«Особенности развития психических процессов у детей с ОНР»
консультация на тему
Доклад подготовлен для выступления на семинар воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа - интернат V вида»
Доклад
«Особенности развития психических процессов у детей с ОНР»
Педагог-психолог: Афанасьева М.М.
Особенности познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи имеют качественно разнородную структуру – от минимальных нарушений высших психических функций до выраженной недостаточности ВПФ. Стойкость проявлений и степень выраженности когнитивных нарушений в данном случае зависит от причин (органические или социальные) и характера речевого дефекта.
В структуре нарушения познавательной деятельности у детей с ОНР отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного.
Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета.
Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в ориентировке в направлениях пространства, обозначающих местонахождение объекта («справа» - «слева»), при определении пространственных отношений между предметами, при вербализации пространственных представлений. У них также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий).
Внимание у детей данной категории характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Стабильность темпа деятельности у детей с ОНР имеют тенденцию к снижению в процессе работы.
Исследования мнестической функции у детей с ОНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех-ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, обобщением. На процесс и результаты мышления у детей с ОНР влияют низкий объём сведений об окружающем, свойствах и функциях предметов действительности, недостаточность самоорганизации речевой деятельности. Нарушения самоорганизации обуславливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию.
Проблемы речевого развития влекут за собой задержку в развитии воображения. Дети данной категории по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников. Для них характерно использование штампов и однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу. В целом для детей с речевым недоразвитием характерны инертность, быстрая истощаемость процессов воображения, недостаточность пространственного оперирования образами (комбинаторных функций). Ответы детей по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображённых предметов, либо носят форму короткого предложения.
У части детей с ОНР отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций. Отставание в развитии двигательной сферы, характеризуются плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, недоразвитие общей и мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.
Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...
Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста
В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПОДБОР ПОДВИЖНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ВОСРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Развитие психических процессов у детей «память».
Свойства памяти издавна привлекали к себе внимание исследователей. Развивается ли память? Становится ли она с годами лучше или хуже?...
Доклад на тему: "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"
В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Каждый человек находится и развивается в...
Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"
Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...
Методическая разработка на тему: "Упражнения на развитие психических процессов у детей с ОВЗ"
В работе представлены упражнения на развитие различных психических процессов у детей. Мышления, восприятия, памяти. Материал может быть полезен педагогам, родителям, психологам....
Влияние нетрадиционных способов рисования на развитие психических процессов у детей с ОВЗ
Годы школьного детства — это годы интенсивного психического развития ипоявления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. В этот периодактивно развиваются воображение, логическое мы...