й уровень. 15-19 баллов (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.

2-й уровень. 10 — 14 баллов (низкая школьная мотивация). Подобные школьники неохотно посещают школу, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.


1-й уровень. Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в отношениях с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываются выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Качественный анализ

Анализируется выбор ребёнка по каждому из 10 вопросов анкеты.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребёнка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта - о психологической защите.

О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на 5 вопрос (Как ты относишься к домашнему заданию?).

Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8 (Как ты относишься к своему классному руководителю?). О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и третьего вариантов ответа.

Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на 9 и 10 вопросы. О полной изоляции или отвержении ребёнка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса. При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребёнка в классе, либо его включённость в малую замкнутую группу из 2-х или 3-х человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос - первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребёнок стремиться к общению, однако по какой-то причине ему не удаётся установить контакт с одноклассниками, то есть фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребёнок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворён самим коллективом.

Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 - 3 в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребёнка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

Если ребёнок даёт третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих теста Филлипса, следует предложить его родителям оказать психологическую поддержку своему ребёнку.

Школьная мотивация зависит не только от уровня умственного развития учащихся класса. Хотя часто, чем выше интеллектуальное развитие учащихся класса, тем выше уровень мотивации, возможны и случаи обратной зависимости: чем выше уровень умственного развития, тем ниже школьная мотивация вследствие возникающих конфликтных отношений с отдельными педагогами при полном отсутствии познавательного интереса. Низкая школьная мотивация наблюдается также при неудовлетворении в школе каких-либо внутренних потребностей ученика, например, лидерских притязаний в классном коллективе.


Анкета школьной мотивации

1.        Как ты себя чувствуешь в школе?

  1. Мне в школе нравится.
  2. Мне в школе не очень нравится.
  3. Мне в школе не нравится,

2.        С каким настроением ты идёшь в школу?

  1. С хорошим настроением.
  2. Бывает по-разному.
  3. Чаще хочется остаться дома.

3.        Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить
ученикам, как бы ты поступил?

  1. Пошёл бы в школу.
  2. Не знаю.
  3. Остался бы дома.

4.        Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

  1. Мне не нравится, когда отменяют уроки.
  2. Бывает по-разному.
  3. Мне нравится, когда отменяют уроки.

5.        Как ты относишься к домашним заданиям?

  1. Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
  2. Не знаю, затрудняюсь ответить.
  3. Да, я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6.        Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

  1. Нет, не хотел бы.
  2. Не знаю.
  3. Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7.        Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

  1. Рассказываю часто.
  2. Рассказываю редко.
  3. Вообще не рассказываю.

8.        Как ты относишься к своему классному руководителю?

  1. Мне нравится наш классный руководитель.
  2. Не знаю, затрудняюсь ответить.
  3. Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9.        Есть ли у тебя друзья в классе?

  1. У меня много друзей в классе.
  2. У меня мало друзей в классе.
  3. У меня нет друзей в классе.

10.        Как ты относишься к своим одноклассникам?

  1. Мне нравятся мои одноклассники.
  2. Мне не очень нравятся мои одноклассники.
  3. Мне не нравятся мои одноклассники.


2 Методика, направленная на изучение мотивов учебной деятельности.

Цель- выявить преобладающие мотивы учения отдельного ученика.

Инструкция. «Внимательно прочитай вопросы анкеты и подчеркни только те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям. Помни, что можешь подчеркнуть не более трёх пунктов».

Вопросы анкеты

  1. Учусь потому, что на уроках интересно.
  2. Учусь потому, что ругают за плохие отметки.
  3. Учусь потому, что хочу больше знать.
  4. Учусь, чтобы потом было хорошо работать.

  1. Учусь потому, чтобы доставить радость родителям.
  2. Учусь потому, чтобы не отставать от одноклассников.
  3. Учусь потому, что нравится учиться.
  4. Учусь потому, что хвалит учительница за хорошие успехи.
  5. Учусь потому, что родители наказывают за плохие оценки. 10.Учусь потому, что за хорошую учёбу ставят в пример другим. 11 .Учусь потому, что узнаю много нового.

Обработка результатов.

Вопросы анкеты выявляют следующие мотивы: I.  Познавательные (1, 7, 11 вопросы) II  Социальные:

  1. Широкие социальные (3,4)  
  2. Позиционные (6,10)
  3. Избегание неприятностей (2, 9)
  4. Ориентация на одобрение (5,; 8)

Анализируется доминирование познавательных или социальных мотивов.

Знак «+» ставится при доминировании познавательных мотивов, знак «-» - социальных мотивов.

В случае доминирования социальных мотивов в протокол вносится конкретный вид этих мотивов.

Общий вывод о сформированности учебной мотивации делается на основе анализа взаимосвязи общего отношения к школе   и сформированности учебных

мотивов.

высокому уровню развития учебной мотивации соответствует максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности и преобладание познавательных мотивов.

Среднему уровню развития учебной мотивации соответствует хорошая школьная мотивация и преобладание познавательных мотивов или положительное отношение к школе и преобладание социальных мотивов.

Низкому - низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе и преобладание социальных мотивов учения (в основном преобладает мотив «избегания неприятностей»).


Диагностика когнитивной сферы Методика «СЧЁТ»

Эта методика является упрощенным вариантом методики "Сложение чисел с переключением".

Цель: выявить степень сформированности у учащихся способности действовать в уме, умение младшего школьника руководствоваться системой условий задачи.

Инструкция 1: "Вам будут даны два числа. Необходимо сложить их, к сумме прибавить 1, новую сумму написать внизу, а нижнюю цифру - вверху. Выполняйте до тех пор, пока я не дам сигнал "Стоп".

Первый способ выполнения задания отрабатывается на примере какой-либо пары цифр, затем объясняется второй способ.

Инструкция 2: "Сложите два числа, от суммы отнимите 1, разность напишите вверху, а верхнюю цифру - внизу".

После того как будет уверенность, что оба способа счета школьниками помяты, проводится тестирование на других цифрах в течение четырех минут работы по каждому способу (перед началом действий по второму способу можно напомнить условие задания).

Анализ результатов: Данные, полученные в ходе выполнения этой методики, оцениваются по двум параметрам: "принятие инструкции" и "продуктивность".

Итоговый уровень определяется следующим образом:

Высокий уровень - ребёнок правильно выполняет вычислительные действия, не нарушая инструкции.

Средний уровень - ребёнок нарушает правило инструкции, но в дальнейшем правильно выполняет вычислительные действия.

Низкий уровень - ребёнок нарушает инструкцию и неправильно выполняет вычислительные действия.


Методика «Простые аналогии»

Цель: выявить уровень сформированности общих аналитических способностей ребёнка (умение ребёнка видеть причинно-следственные связи).

Инструкция. «Сейчас вам будут даны два слова, например: лес - деревья. Эти два слова связаны между собой. Как? Правильно, можно сказать, что в лесу растут деревья. Тогда по этому же правилу, какое слово подойдёт к слову «луг»: сено, корм, куст, трава, пастбище? Правильно, если в лесу растут деревья, то на лугу растёт трава. Разберём ещё один пример: два слова «тёмный - светлый» связаны между собой. Как? Правильно, эти слова противоположные по значению, тогда по этому же правилу к слову «мокрый» какое подойдёт? Правильно, «сухой». Ваша задача понять, как связаны между собой первые два слова и по этому же правилу подобрать к слову, стоящему после знака равенства подходящее слово из ниже перечисленных. Работаете 5 минут. Можно начинать».

Задания.,

  1. маленький - большой = короткий - .... (длинный, просторный, широкий, узкий, глубокий)
  2. огурец- овощ = гвоздика - .... (сорняк, роза, клумба, цветок, земля)
  3. огород - морковь = сад - ....

(забор, садовник, скамейка, растение, яблоня}

4.        часы - время = градусник- ....

(стекло, больной, кровать, температура, врач)

  1. море - океан = прохлада - .... (осень, мороз, ветер, жара, река)
  2. птица - 'гнездо = человек - .... (люди, птенец, рабочий, зверь, дом).
  3. машина — растение = автомобиль - .... (грузовик, дуб, птица, кузов, олень)
  4. паровоз - вагоны = конь - .... (поезд, лошадь, овёс, телега, конюшня)
  5. машина - мотор = лодка - .... (река, маяк, парус, волна, берег)

10.        стол - скатерть = пол - ....
(мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди)

Обработка результатов.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Высокий уровень - 8-10 баллов.

Средний уровень - 5-7 баллов

Низкий уровень — 0-4 балла.



Методика «Исключение лишнего»

Целы оценить развитие операций понятийного мышления; выяснить, настроено ли мышление ребёнка на выделение существенного, главного в получаемой информации.

Инструкция. «Сейчас вам надо будет искать лишнее слово. Будут даны 5 слов, четыре слова по смыслу подходят друг к другу, а одно лишнее. Вам необходимо найти лишнее слово и записать его на своем листе бумаги. Разберём пример. Какое слово лишнее: стол, стул, птица, шкаф, кровать? Правильно, птица. А здесь какое лишнее: сидеть, лежать, стоять, идти, стоять на коленях? Лишнее слово «идти», так как все остальные слова характеризуют неподвижность, отсутствие движения. Работаете 5 минут. Можно начинать».

Задания.

  1. молоток, гвоздь, пила, топор, отвёртка
  2. графин, стакан, ваза, банка, стекло
  3. глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий
  4. швырять, отдавать, ловить, бить, бросать
  5. компас, часы,  указатель, Полярная  звезда, карта
  6. весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный
  7. очки, лупа, бинокль, стекло, микроскоп

  1. солнечный, облачный, дождливый, светлый, ветреный
  2. минута, секунда, час, вечер, сутки
  3. деревянный, железный, алюминиевый, легкий, пластмассовый

Обработка результатов.        

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Высокий уровень — 8-10 баллов. Средний уровень - 5-7 баллов Низкий уровень - 0-4 балла.

 Общий  уровень развития когнитивной сферы:

Высоки уровень

Средний уровень

Низкий уровень


высокий уровень: сформированности способности действовать в уме, умения руководствоваться системой условий задачи, сформированности операций понятийного мышления, сформированности общих аналитических способностей

средний уровень сформированности способности действовать в уме, умения руководствоваться системой условий задачи, высокий или средний уровень сформированности операций понятийного мышления, сформированности общих аналитических способностей низкий уровень: сформированности способности действовать в уме, умения руководствоваться системой условий задачи, низкий уровень сформированности операций понятийного мышления, сформированности общих аналитических способностей



Диагностика межличностных отношений школьников Изучение положения ученика в классном коллективе.

Задание выполняют учащиеся всего класса. Каждому школьнику выдается по три листа чистой бумаги с цифрами 1, 2, 3 в правом верхнем углу. В левом верхнем углу на каждом листе школьники пишут свою фамилию. Ученикам последовательно предлагается ответить на три вопроса:

  • С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?
  • С кем из одноклассников ты хотел бы вместе учиться в пятом классе?
  • С кем из одноклассников ты отправился бы в опасное путешествие? После каждого вопроса ученикам предлагается на каждом листе написать по

три фамилии выбранных ими одноклассников. Анализ выполнения задания:

Заполненные школьниками листы делятся на три стопки по номерам ответов, и для каждой группы отношений составляется специальная матрица. Примечание. Выбор обозначается знаком «+», а взаимный выбор - знаком «+ -» В   последние   строчки  матрицы  записывается   количество   взаимных   выборов, полученных каждым школьником. Таким образом, оставляются матрицы №1, 2, и 3 по ответам школьников на первый, второй и третий вопросы.

Следует провести последовательный анализ матриц №1, 2, и 3. Для этого надо:

  • подсчитать количество выборов ученика в каждой системе отношений;
  • сопоставить результаты выборов в каждом из этих случаев;

-        определить количество взаимных выборов у данного ученика в системе
отношений.
        

Выводы:

1.        Посчитав   количество   выборов   в   каждой   системе   отношений,   можно
определить, к какой статусной группе принадлежит тот или иной ученик:
«звезды» - 5 и более выборов

«предпочитаемые» - 3-4 выборов «пренебрегаемые» - 1-2 выбора «изолированные» - ни одного выбора.

2.        Определив количество взаимных выборов у каждого ученика, удастся
выяснить степень удовлетворенности общением, судить о том, является ли
стремление занять (или удержать) статус одним из мотивов учебной
деятельности у данного ученика. Кроме того, можно подсчитать коэффициент
взаимности для класса в целом по следующей формуле:

КВ=R\R1 Где, R - общее число выборов, R1- число взаимных выборов. Это даст возможность определить, насколько правильно строятся взаимоотношения в коллективе. Если КВ >0,5, то можно считать, что уровень взаимоотношений в группе положительный; при КВ < 0,5 - уровень взаимоотношений скорее тяготеет к отрицательным значениям.

3.        Сопоставив данные по трем системам отношений, можно увидеть, совпадают
ли отношения в них, чем различаются, какая система отношений оказывается
ведущей для того или иного ученика и в какой системе отношений он не
чувствует себя «принятым».


Фамилии тех, кто выбирает

Фамилии тех, кого выби

рают

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Кол-во выборов

Количество взаимных выборов



Общий вывод о готовности младшего школьника к переходу в средню

школу

Успешный уровень


высокий   уровень   развития   мотивационной   сферы, высокий уровень развития когнитивной сферы.

Достаточный уровень -


средний уровень развития мотивационной сферы, средний уровень развития когнитивной сферы или высокий уровень развития мотивационной сферы, средний уровень развития когнитивной сферы или средний уровень развития мотивационной сферы, высокий уровень развития когнитивной сферы.

Недостаточный уровень -


низкий   уровень   развития   мотивационной   сферы, низкий уровень развития когнитивной сферы.


ПРОТОКОЛ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Образовательное учреждение (лицей, гимназия, школа) №__                класс

количество учащихся                    дата обследования        

Фамилия, имя ученика

Мотивационная сфера

Когнитивная сфера

Статус в

коллективе

(в классе)

Общий

вывод о

готовности

к переходу

в среднее

звено

Уровень

сформирован

ности учебной

мотивации

Преобладающ

ий мотив

учения

Уровень

сформированности

способности действовать

в уме, умения

руководствоваться

системой условий задачи

Уровень

сформирован

ности

операций

понятийного

мышления

Уровень сформированно

сти общих

аналитических

способностей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15.

16.

17.

Психолог:        

(Ф.И.О.)

«     »        200    г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Как преодолеть трудности младших школьников при переходе в среднюю школу

Статья с рекомендациями опытного педагога для родителей учащихся 4-х классов для лучшей адаптации при переходе в среднюю школу....

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Формирование познавательной деятельности – не самоцель. Цель учителя – воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.    Провести диагност...

диагностика для определения готовности младших школьников к обучению в среднем звене

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. О...

Готовность младших школьников к обучению в средней школе

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптиро...

Проблема адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы

Очень много говорится о готовности к обучению первоклассников. Разработаны специальные тесты, позволяющие эту готовность диагностировать. Это обосновано, потому что начало школьного обучения – с...