Доклад на II Международной НПК
статья на тему
В 2015 году в г.Бирске проходила II Международная научно-практичнская конференция по теме "Комплексное психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение лиц с ограниченнными возможностями здоровья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nazarova_voroshirina_krasnoperova_2.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии специального и инклюзивного образования в Краснохолмской СОШ №1
«Ученик –не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь»
(К.Д.Ушинский)
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Включение детей с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешность его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
Инклюзивное образование-наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.
Наилучшие результаты достигаются в том случаи, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить тогда, когда поступивший в первый класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
Внедрение в практику деятельности Краснохолмской средней общеобразовательной школы №1 Калтасинского района Республики Башкортостан процесса инклюзии детей с ОВЗ физического или психологическими развития является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Миссия нашей школы заключается в выявлении и развитии способностей каждого ученика, формировании духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей базовыми знаниями и основными компетенциями, способной к самореализации и адаптации к условиям современной жизни.
В своей работе мы исходили из того, что одним из актуальных направлений в нашей деятельности определяется создание внутри школы особого образовательного пространства, обеспечивающего условия для равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями, возможностями, потребностями.
В рамках реализации программы развития школы «Доступная среда» нами разработан и проходит апробацию комплекс организационно-педагогических условий в работе с детьми с ОВЗ средствами инклюзивного образования: разработка нормативно-правовой базы реализации инклюзивного образования, поэтапного включение детей с ОВЗ в ОУ, создание в школе адаптивной образовательной среды, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, изменение методов и организационных форм обучения, научно-методическая поддержка педагогов через повышение квалификации на рабочем месте, все педагоги Краснохолмская СОШ №1 в 2015 году прошли курсы повышения квалификации на тему: «Инклюзивное образование в условиях внедрения ФГОС»
Школа имеет современную инфраструктуру, позволяющую проводить полный цикл образовательных, коррекционных, лечебно- профилактических процедур и оздоровительных мероприятий в оснащенных современной техникой кабинетах. В сенсорной комнате создана оптимальная среда для отдыха, расслабления, развития и реабилитации учащихся.
Волшебный мир сенсорной комнаты не оставляет равнодушным никого. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности-все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей со специальными нуждами, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации.
Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.
Самым важным и уникальным, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.
По результатам наших наблюдений в течение учебного года можно отметить эффективность применения в работе ресурсов сенсорной комнаты. Занятия в сенсорной комнате показывают, какой мощный профилактический и коррекционный потенциал содержит её оборудование.
Кабинет лечебной физкультуры оснащен набором реабилитационного оборудования, тренажерами и приспособлениями, которые дают возможность специалистам применять современные технологии физической реабилитации и для индивидуальной работы, для компенсации двигательной составляющей учебных навыков.
Лечебно-оздоровительный комплекс включает: велотренажер; сухой бассейн; массажная дорожка. Цифровые «говорящие» книги на флэш-картах SD. Универсальное цифровое устройство для чтения. Аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей и детей с нарушением речи.
В заключении хочется отметить, что основная цель нашей деятельности - признание каждого ребенка вне зависимости от его личностных психофизических особенностей, познавательных, академических и иных достижений. Школа приспособляется к ученику, а не наоборот, что является положительной доминантой для основного контингента учащихся, состоящего из нормально развивающихся детей, которые учатся уважать и ценить своих одноклассников с особыми потребностями, сопереживать и помогать, воспринимая мир во всем его многообразии и тем самым формируя толерантное пространство школы: мы все разные, но мы равные.
Т.П.Назарова, С.Н.Вороширина, Н.В.Красноперова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 марта - Международный женский день. Международный день борьбы за права женщин и международный мир.
8 марта - Международный день борьбы за права женщин и международный мир. ВНИМАНИЕСсылки на встроеные видеослайд 11 - Женщина токарь - https://youtu.be/GbjLrjatk2Aслайд 12 - Китайск...
Анализ особенностей Международной олимпиады школ РО и международного конкурса игры «Кенгуру».
Олимпиада- неотъемлемая часть учебной работы в школе.Они позволяют стимулировать интерес учащихся к предмету, охватывают более широкий круг дисциплин, способствуют развитию эрудиции, расшире...
Анализ особенностей Международной олимпиады школ РО и международного конкурса игры «Кенгуру».
Анализ особенностей Международной олимпиады школ РО и международного конкурса игры «Кенгуру»....
Анализ особенностей Международной олимпиады школ РО и международного конкурса игры «Кенгуру»
laquo;Кенгуру» – это конкурс-игра, математическое соревнование....
Анализ особенностей Международной олимпиады школ РО и международного конкурса игры
Целями проведения школьного этапа предметных олимпиад являются:-создание благоприятных условий для поддержки и развития одаренных детей, проявления детской инициативы, реализации обучающимися их интел...
Международный день родного языка К Международному дню родного языка открытое мероприятие «Квест-игра «Путешествие в мир родного языка»»
Приложение 1. Презентация "Международный день родного языка"....
- Мне нравится (2)