Программа для 2 класса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
рабочая программа (2 класс)

Коррекционно-развивающая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_psihomotoriki_2_kl._2018-2019_uch.g.docx49.36 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

                                                                                                                                                                                                                          «Утверждаю».

                                                                                                                                                                                    Директор:_________/Л.Г. Землянская/

Приказ №_____ от «___»________2018г.

Рабочая программа

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

II уровень  общего образования

2 класс.

Педагог-психолог: Панченко Т.Ю.

 Пояснительная записка

Настоящая рабочая коррекционно-развивающая  программа составлена с учетом основного положения Федерального государственного образовательного стандарта образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации. Приказ от 19.12.2014г.№ 1599, целей и задач основной образовательной программы образовательного учреждения, потребностей и возможностей обучающихся.

  Рабочая коррекционная программа составлена на основе  авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005 г и заключений ПМПк.

Нормативные акты :

  • Федерального закона от 29.12.2012г N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599.
  • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
  • Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  1-4 классы. (Сборник №1),  допущенных Министерством образования Российской Федерации. Москва.  ВЛАДОС.  2001г. под ред. В.В. Воронковой.
  • Учебного плана государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2018-2019 уч.г.
  • Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год.
  • Годового календарного учебного графика ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год.
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 19.12.2014г. №1599.
  • Закона «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
  • Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2029 учебный год.

Цели и задачи специального (коррекционного курса)

   

Цель программы: подготовить  ребенка  к усвоению учебного материала.

    Задачи:

    1. Формирование на основе активации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

     2.коррекция недостатков   познавательной деятельности обучающихся путем  систематического и целенаправленного      воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов ,их положения в пространстве.

    3. формирование пространственно-временных ориентировок.

    4.развитие слухоголосовых координаций.

    5.формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов ( цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).

   6.совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

   7. обогащение словарного запаса обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;

   8. исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

   9. формирование точности и целенаправленности движений и действий.

 Для контроля результатов в начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и      сенсорных процессов обучающихся.Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей с отклонениями в развитии младшего школьного возраста. Для диагностики используются модификационные диагностические методики и задания  следующих педагогов и психологов: Л.А.Вагнера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, О. А. Усановой, Н.И.Озерецкого, М.И. Гуревича.

Общая характеристика специального(коррекционного) курса.

В  начальных  классах  фронтальная  коррекционно-развивающая  направленность учебного  процесса  сочетается  с  проведением  специальных  коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Данный  курс  предполагает  создание  оптимальных  условий  познания  ребенком каждого  объекта  в  совокупности  сенсорных  свойств,  качеств,  признаков.  Занятия  способствуют  формированию  у  обучающихся  правильного  многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь,  оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

 В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. На занятиях применяются разные формы организации детей.  Программа  детализирует  и  раскрывает  содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся.  В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем  мире.  Занятия позволяют  формировать  на  основе  активизации  работы  всех  органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности

в  совокупности  их  свойств.  На  занятиях  сконцентрированы  усилия  на  формирование навыков общения в коллективной деятельности.

Для детей  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов.   Предмет предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.

Место коррекционного курса в учебном плане.

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержание программы реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП.

Коррекционная работа осуществляется в форме  групповых занятий.

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорного развития в соответствии с учебным планом, рассчитана в 1 классе на 68 часов в год  (2 часа в неделю). Группы   комплектуются с учетом  нарушений обучающихся. Наполняемость групп для психокоррекционных занятий 2-4  обучающихся.  Коррекционные занятия проводятся по расписанию. Продолжительность занятий  40 минут. 

Актуальность программы.

Сенсорное развитие ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. В результате обследования обучающихся 2 класса наибольшее количество нарушений выявлено у следующих детей: Д. С; Б.С;  Р.Р. Эти обучающиеся путаются в названиях цвета, не знают оттеночных цветов. С трудом воспринимают инструкцию педагога. У детей данной группы нарушена моторная сфера. Они не умеют пользоваться  школьными принадлежностями. Движения частей тела неточные, неловкие. У многих нарушена координация движений, двигательная активность слабая.

Нарушена сенсорная сфера: затрудняются в определении на ощупь предметов, не соотносят образ предмета с его названием. Не умеют обобщать и классифицировать предметы по признаку. Не различают и не выделяют звуки из ряда звуков, слогов. Затрудняются в названии основных геометрических фигур, не знают названий форм: шар, куб.Они частично знакомы с понятиями: лево, право, верх, низ. Многие  дети ориентируются на листе, но путаются в расположении предметов в пространстве. У них не сформированы временные представления: названия частей суток, названия времен года и месяцев. Они не соотносят времена года с названиями месяцев.

Содержание коррекционного курса.

        

№ п/п

Наименование разделов программы.

Характеристика основных содержательных линий.

1.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.( 1 час)

Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

2.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

( 14 часов)

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка,  нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

3.

Тактильно-двигательное восприятие.(4 часа)

Определение на ощупь предметов с разными свойствами ( мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

4.

Кинетическое и кинестетическое развитие.(4 часа)

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.(12 часов)

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

(5 часов)

Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

7.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

( 5 часов)

Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Измерение температур воздуха с помощь. Градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний- лёгкий).

8.

Развитие слухового восприятия.

( 5 часов)

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

9.

Восприятие пространства (7 часов)

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

10.

Восприятие времени ( 7 часов)

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам ( с точностью до 1 часа).

11.

Повторное обследование детей ( 1 час)

Выявление уровня сформированности моторных и сенсорных процессов

Планируемые результаты изучения курса.

Личностные планируемые результаты

Достижения личностных результатов

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

-умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему;

- использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

- проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости;

Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

-  умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности;

- владение навыками уборки помещений;

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми;

- способность обращаться за помощью;

-  способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками;

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

-способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо-хорошо);

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

- адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- бережное отношение к школьному имуществу, учебникам;

- адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, обучающимися;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

- умение обращаться за помощью и принимать помощь;

- проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

- стремление к опрятному внешнему виду;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

- проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям,

- наличие представлений о добре и зле, должном и недопустимом;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

-  понимать  важность бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей;

Формирование готовности к самостоятельной жизни

-умение выполнять задания в соответствии с заданным алгоритмом под руководством учителя.

Планируемые результаты реализации программы.

Минимальный уровень:

 - Выполнять движения по двухзвенной инструкции педагога.

-  Выполнять выразительные движения.  

 - Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.

 - Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.  

-  Различать и называть основные цвета.  

 - Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.  

  - Определять  на  ощупь  разные  свойства  предметов  (по  поверхности,  весу,

  температуре) и называть их.  

 -  Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.  

 -  Различать вкусовые качества.  

 -  Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.

 -  Различать характер мелодии.  

 -  Ориентироваться в помещении.  

 -  Знать  времена года.  

 Достаточный уровень:

    - Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.

    - Выполнять выразительные движения.  

    - Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.  

    - Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.  

    - Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их

словом.  

    -  Различать и называть основные цвета и их оттенки.  

    -  Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.  

    - Узнавать предмет по части.  

    - Определять  на  ощупь  разные  свойства  предметов  (по  поверхности,  весу,

  температуре) и называть их.  

    - Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.  

    - Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их

  изображений.  

   -  Различать вкусовые качества.  

   -  Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.

   -  Различать характер мелодии.  

   -  Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.  

   -  Соотносить времена года с названиями месяцев.  

Планируемые базовые учебные действия:

Группа базовых учебных действий

Перечень учебный действий

Личностные учебные действия

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Понимание личной ответственности  за свои поступки на основе представлений о этических и нормах и правилах поведения в современном обществе.

Коммуникативные учебные действия

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Обращаться за помощью и принимать помощь.

Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс);

Регулятивные учебные действия

Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные учебные действия

Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

 Материально – техническое обеспечение.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.

Учебно-методическое  обеспечениеМетиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сборник  игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).

Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков -Волгоград «Учитель» 2003г -56с  

Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте  5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001. - 77 с. : ил.

Наглядно-дидактические пособия.

Дидактические игры, картинки, наборы  разнообразных предметов, натуральные предметы, таблица  «Цвет вокруг нас»,  зрительный тренажер, детские музыкальные инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

* Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" Раздел 3. Коррекция сенсорных процессов Модуль 3. Восприятие времени Тема: Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго....

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов. 4 год обучения

Включает в себя пояснительную записку, содержательные линии и календарно-тематическое планирование....