Рабочая тетрадь по социальной психологии
учебно-методическое пособие на тему
Предварительный просмотр:
Е.Ю.Савельева
Рабочая тетрадь по
социальной психологии
Часть I
Учебное пособие
для студентов колледжа
2013
Учебное пособие «Рабочая тетрадь по социальной психологии» составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Социальная психология» и предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 050709 «Преподавание в начальных классах», 050303 «Иностранный язык», 050202 «Информатика».
Одобрено предметно-цикловой комиссией педагогики и психологии ГБОУ СПО «Месягутовский педагогический колледж».
Составитель: Савельева Е.Ю., преподаватель
ГБОУ СПО «Месягутовский педагогический колледж».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………... | 4 | |
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии | ||
Объект, предмет, задачи социальной психологии …. | 6 | |
Методы социальной психологии ……………………. | 12 | |
Становление и развитие социальной психологии …. | 18 | |
Раздел II Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения | ||
Основные понятия социальной психологии общения | 25 | |
Виды, типы и уровни общения ……………………… | 29 | |
Коммуникативная сторона общения………………… | 35 | |
Интерактивная сторона общения……………………. | 41 | |
Перцептивная сторона общения……………………... | 45 | |
Психология воздействия в общении………………… | 48 | |
Список рекомендуемой литературы……………………….. | 52 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебное пособие «Рабочая тетрадь по социальной психологии» составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Социальная психология» и предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 050709 «Преподавание в начальных классах», 050303 «Иностранный язык», 050202 «Информатика».
Тетрадь может быть использована студентами на аудиторных занятиях под руководством преподавателя, а также при самостоятельном изучении темы. Использование тетради на аудиторных занятиях существенно сокращает время, затрачиваемое на конспектирование материала. Использование тетради в ходе самостоятельного изучения темы помогает студентам увидеть главное в содержании темы и не оставить без внимания обязательные для рассмотрения вопросы. Студентам предлагаются упражнения репродуктивного и творческого характера, поэтому работа с тетрадью в процессе усвоения темы способствует закреплению, систематизации и осмыслению изучаемого материала.
Пособие состоит из двух частей, в каждой части представлены по два раздела, каждый из которых включает список вопросов, подлежащих рассмотрению, перечень терминов и понятий обязательных для усвоения, задания на установление соответствия и набор заданий открытого типа разного уровня сложности.
Для удобства студентов и преподавателя в рабочей тетради используется система условных обозначений:
Название раздела | |
Рекомендуемая литература по теме | |
Информация для запоминания | |
Вопрос по теме | |
Задание для групповой работы | |
Задание для самостоятельной работы | |
Домашнее задание |
Объект, предмет, задачи
социальной психологии
Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Г. М. Андреева)
Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей разных школ.
(В. Г. Крысько)
Соотношение психологии и социологии в социальной психологии
I. Интрадисциплинарный подход
1. __________________________________ __________________________________ | |
2. __________________________________ __________________________________ | |
II. Интердисциплинарный подход | |
3. ___________________________________ ___________________________________: а) _________________________________ ________________________________; б) _________________________________ _________________________________. |
Подумайте, как может меняться предмет исследования социальной психологии, если рассматривать ее:
а) как часть социологии;
б) как часть психологии;
в) как самостоятельную область исследования.
Предмет социальной психологии
а) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
б) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
в) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задачи социальной психологии
Теоретические Практические
Разделы социальной психологии
- Введение в социальную психологию:
_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Социальная психология общения и взаимодействия: _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Социальная психология групп: ______________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Социальная психология личности: _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Практические приложения социальной психологии: _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исходя из предмета социальной психологии сделайте вывод о ее связи с другими науками.
Подумайте, для чего учителю необходимо изучать социальную психологию.
Функции социальной психологии
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составить таблицу «Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии» (Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000, с. 17-22).
Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии
Психологическая школа | Представители | Вклад в развитие социальной психологии |
Для заметок по разделу
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методысоциальной психологии
Метод - ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Методология социальной психологии - ___________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблема качества социальной-психологической информации
1. Надежность - _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Объективность и субъективность - _______________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Обоснованность (валидность) - __________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Устойчивость - ________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Точность - ____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Типология методов, используемых в социальной психологииМетоды
Методы исследования Методы воздействия
Методы сбора Методы обработки ______________
информации (не специфичны для ______________
____________ социально-психологи- ______________
____________ ческого исследования) ______________
____________
____________
____________
Методы
Методы эмпирического исследования | Методы моделирования | Управленческо-воспитательные методы |
| (не обладают какой-либо особой спецификой именно в социальной психологии) |
- Методы исследования и диагностики
1) Наблюдение - ________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды наблюдений:
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Требования к наблюдению:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Эксперимент - _______________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды эксперимента:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Требования к эксперименту:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Опрос - ______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды опроса:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования к опросу:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Контент-анализ - _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Этапы контент-анализа:
Первый этап - __________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Второй этап - ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Третий этап - ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Моделирование - _____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Социометрия - _______________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Методы обработки и интерпретации результатов исследования и диагностики
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Методы коррекции и терапии
1) Социально-психологический тренинг - _________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Психодрама - _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Гештальттерапия - ___________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Методы социально-психологического обучения и развития
1) Дискуссионные методы - ______________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Деловые игры - ______________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Тренинги личностного роста - _________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая черта методов социальной психологии
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составить схему «Методы социальной психологии»// «Лучшие страницы педагогической прессы». – 2003. - №4. – с.90-96.
Методы социальной психологии
Становление и развитие социальной психологии
Этапы развития социальной психологии
Период | Исторические границы периода | Характеристика периода |
I | ||
II | ||
III |
По какому критерию представлено деление на этапы развития социальной психологии как науки?
Первые теоретические концепции в области социальной психологии
(вторая половина XIX – первая треть XX в.в.)
Психология народов
Авторы: ________________________________________________
Основные идеи теории:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Значение для науки:
______________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психология масс
Авторы: _________________________________________________
Основные идеи теории:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Значение для науки:
______________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Концепция инстинктов социального поведения
Авторы: _________________________________________________
Основные идеи теории:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Значение для науки:
______________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие отечественной социальной психологии
В дореволюционной России социальной психологии как науки не существовало. Отечественная психология занимала третье место после Америки и Германии.
______________________________________
____________________________________________________________________________
МИХАЙЛОВСКИЙ
Николай Константинович
(1842–1904)
Основатель социальной психологии как науки в России, критик, публицист, социолог, общественный деятель.
Теоретик «субъективной социологии», исследователь проблем массовой психологии: «Что такое прогресс?» (1869), «Борьба за индивидуальность» (1875-76), «Герои и толпа» (1882), «Еще о героях» (1891), «Еще о толпе» (1893).
ПОТЕБНЯ
Александр Афанасьевич
(1835–1891)
Выдающийся русский языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук.
Является автором «Теории фольклора, этнографии, языкознания».
Основные идеи
«Теории фольклора, этнографии, языкознания»
- Утрата народом своего языка равносильна его исчезновению.
- Представители разных национальностей не всегда могут достигнуть адекватного взаимопонимания, так как существуют специфические особенности и механизмы межэтнического общения, которое должны учитывать мышление всех сторон общающихся людей.
- Культура и образование развивают и закрепляют этноспецифические характеристики представителей разных народов.
В настоящее время социальная психология существует как самостоятельная наука и применяется в различных областях общественной жизни. Определите эти области.
Области применения социальной психологии
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подготовиться к контрольной работе по разделу
«Введение в социальную психологию».
Для заметок по разделу
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные понятия социальной
психологии общения
Аспекты
общения
Общение – | ||
Общение – | ||
Общение – | ||
Посредством чего осуществляется процесс общения?
____________________________________________________________________________________________________
Паралингвистические средства передачи информации:
- _________________________
- _________________________
- _________________________
- _________________________
- _________________________
- _________________________
Соотношение общения и деятельности
- Единство общения и деятельности.
Любые формы общения включаются в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими каких-либо функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности.
- Общение и деятельность – две разные стороны социального бытия человека.
- Общение воспринимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, является ее элементом.
- Общение является особым видом деятельности.
Деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.
Опишите различия между следующими системами знаков как средствами общения:
- Цвета светофора.
- Азбука Морзе.
- Родной язык.
- Топографическая карта местности.
Структура общения
ОБЩЕНИЕ
__________________________________ (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами) | ____________________________________ (организация взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями) | __________________________________ (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания) |
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс.
Группы функций
- Психологические функции
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Социальные функции
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Инструментальные функции
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функции общения с точки зрения
некоторых авторов
А.В.Мудрик
- ________________
- ________________
- ________________
- ________________
- ________________
А.Б.Добрович
- ________________
- ________________
- ________________
- ________________
А.А.Брудный
- ________________
- ________________
- ________________
- ________________
Л.А.Карпенко
- _______________
- _______________
- _______________
- _______________
- _______________
- _______________
- _______________
- _______________
Сравните различные подходы к определению функций общения.
Выучить определения основных понятий.
Виды, типы, уровни
общения
Способы общения представлены теми или иными средствами группового коммуникативного поведения людей. Наряду со способами следует различать и разновидности общения. Разновидности общения могут быть проявлением, как характера самого общения, так и результатом его предметной направленности.
Подумайте, почему появилась необходимость классифицировать общение на виды, типы и уровни?
Виды общения
- Непосредственное общение
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные характеристики непосредственного общения:
- ____________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________
1. Формальное непосредственное общение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Межличностное непосредственное общение
_____________________________________________
__________________________________________________________________________________________
- Опосредованное (косвенное) общение
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные характеристики опосредованного общения:
- ____________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________
- Массовое общение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прямое массовое общение
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
- Опосредованное массовое общение
__________________________________________________________________________________________
Приведите примеры каждого вида общения.
Особенности общения в современном мире
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Квазиобщение - ______________________________________
_____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Уровни общения
Направленность
уровня общения
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные характеристики фатического уровня общения:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные характеристики информационного уровня общения:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные характеристики личностного уровня общения:
|
- Уровни общения могут иметь социально-положительную (просоциальную) и социально-отрицательную (антисоциальную) направленность. Определите соответствие направленности каждому уровню общения.
- Могут ли меняться уровни общения в процессе одного разговора?
Типы общения
- Диалогическое общение
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________Монологическое общение
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________Императивное монологическое общение
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________ _____________________________________________________
Манипулятивное монологическое общение
_____________________________________________________
_____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Признаки манипулятивного общения:
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- Может ли учитель в процессе обучения или воспитания использовать императивное общение?
- Может ли учитель в процессе обучения или воспитания использовать манипулятивное общение?
- Приведите пример императивного и манипулятивного общения учителя с учащимися.
- Опишите, какие отношения существуют между людьми, если при организации общения они расположились в пространстве следующим образом:
а) б)
в)
Разделившись на группы, подготовьте и проиграйте несколько ситуаций, иллюстрирующих каждый вид, тип и уровень общения по любой типологии. Главное условие: используйте характеристику полностью.
Используя материал урока, составьте табличный вариант классификации видов, типов и уровней общения.
Коммуникативная сторона общения
Коммуникация – _____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Межличностная коммуникация (обмен информацией) имеет свои специфические черты:
а) наличие обратной связи;
б) наличие коммуникативных барьеров;
в) коммуникативное взаимовлияние партнеров;
г) наличие разных уровней передачи информации - вербального и невербального.
Обратная связь в межличностном общении.
________________ _________________
обратная связь
ПРЯМАЯ КОСВЕННАЯ
Коммуникативный барьер – __________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КБ непонимания
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а) Фонетический барьер непонимание
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Семантический барьер непонимания
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________
в) Стилистический барьер непонимания
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________
г) Логический барьер непонимания
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КБ социально-культурных различий
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КБ отношений
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии учителя с учеником?
- Почему семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектов друг друга при взаимодействии?
- Каким образом барьеры социально-культурных различий связаны с ценностями субъектов общения?
Любой психологический барьер - это прежде всего защита, которую выстраивает, вольно или невольно, реципиент на пути предлагаемой ему информации.
В каждом случае для выстраивания такого барьера бывают свои причины, цели, например:
а) избегание или искажение предлагаемой информации и, наоборот, внимательное отношение к противоречащей информации;
б) снижение авторитетности источника;
в) защита через надуманное непонимание.
Уровни обмена информацией.
Вербальный Невербальный
(речь) (знаковые системы)
Акустическая Оптико-кинетическая
1. Паралингвистические средства (просадика):
2. Экстралингвистические средства (вкрапления в речь):
| 1. Кинесика: а) экспрессивно-выразительные движения:
б) визуальный контакт:
2. Такесика:
3. Проксемика:
|
1) Приведите примеры применения каждого уровня обменом информации.
2) Могут ли приведенные уровни существовать изолированно друг от друга?
3) Какими уровнями обмена информацией может пользоваться учитель на уроке, во внеклассной деятельности?
Особое место занимают ситуации общения в хронотопе – пространственно-временных координатах особого рода (вагонный хронотоп, больничная палата). В ситуации хронотопа люди могут проявлять неожиданную откровенность.
Может ли учитель использовать изменение хронотопа в качестве воспитательного влияния или условия, обеспечивающего данное влияние?
Приведите соответствующий пример.
Эффективность общения определяется умением слушать. Слушание может быть рефлексивным и нерефлексивным.
Нерефлексивное слушание – это внимательное молчание, когда нужно дать возможность собеседнику эмоционально разрядиться (кивки, поза внимания, поддакивания).
В рефлексивном слушании говорящему человеку дается обратная связь словами (вопросами, комментариями).
Определите по содержанию диалога, умеют ли его участники слушать друг друга:
а) - Хочешь послушать этот отрывок?
- Я уже это читала.
б) - Я тебя так давно жду.
- Можно было бы и не ждать, позвонил бы…
в) - У тебя есть собака? Я свою уже продала – не было времени на нее.
- Нет, но…
Подготовить сообщение
«Приемы расположения к себе»
Правила общения
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интерактивная сторона общения
Интеракция – __________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психологическая совместимость
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Экстраверсия Интроверсия
____________________ _____________________
____________________ _____________________
____________________ _____________________
____________________ _____________________
____________________ _____________________
Мобильность Ригидность
____________________ _____________________
____________________ _____________________
____________________ _____________________
____________________ _____________________
____________________ _____________________
Доминантность Недоминантность
____________________ _____________________
____________________ _____________________
____________________ _____________________
____________________ _____________________
____________________ _____________________
Интерактивная сторона общения подразумевает организацию взаимодействия в процессе общения. Этот аспект общения связан с взаимодействием людей. Каковы виды и мотивы межличностного взаимодействия?
Все эти мотивы можно различать здесь по соотношению выигрыша-проигрыша участников взаимодействия. Выделяют следующие мотивы взаимодействия:
- максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
- максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);
- максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
- максимизации выигрыша другого (альтруизм);
- минимизации выигрыша другого (агрессия);
- минимизации различий в выигрышах (равенство).
Исходя из мотивации, выделим стратегии взаимодействия:
Сотрудничество – ______________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Компромисс – _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уступчивость – ________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Избегание – ____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Противодействие – _____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конкуренция – _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расположите на системе координат стратегии взаимодействия:
Ориентация на цели
партнера по общению
Трансакция - ________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эго состояния
«Родитель» «Взрослый» «Ребенок»
_________________ _________________ ______________
_________________ _________________ ______________
_________________ _________________ ______________
_________________ _________________ ______________
_________________ _________________ ______________
_________________ _________________ ______________
_________________ _________________ ______________
_________________ _________________ ______________
_________________ _________________ ______________
_________________ _________________ ______________
1) Определите позиции взаимодействия супругов в приведенной ситуации:
Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец». Ответы мужа:
а) «Сейчас перевяжем»;
б) «Вечно у тебя что-то случается»;
в) «Что же я теперь должен делать?».
а) б) в)
- На вопрос «Который час?» дайте ответ с точки зрения разных трансакций.
- Объясните, чем может быть вызвана перемена позиции в общении:
4) Определите тип трансакции:
- Мама, меня Коля (брат) обижает!
- Не жалуйся, сами разбирайтесь.
Выучить определения понятий.
Перцептивная сторона общения
Перцепция – __________________________________
____________________________________________________________________________________________
Социальная перцепция – _____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Субъективная сторона Объективная сторона
___________________________ _____________________
___________________________ _____________________
___________________________ _____________________
___________________________ _____________________
Механизмы социальной перцепции – ___________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Эмпатия - __________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Аттракция - ________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Каузальная атрибуция - ______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а) личностная атрибуция - ______________________________
__________________________________________________________________________________________________________
б) обстоятельственная атрибуция - _______________________
__________________________________________________________________________________________________________
в) стимульная атрибуция - ______________________________
__________________________________________________________________________________________________________
4) Идентификация - ___________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Социальная рефлексия - _____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?
Эффекты межличностного восприятия
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Какие механизмы социальной перцепции с вашей точки зрения являются наиболее распространенными? Какие из них наиболее важны для учителя в его педагогической деятельности при взаимодействии с учениками?
2) Всегда ли восприятие человеком самого себя является социальной рефлексией?
Сформулировать 3 определения социальной перцепции в зависимости от ее типа.
Самовосприятие - ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Межличностное восприятие - ___________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Межгрупповое восприятие - ____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психология воздействия в общении
Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения:
- убеждение;
- внушение;
- подражание;
- психологическое заражение.
Убеждение - ________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия эффективности убеждения:
- _______________________________________________
- _______________________________________________
- _______________________________________________
- _______________________________________________
- _______________________________________________
- _______________________________________________
- _______________________________________________
Технологии убеждающего воздействия:
Предубеждение - ______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Доверие к источнику - _________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Послание - ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Эмоции - ____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Внушение - __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Виды внушений
- _________________
- _________________
- _________________
- _________________
- _________________
- _________________
- _________________
- _________________
- _________________
- _________________
- _________________
- _________________
- _________________
- _________________
Аутосуггестия - _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аффирмация - ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите примеры полезных и вредных внушений.
Условия эффективности внушения
- __________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________
Подражание - ________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примеры подражания:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Теория подражания Г.Тарда:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психологическое заражение - __________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Паника - _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подготовиться к контрольной работе по разделу Социальная психология общения
Для заметок по разделу
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список рекомендуемой литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2004.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Пайс Э., Маслач К., Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2001.
- Панфилова А.П. Теория и практика общения: учебное пособие для студентов средних учебных заведений / А.П.Панфилова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Социальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / [А.Н.Сухов, А.А. Бодалев, В.Н.Казанцев и др.]; под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Шихирев П.Н., Современная социальная психология. – М.: ИП РАН; КСП+; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соблюдение орфографического режима в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ в начальной школе.
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в в...
Рабочие тетради по психологии для 1-4 класса
При создании этих рабочих тетрадей я использовала различные источники, т.е. скомпоновала то, что по-моему очень понравится ребятам. И думаю, не ошиблась.Детям очень нравятся наши рабочие тетради. Они ...
Рабочая программа "Социальная психология"
Рабочая программа "Социальная психология" создана для студентов хорового колледжа, обучающихся по специальности 070106 «Хоровое дирижирование»....
Методическое пособие «Рабочая тетрадь психолога: психологическая помощь детям, пострадавшим от насилия»
Методическое пособие «Рабочая тетрадь психолога: психологическая помощь детям, пострадавшим от насилия» является обобщение опыта работы с детьми и подростками, пережившими ситуации насилия. Темы рабоч...
Методическая разработка Рабочая тетрадь по психологии для 1 класса
Рабочая тетрадь по психологии для учеников 1 класса состоит из 12 занятий. Проводится один раз в неделю.......
Методическая разработка Рабочая тетрадь по психологии для учеников 2 класса
Рабочая тетрадь по психологии для учеников 2 класса. Состоит из 6 занятий, проводится один раз в неделю......
рабочая тетрадь "Социальный мир" для работы с детьми с ОВЗ,РАС
Рабочая тетрадь по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена для работы с обучающимися, в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....