Комплекс упражнений по работе с детьми с ОВЗ 1 четверть
учебно-методический материал

Ильинская Светлана Васильевна

Комплекс упражнений по работе с детьми с ОВЗ 1 четверть

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_uprazhneniy_po_rabote_s_detmi_s_ovz_1_chetvert.doc1023.5 КБ

Предварительный просмотр:

1

Послушай   стихотворение-шутку.

Черепаха

Всех   смешит,

Потому   что   не   спешит.

Но   куда   спешить   тому,

Кто   всегда   в   своем   дому?  

 (Б. 3 а х о д е р.)

С какого звука начинается слово черепаха!

Покажи букву ч. Как называется дом черепахи? Покажи его на рисунке.

Произнеси    слово    панцирь.    Какой    звук   слышится    после    звука    [н]?

Произнеси   его   и   покажи   букву   ц. Почему   звуки   [ч]   и   [ц]   относятся   к   согласным   звукам?

2

Послушай   стихотворение.

Колокольчики   мои,

Цветики степные!


Что    глядите    на    меня, Темно-голубые?

(А.К.Толстой.)

Какое слово в стихотворении начинается со звука [ц]?

В каком слове стихотворения слышится звук [ч]?

Как   сказано    в   стихотворении   о   цвете   колокольчиков?

Нарисуй   колокольчики.

Выучим    стихотворение    наизусть.

3

О чем эта загадка?

Разноцветные   сестрицы

Заскучали   без   водицы.

Тетя,    длинная,    худая,

Носит   воду    им,    вздыхая. (В.Фетисов.)

Как   названы   в   загадке   краски?         Как   сказано   в   загадке   о   кисточке? Что   делает   кисточка?

Слушай   загадку   еще    раз.    Поднимай   букву    Ц    или   Ч   когда    услышишь    в    словах    звук   [ц]   или   [ч]. Выдели    последовательно   звуки   в   слове   краски. Обозначь   буквами    гласные   звуки. Проверь,    правильно   ли   ты   обозначил    мягкий   согласный.

4

Чем   чистят   обувь?

С    какого   звука    начинается    слово    щетка?

Звук щ] — согласный.

Объясни, почему звук [щ] относится к согласным  звукам.

Звук   [щ] мягкий    согласный.

Придумай   предложение   со   словом    щетка.      

Сосчитай,    сколько   слов   в   предложении  

Обувь    чистят    щеткой.

Придумай    предложение   со   словом   овощи.

Сосчитай,    сколько   слов    в   твоем    предложении.

Как    называется    детеныш   собаки?

Какой    первый    звук   в    слове    щенок?

Придумай   предложение   со   словами   щенок   и   пищит.

Знакомство    с    буквами    Щ,    щ.

5

Кто    нарисован    на    картинке? Какая    свинья?    Какой    поросенок?

Как лучше сказать  о  хвосте  свиньи:  хвост  или  хвостик? Почему?

Отгадай   загадку.

Спереди пятачок, Сзади   крючок,


Посредине   спинка, А на ней  щетинка.

Выучим    загадку    наизусть.

Что   названо   в    загадке    «пятачком»?    «крючком»?

Покажи,    где   пятачок   у    свиньи    и   поросенка.

Покажи    хвостики    у   свиньи    и    поросенка.

Как    называется    шерсть   свиней?

Покажи,    где   у    свиньи    щетинка.

В   каком    слове   загадки   есть   звук   [щ]?

Последовательно    выделяй    звуки   в   слове   спинка.

Гласные   звуки    обозначь    буквами.

Проверь,  правильно  ли  ты  обозначил  мягкий  согласный. Назови его.

6

Рассмотри   картинку. Что   делает   мальчик?

Сосчитай,     сколько    слов    в     предложении    Мальчик     подметает     пол. Чем    подметает    мальчик   пол?

Сколько   слов   в   предложении   Мальчик   подметает   пол   щеткой?      Каждое   слово   предложения   обозначай   полоской. В   каком    слове   этого   предложения   есть   звук   [щ]? В   каком    слове    этого   предложения    есть   звук   [ч]? Глядя   на    картинку,    придумай    предложение    о   маме. Чем    вытирает   мама    пыль?

Для   чего   мальчик   и   мама    надели    фартуки? Последовательно   выделяй    звуки   в    слове   фартук.

7

Поднимай    букву    щ,    когда    услышишь    в    словах    звук    [щ]:    щенок,

спички,   щука,   одуванчик,   бочка,   ящерица. Рассмотри    картинки.    Покажи   ящерицу   и   щуку. Последовательно    выдели   звуки   в   словах    щука,    спички,    бочка. Проверь,    правильно    ли    ты    обозначил    мягкие    согласные    в    схемах  слов.

Раскрась    картинки,    в    названиях   которых   есть    звук   [щ].

8

Рассмотри   картинку.    Покажи    шлем.

Скажи слово шлем так, чтобы первый звук слышался дольше  других. Произнеси его.

Чем    защищается   воин?

Покажи   щит.

Сосчитай, сколько слов в предложении

Воин   защищается   щитом!

С    какого   звука   начинается    слово    щит!

Выдели последователь звуки  в  слове  щит.

9

Послушай    стихотворение.

Хорошо,    что    есть    на    свете         Нитки   есть   и   есть   лопата,
Камень,   глина   и   песок!
                  Можно    шить   и    можно    рыть!

Хорошо,    что    есть    на    свете        Уважайте   труд,    ребята!
Клещи,    гвозди,    молоток!
               Приучайтесь    труд    любить!

(С.Михалков.)

Поднимай букву ш, когда услышишь в словах стихотворения звук [ш],  

и   букву   щ,   когда   услышишь   звук   [щ].

Последовательно   выделяй   звуки   в   словах   нитки,   глина.

Рассмотри   картинки.   Покажи   клещи,   шашки,   ящик,   плащ,   гармошку.

Покажи предметы,   в   названиях   которых   есть   звук   [щ].

10

Назови   предметы.

Выдели    последовательно    звуки    в    словах    грабли,    кнопки,    шнурки.

Назови   последний   звук   в   каждом   слове.  

Обозначь   его   буквой.

Обозначь   буквами   другие   гласные   звуки.

Проверь,   так   ли   ты   обозначил   в   схемах   мягкие   согласные.  

Произнеси   их.

Придумай   предложения   со   словами   грабли,   шнурки.

Составь   предложение   о   том,    сколько   кнопок   нарисовано.

11

Что    делают   дети?   С    какого    звука    начинается,   слово   зарядка?

Придумай    предложение   со    словом   зарядка.

Сосчитай,    сколько    детей    делают   зарядку.

Выдели   последовательно   звуки   в   слове    три.

Рассмотри    картинку.    Как   называются    полосатые   лошадки?

С    какого   звука    начинается    слово    зебры?

Выучим    стихотворение    наизусть.

Полосатые   лошадки,        Разлинованы    лошадки,

Африканские   лошадки,        Будто   школьные   тетрадки,

Хорошо   играть   вам   в   прятки        Разрисованы    лошадки

На   лугу    среди    травы!          От   копыт   до   головы.

12

Рассмотри   картинки.    Покажи   сосну   и    березу. О   каком   дереве   эта   загадка?

Зимой   и   летом   одним   цветом.

С   какого   звука   начинается   слово   сосна?

Покажи    букву    с.

Какого   цвета    иглы    у   сосны    зимой   и   летом?

С   какого   звука   начинается   слово   зеленый?

Произнеси    слово    береза    так,    чтобы    звук    [з]    слышался    дольше других. Обрати внимание:  при произнесении звуков [з], [з'] зубы и язык образуют    преграду    выдыхаемому    воздуху.    Звуки    [з],    [з'] — согласные.

Как   называются   листья,    которые   растут   на    березе?

Как    называются    грибы,   которые   растут   под    березой?

Обрати  внимание:   в словах  береза,   подберезовик,  березовый  (лист)  есть общая   часть   берез-.

Шишки,    которые    растут   на    сосне — ...    шишки.

Обрати внимание:  в словах сосна, сосенка, сосновая (шишка) есть общая часть   сосн-. Выдели    последовательно   звуки   в   слове    сосны.

13

Внимательно  рассмотри  картинку. Вспомни,   как   зовут   веселого   человечка,    нарисованного   на    картинке. Скажи    слово   Незнайка    так,    чтобы   ясно    слышался    звук   [з]. Где    находится    Незнайка?

С    какого   звука    начинается   слово   зоопарк?

Назови    животных,    нарисованных    на   картинке.

Помоги    Незнайке    пройти    к    животным,    в    названиях    которых    есть

звук   [з]:    покажи   дорожки,    ведущие    к   их    клеткам.
Знакомство   с   буквами    3,   з.
Последовательно    выдели    звуки   в    словах    
слон,    лисы


14

Выучим    стихотворение   наизусть.

Да здравствует        И   зубной   порошок,

Мыло душистое,         И густой гребешок!

И полотенце пушистое,        (К.Чуковский.)

Назови   слова   в   стихотворении,   в   которых   есть   звук   [с].

В   каких   словах   стихотворения   есть  звук   [з]?

15

Поднимай букву з, когда услышишь в названиях растений звук [з]  или [з'],

и букву с, когда услышишь звук [с] или [с*]:

роза, подсолнух,   астра,   гвоздика,    незабудка,   василек.

Последовательно   выдели   звуки   в   словах   роза,   астра.

16

Внимательно   рассмотри   комнату,   в   которой   трудится   Золушка.

Найди на картинке пять предметов, в названиях которых есть звук [с] или [с'], и пять предметов, в названиях которых есть звук [з] или [з'].

С какого звука начинается слово Золушка? Последовательно выделяй звуки в слове Золушка

Замени   буквами   фишки,   обозначающие   гласные   звуки.

Последовательно выделяй звуки в словах стол, зонт, ваза, сундук

В схемах звукового состава слов замени буквами фишки, обозначающие   гласные   звуки.

В   слове   стол   замени   букву   о   буквой   у.    «Прочитай»    новое   слово.

В слове ваза замени последнюю букву а буквой ы. «Прочитай» получившееся   слово.

17

Послушай   стихотворение.

                                                                Со школьными задачками

Пришла зима с морозами,

С морозами, метелями.

Сугробы  под березами.

Белым-бело   под   елями. Пришла    зима    бодрящая, Звенящая,   хрустящая,

        И печками горячими.

        Пришла зима с хлопушками,

        С конфетами, игрушками

        И праздничными колкими

        Наряженными елками.

                                                                                (О.Высоцкая)

Почему   о   зиме   сказано:    «бодрящая,   звенящая,   хрустящая»?

К   какому   празднику   наряжают   елку?

Почему    в    стихотворении    сказано:     «Пришла    зима    с    хлопушками,

конфетами,    игрушками   и    праздничными    наряженными    елками»?

С   какого   звука    начинается   слово   зима?

Слушай стихотворение еще раз.

Показывай букву с, когда услышишь в словах звук [с] или [с'],

и букву з, если услышишь звук [з] или [з'].

В  слове сугробы  выдели  последовательно звуки,  обозначь их  фишками.

Нарисуй две берёзы и под ними сугробы.

18

О   ком    эта    загадка?

Две   антенны   на   макушке,

А   сама   сидит   в   избушке,

На   себе   ее   везет,

Очень   медленно   ползет.

(Т. Бе л озеров.)

Покажи на картинке, что названо в загадке «избушкой» улитки, «антеннами».В словах избушка, улитка выдели последовательно звуки, обозначь   их    фишками.

Обозначь   буквами   гласные   звуки.

Проверь, правильно ли обозначена мягкая согласная в схеме звукового состава слова улитка.


19         Назови одним общим словом коров  на картинке. (Стадо.)

Ягоды, нарисованные на картинке, называются брусника.

Последовательно    выдели    звуки    в    словах    зубы,    брусника,    азбука. 

Обозначь    звуки    фишками.

Замени    буквами    фишки,   обозначающие   гласные   звуки.

20 

Назови    предметы    на    картинках.

В   словах   страус,   пингвин,   спутник,   скрипка   выделяй   последовательно   звуки,   обозначай    их    фишками.

Замени фишки, обозначающие гласные звуки, буквами

Назови слова, в которых есть мягкие согласные. Проверь, правильно ли обозначены мягкие согласные в схемах слов. Придумай предложения с этими словами.

21

Назови   ягоды.

Названия    каких    ягод    состоят   из    пяти   звуков? Последовательно   выделяй   звуки   в   этих   словах.

В  слове  клубника  последовательно  выделяй  звуки,  обозначай  их  фишками.

22

Рассмотри    картинки.

Названия   каких   школьных   вещей   состоят   из   пяти   звуков?

Последовательно   выделяй   звуки   из слов   книги,   ручка?


23

Назови   зверей,   нарисованных   на   картинке.   Определи,   где   чей   хвост.

Последовательно   выдели   звуки   в   слове   хвост

С   какого   звука   начинается   слово   хвост?

Почему   звук   [х]   относится   к    согласным   звукам?

Знакомство   с   буквами   X,   х.

24

Что   нарисовано    на    картинке?

Последовательно   называй   звуки   в   словах   козы,   тигры,   дыни,   астры. Придумай    предложения   с   каждым   из    этих   слов.


25

Назови   птиц    на    картинке.

Перечисли   птиц,   названия   которых   состоят   из   четырех   звуков.    Покажи   этих    птиц. Называй   последовательно    звуки    в   словах    гуси,    куры,    утка.

26

Что   нарисовано   на   картинке?

В названиях каких предметов одежды пять звуков?

Покажи   эти    предметы.

Докажи, что ты верно выполнил задание:

 назови последовательно звуки в словах шорты,    шапка,   кофта.


27

Назови   животных.   Последовательно   выделяй   в   каждом   слове   звуки.

28

Что    нарисовано    на    каждом    рисунке?

Внимательно   рассмотри   схему.

Последовательно   выделяй   звуки   в   словах   и   обозначай   их   фишками.

Какие   слова   состоят   из   тех   звуков,   которые   обозначены   на   схеме?


29

О   ком   эта   загадка?

Мы   весной  его   не  встретим

Он   и   летом   не   придет

А   зимою   к   нашим   детям

Он   приходит   каждый   год

У   него   румянец   яркий

Борода,   как   белый   мех

Интересные   подарки

Приготовлены   для   всех

С    каких    звуков    начинаются   слова    дед,   мороз?

Внимательно рассмотри картинку. Назови и покажи сказочных героев,   которые   едут   с   Дедом   Морозом.  

Покажи   на   машине   фары.

Глядя на картинку, назови по шесть слов со звуком ], [л] или    [л'],    [р]    или    [р'].

Последовательно выдели звуки в словах усы, фары, волк, гудок, мишка.

                                                                (Н.Найденова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для работы над словарными словами

Данный материал предназначен для работы над словарными словами на уроках русского языка и для домашней работы...

Комплекс упражнений для работы со словарными словами на уроках русского языка.

Данный комплекс упражнений включает в себя упражнения для формирования фонетических понятий; орфографические упражнения; морфологические, синтаксичнские, лексические упражнения; кроссворды, игры, зага...

Методический комплекс "Изотворчество" для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данное пособие предназначено для педагогов школ, работающих с детьми с ОВЗ. Оно разработано с учетом психофизических и индивидуальных особенностей детей. Материал представлен в виде карточек по 3 блок...

Фрагмент урока (подготовительная группа), включающий комплекс мероприятий для работы с детьми, имеющими нарушения осанки

Представлено содержание основного этапа урока (подготовительная группа), включающая комплекс мероприятий для работы с детьми, имеющими нарушения осанки (3 класс)...

Комплекс упражнений по работе с детьми с ОВЗ 2 четверть

Комплекс упражнений по работе с детьми с ОВЗ 2 четверть...

Комплекс упражнений по работе с детьми с ОВЗ 3 четверть

Комплекс упражнений по работе с детьми с ОВЗ 3 четверть...

Комплекс упражнений по работе с детьми с ОВЗ 4 четверть

Комплекс упражнений по работе с детьми с ОВЗ 4 четверть...