Социальная готовность ребёнка к школе
методическая разработка (1 класс) на тему

Теоретические и практические аспекты социальной готовности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная готовность ребёнка к школе

Проблема готовности ребёнка к обучению в школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда). Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребёнка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье.        

Этой проблеме посвящены труды многих отечественных и зарубежных психологов Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина, Е.Кравцовой, А.Л.Венгер, В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева.

В "Концепции модернизации Российского образования" отмечено, что сегодняшнему обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны" (2,С.36). Всё это является показателем социальной компетентности.

Если ребёнок не готов к новой социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития, которому на данный момент уделяется большое внимание, ему будет  трудно в школе.

В связи с выше сказанным важное место в развитии ребёнка преддошкольного возраста занимает социально-личностная зрелость. Что представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру. Одним из факторов социально - личностной готовности ребёнка к школе является внеситуативно-личностное общение, которое имеет  значение для развития ребёнка. Именно эта форма общения обязательно должна быть сформирована на момент поступления в школу. Так как, ребёнок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках и через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребёнка со взрослым является главным и решающем условием становления всех психических способностей и качеств ребёнка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребёнка. Что очень важно при готовности ребёнка к школе. Именно в 6-7 лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности человека.

Хотим отметить, что именно возраст 6-7 лет прописан в Законе Российской Федерации "Об Образовании"(1), как период, в который ребёнок может поступать в школу, но некоторым школьникам, несмотря на достигнутый возраст трудно учиться. Именно отсутствие коммуникативных качеств, которые формируются в дошкольном возрасте могли послужить причиной этого фактора. Этой  проблеме посвящены труды М.И.Лисиной: "Генезис форм общения у детей"(19), "Проблемы онтогенеза общения" (20 ), "Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни" (21 ).

Проблема общения ребёнка со взрослым имеет два аспекта.

Первый аспект - развитие самого общения на протяжении детства. Педагогу необходимо знать, как развивается общение, какие его виды и формы характерны для детей разного возраста, как компенсировать возможные недостатки.

Второй аспект - влияние общения на развитие личности ребёнка. Работая с детьми, важно представлять, как через общение можно развивать мотивы.

Таким образом, изучение данной проблемы мы начали с анализа литературы. Таких авторов как  Д.Б.Эльконина, М.И.Лисиной, В.С.Мухиной, А.Л.Венгер, и других авторов.

Т.о. глубоко изучив теоретический аспект проблемы, нами был разработан  следующий аппарат исследования:

Проблема: является ли внеситуативно-личностное общение фактором социально-личностной готовности ребёнка к школе.

Объект исследования: социально-личностная готовность ребёнка к обучению в школе.

Предмет исследования: общение со взрослыми как фактор социально-личностной  подготовки ребёнка к обучению в школе.

          Цель исследования: изучение особенностей внеситуативных форм  общения

          Задачи: 1)определить сущность понятия психологической готовности ребёнка к обучению в школе,

2)проанализировать содержание компонентов психологической  готовности ребёнка к обучению в школе,

3)определить значение общения в социально-личностной готовности  ребёнка к обучению в школе,

4) изучить особенности внеситуативных форм  общения  ребёнка со взрослыми на момент поступления в школу.

5) разработать систему игр и упражнений по формированию внеситуативного общения ребёнка со взрослым на основе диагностики сформированности внеситуативного общения детей старшего дошкольного возраста. Нами была выдвинута гипотеза.

Гипотеза: Внеситуативно-личностное общение будет эффективным фактором в социально-личностной готовности  ребёнка к школе при условии:

        -систематического использования в работе педагога серии игр и упражнений.

            -своевременного выявления проблем несформированности внеситуативно-личностных   форм общения.

            -организации работы на основе диагностики уровня сформированности данной формы общения.

В теоретических главах работы мы рассмотрели закономерности формирования психологической готовности к  школе; виды готовности, их психологическую характеристику; социально-личностную зрелость как компонент психологической готовности ребёнка к обучению в школе; сам процесс общения, его формы; особенности формирования потребности в общении детей со взрослыми; роль взрослого в формировании внеситуативных форм общения как фактора эффективности подготовки ребёнка к школе.

Таким образом, из проведённого нами анализа литературы можно сделать вывод о том, что

Через общение со взрослым ребёнок понимает нравственный смысл, устанавливает эталоны социальных норм поведения,  общение развивает познавательные интересы. Независимо друг от друга начинают развиваться деловое и личностное общение.

Внеситуативно-личностное общение - это общение содержание, которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, именно при такой форме общения формируется потребность во взаимопонимании и сопереживании. На момент поступления в школу родителям и педагогу необходимо уделять должное внимание внеситуативно-личностному общению ребёнка т.к. оно является  важным фактором в формировании социально-личностной готовности ребёнка к школе.

Хотелось бы перейти от теории непосредственно к практике.

Занятия  проводилась с группой детей (от 6 до 6,8 лет) в составе 15 человек. Для диагностирования были выбраны 3 человека, т.к. данные методики апробируются на малом количестве детей. 

  Работа состояла из трёх блоков. Целью первого блока было изучение особенностей внеситуативных форм общения детей на момент поступления в школу. Во втором блоке мы ставили цель    разработать систему игр и упражнений по формированию внеситуативного общения ребёнка со взрослым. Целью третьего блока было определить результативность использования игр в формировании внеситуативно-личностного общения. Для достижения цели нами были выбраны следующие методики.

1. Методика на изучение представлений старших дошкольников об отношении к ним педагога.  

 2."Лесенка".

3. Методика на изучение личностных ожиданий ребёнка в общении со взрослым.

4. Методика на изучение навыков культуры общения. (Наблюдение).

5. Методика на изучение отношений старших дошкольников к взрослым и сверстникам (посредствам анализа их рисунков).

Целью первой методики: Изучить представления дошкольников об отношении к ним педагога. Были подобраны ситуации для беседы с детьми.

Детям нужно было дать  ответить, может ли педагог в ситуациях обратить своё внимание именно на него.  

 Беседа проводилась индивидуально, данные заносились в таблицы.(стр.1 табл.1) После обработки данных ребят можно было отнести в определённые группы. (1 группа- эмоционально восприимчивые дети, 2 группа-эмоционально невосприимчивые дети, 3 группа - дети с безразличным отношением к педагогу и его требованиям). Проведённое исследование показало, что есть дети у которых неопределённое отношение к педагрогу т.е. они не умеют адекватно оценивать отношение к себе со стороны взрослых.

2 методика , которую хотелось бы представить "Лесенка". Цель: изучить характер и степень осознанности ребёнком отношения к нему близких людей.

При обработки результатов многие ребята показали  адекватное отношение к ним близких людей, но есть дети, который оценивает отношения к ним близких как - низкое.

Если сопоставить данные двух методик (1 и 2). То прослеживается такая закономерность. Дети, которые адекватно оценивают отношение к себе педагога во второй методике показывают средний (адекватный) результат, дети, которые неадекватно оценивают отношение к ним педагога - низко (неадекватно) осознают отношение к ним взрослых. Сводные данные мы занесли в таблицу.

Целью третьей методики  было: изучить личностные ожидания ребёнка в общении со взрослым.

Мы подобрали  несколько ситуаций, в которых описаны положительные поступки детей. С содержанием, которых вы можете ознакомиться на стр. 2.

Для того чтобы увидеть результаты испытуемых  мы занесли  все данные в таблицу.(стр.2 табл.2)

Ответы детей были самые разнообразные, так же были и расхождения, если папа давал "+" ответ, то мама могла наоборот "-".

Например. Испытуемый Андрей.С.  во второй ситуации думает, что мама естественно поверила бы и похвалила бы, а вот отец отрицательный дал бы ответ. Отрицательные ответы отца воспитанник аргументировал жизненным опытом, тем, что другого ответа отец дать не может.

Некоторые дети ждут от взрослых "+" оценки их поступков, но есть такие, которые не ожидают от взрослых "+" оценки.

Это м.б, обусловлено  прежде всего  низкой с/о в результате непринимаемых взрослыми поступков ребёнка, даже "+", не внимание к ребёнку, ограничением в общении с ним.

Следующая методика, которая была выбрана нами это методика целью, которой является изучение навыков культуры общения со взрослыми и сверстниками.

На основе наблюдений, полученные данные мы зафиксировали в таблице, (стр.3 табл.3)в которой основными компонентами стали: общение со взрослыми, со сверстниками, причины конфликтов.  

 Таким образом, из проведённой методики можно сделать вывод, что  в общении со взрослым преобладают деловые и познавательные мотивы общения. Что обусловлено стремлением ребёнка  вступать в контакт со взрослым, в проявлении любознательности, в стремлении ставить всё более сложные вопросы и получать на них ответы, поддерживать положительные взаимоотношения со взрослыми.

Со сверстниками объединяет совместный игровой интерес. Конфликты обусловлены в основном из-за несоблюдения правил, распределения ролей.

Последнюю методику, которую мы хотели бы вам представить. Цель: Изучить отношение старших дошкольников к взрослым и сверстникам исследование состояло из 3 серий:

Первая серия. Рисование на тему "Мой педагог".

Вторая серия. Рисование на тему "Моя семья".

Третья серия. Рисование на тему "Ребёнок - детское общество".

По данным исследованиям мы выяснили, что у детей преобладает  "+" отношение детей к миру взрослых. Однако, в некоторых работах  мы видим проблемы в установлении взаимоотношений со взрослыми; в умении проявлять эмпатические  качества. Не все дети комфортно чувствуют  себя как в семье, так и в группе сверстников. И это вызвано многими причинами, где одной из основных являются низкая самооценка ребёнка.

После диагностической работы нами было выявлены основные проблемы детей данной группы. Таковыми являются:1.  заниженная самооценка детей в сфере общения со взрослыми, неадекватное представление об отношении к ним педагога, 2. не ожидания от взрослых положительной оценки. У детей в этом возрасте преобладают в общении со взрослым деловые, познавательные мотивы  и недостаточно представлены личностные.

 Для решения данных проблем   мы подобрали комплекс игр по формированию внеситуативных форм общения как фактора  социально-личностной готовности к школе.

Методика изучения представлений дошкольников об отношении к ним педагога.                                              

Цель: изучить представление дошкольников об отношении к ним педагога.

Ответы детей заносят в таблицу.

Андрей С.  

1 серия

2 серия

3 серия

отрицательный ответ

отрицательный ответ

неопределённый ответ

Михаил К.  

1 серия

2 серия

3 серия

утвердительный ответ

утвердительный ответ

утвердительный ответ

Роман М.  

1 серия

2 серия

3 серия

утвердительный ответ

утвердительный ответ

утвердительный ответ

"+" - утвердительный.

"-" -  отрицательный.

"*" - неопределённый.

Методика  «Лесенка»

Цель: изучить характер и степень осознанности ребёнком отношения к нему близких людей.

Ф.И.О.  ребёнка.

Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога.

Лесенка.(изучение характера и степени осознанности отношения к нему близких людей.)

Михаил. К.

адекватно

средне

Андрей. С.

неадекватно

низко

Роман. М.

адекватно

средне

3. Изучение личностных ожиданий ребёнка в общении  со взрослым.

Цель: изучить личностные ожидания ребёнка в общении со взрослым.

1 ситуация - "Это было в январе. Стоял сильный мороз. Дети собрались идти домой. Они надевали шапки, пальто, тёплые ботинки, варежки. Первыми одевались дети из старшей группы. Когда они уже собрались на улицу, одна девочка увидела малыша, который никак не мог одеться. Она подошла и помогла ему".

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?

2 ситуация - "Дети шли на прогулку. На узкой дорожке, которая вела в сад, лежал кусок колючей проволоки. Все дети осторожно переступили через проволоку. А один мальчик, который шёл последним, наклонился, осторожно взял проволоку за кончик и отбросил её в сторону, чтобы она не кому не мешала".

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?

3 ситуация - "Одна девочка сказала Тане: "У тебя такая красивая кукла! Дай мне её - я поиграю"."На, возьми", - сказала Таня. Вечером, когда нужно было идти домой, Таня попросила свою куклу. Но девочка не вернула Тане куклу".

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им сказали, что это ты не вернул(а) куклу?

4 ситуация - "Дети рисовали. Маша рисовала цветок, и ей нужен был красный карандаш. Дима рисовал крокодила, и ему нужен был зелёный карандаш. А один мальчик захотел нарисовать лето. Ему нужно было много карандашей. Карандаши, которые дала ему воспитательница, у него поломались, и он стал забирать у других детей".

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им сказали, что это сделал(а) ты?

Если испытуемый от взрослого ожидает одобряющую оценку - высокий уровень, если мнения взрослых разделятся - средний уровень, если взрослый опровергнет - низкий уровень.

      "+" - высокий.

      "+ -" - средний.

      "_"  - низкий.

Для того чтобы увидеть результаты испытуемых занесём все данные в таблицу.

Ф.И.ребёнка.

1 ситуация

2ситуация

3 ситуация

4 ситуация

Михаил. К.

        +

        +

         +

         +

Андрей. С.

        +

        + -

         +

         +

Роман. М.

        -

        +  -

         +

         -

4. Методика изучения навыков культуры общения.

Цель: изучить навыки культуры общения через наблюдение.  

Занесем полученные данные в таблицу.

Ф.И. ребёнка.

общение со взрослым.

общение со сверстником.

причины конфликтов.

Михаил. К.

вежливое;

личностное;

деловое;

познавательное.

дружеское;

доброжелательное.

распределение ролей в игре.

Андрей. С.

личностное;

уважительное.

скрыто негативное;

избирательное.

несоблюдение правил в игре.

Роман. М.

познавательное;

личностное;

доброжелательное.

дружеское;

из-за распределения игрушек в игровой деятельности.


                                                                                             Сводная таблица.

Ф.И. ребёнка.

Изучение представлений дошкольников об отношен6ии к ним педагога.

Лесенка. (Изучение характера и степени осознанности ребёнка отношения к нему близких людей.)

Изучение личностных ожиданий ребёнка в общении со взрослыми.

Изучение навыков культуры общения. (Наблюдение.)

Изучение отношения дошкольников к взрослым и сверстникам (посредствам анализа их рисунков.)

Михаил.К

Адекватная

Оценка отношений педагога о ребёнке .

Средний.

Высокие

Общение со взрослым.

вежливое;

деловое;

личностное;

познавательное.

Со сверстниками. 

дружеское;

доброжелательное.

Адекватное.

Андрей.С.

Неопределённое отношение педагога о ребёнке. (Неадекватно)

Низкий.

Средние (низкие)

Общение со взрослым.

личностное;

уважительное.

 Со сверстниками. 

скрыто негативное;

избирательное.

Неадекватное.  (Заниженное)

Роман.М.

Адекватная оценка отношений педагога о ребёнке. (Адекватно)

Средний.

Высокие.

Общение со взрослым.

познавательное;

личностное;

доброжелательное.

Со сверстниками.

дружеское.

Адекватное.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии готовности ребёнка к школе

Перед поступлением в 1 класс, необходимо убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе....

критерии готовности ребёнка к школе.

Дорогие родители! Ваш ребёнок идёт в школу? Проверьте его готовность....

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?

Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников...

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?

Задания педагогической диагностики Как организовать  занятия с ребёнком  в домашних условияхи какова их продолжительность?Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к шко...

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе

Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

         Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе...