Актуальность курса «Психология для маленьких» в начальной школе
материал на тему

Максимова Ирина Андреевна

Выступление на МО учителей начальных классов "Актуальность курса "Психология для маленьких" в начальной школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx14.02 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Максимовой И.А.

на МО учителей начальных классов

«Актуальность курса «Психология для маленьких» в начальной школе»

Начальный период школьной жизни детей занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4-ый классы школы). Развитие психики, формирование новых качеств младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения. Основные новообразования ребенка младшего школьного возраста – произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря им, психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми возможностями и требованиями. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней в школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей личности, определяющих уровень психических процессов и самой учебной деятельности.

К моменту окончания начальной школы у младшего школьника должна быть сформирована учебная зрелость, т.е. его готовность к обучению в основной школе, к бескризисному переходу в 5 класс, когда обучающийся оказывается в новых условиях учебного труда и новых социальных отношениях. Учебная зрелость характеризуется владением элементарными знаниями о мире, предметными умениям и навыками, обобщенными учебными умениями, а также предполагает элементарные коммуникативные умения, мотивацию продолжения обучения на второй ступени школы, соответствие возрастным нормам физического и психического развития, знание нравственных норм поведения (гуманность, вежливость, заботливость и т.д.). Программа «Психология для маленьких» способствует формированию учебной зрелости обучающихся.

Занимательные игры и задания позволяют стимулировать активность обучающегося, найти адекватные способы его самореализации, развить творческие способности, сформировать навыки участия в коллективной творческой деятельности путем создания единого «поля тематического задания», а также преодолеть трудности, встречающиеся у детей при обучении грамоте, письму, счету, решению логических и творческих задач. Программа  побуждает узнавать нечто новое, развивает и самостоятельность обучающихся, и творческую инициативу.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам и эмоциям, воспитанию у детей уважительного отношения к себе и окружающим, толерантности, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации, овладению средствами общения.

Программа позволяет выявить индивидуальные особенности каждого обучающегося, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

Предлагаемая программа может не только помочь детям овладеть средствами коммуникации, но и убедить их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения  существует тесная связь, и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их восприятием и пониманием. В связи с этим здесь уделяется внимание и формированию бережного отношения к своему не только физическому, но и психическому здоровью.

Кроме того, «Психология для маленьких» имеет своей целью формирование общеинтеллектуальных умений детей, развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Систематические занятия могут значительно расширить объем и концентрацию внимания, помочь овладеть простыми, но необходимыми приемами запоминания и сохранения информации, овладеть операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения, значительно обогатить словарный запас, сформировать гибкость мыслительных процессов и умение оформлять в словесную форму свои суждения, обоснования.

Данный курс  создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, снижается тревожность. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для последующего успешного процесса обучения и адаптации в условиях средней школы.  

Программа предполагает связь и с разными предметами школьного курса, использование полученных знаний и умений на школьных уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как актуальная технология организации современного урока в начальной школе.

В статье освещается какие требования,этапы и результаты предьявляются  при использовании  метода "проектная задача" в начальной школе....

Доклад "Актуальные проблемы изучения русского языка в начальной школе"

В статье я постаралась коснуться проблем русского языка и типичные шибки учеников. предлагаюь пути решения этих проблем....

Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы

Статья "Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы"...