Актуальность курса «Психология для маленьких» в начальной школе
материал на тему
Выступление на МО учителей начальных классов "Актуальность курса "Психология для маленьких" в начальной школе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 14.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Максимовой И.А.
на МО учителей начальных классов
«Актуальность курса «Психология для маленьких» в начальной школе»
Начальный период школьной жизни детей занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4-ый классы школы). Развитие психики, формирование новых качеств младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения. Основные новообразования ребенка младшего школьного возраста – произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря им, психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми возможностями и требованиями. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней в школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей личности, определяющих уровень психических процессов и самой учебной деятельности.
К моменту окончания начальной школы у младшего школьника должна быть сформирована учебная зрелость, т.е. его готовность к обучению в основной школе, к бескризисному переходу в 5 класс, когда обучающийся оказывается в новых условиях учебного труда и новых социальных отношениях. Учебная зрелость характеризуется владением элементарными знаниями о мире, предметными умениям и навыками, обобщенными учебными умениями, а также предполагает элементарные коммуникативные умения, мотивацию продолжения обучения на второй ступени школы, соответствие возрастным нормам физического и психического развития, знание нравственных норм поведения (гуманность, вежливость, заботливость и т.д.). Программа «Психология для маленьких» способствует формированию учебной зрелости обучающихся.
Занимательные игры и задания позволяют стимулировать активность обучающегося, найти адекватные способы его самореализации, развить творческие способности, сформировать навыки участия в коллективной творческой деятельности путем создания единого «поля тематического задания», а также преодолеть трудности, встречающиеся у детей при обучении грамоте, письму, счету, решению логических и творческих задач. Программа побуждает узнавать нечто новое, развивает и самостоятельность обучающихся, и творческую инициативу.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам и эмоциям, воспитанию у детей уважительного отношения к себе и окружающим, толерантности, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации, овладению средствами общения.
Программа позволяет выявить индивидуальные особенности каждого обучающегося, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.
Предлагаемая программа может не только помочь детям овладеть средствами коммуникации, но и убедить их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь, и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их восприятием и пониманием. В связи с этим здесь уделяется внимание и формированию бережного отношения к своему не только физическому, но и психическому здоровью.
Кроме того, «Психология для маленьких» имеет своей целью формирование общеинтеллектуальных умений детей, развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Систематические занятия могут значительно расширить объем и концентрацию внимания, помочь овладеть простыми, но необходимыми приемами запоминания и сохранения информации, овладеть операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения, значительно обогатить словарный запас, сформировать гибкость мыслительных процессов и умение оформлять в словесную форму свои суждения, обоснования.
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, снижается тревожность. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для последующего успешного процесса обучения и адаптации в условиях средней школы.
Программа предполагает связь и с разными предметами школьного курса, использование полученных знаний и умений на школьных уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Самообразование...
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Самообразование...
Проектная задача как актуальная технология организации современного урока в начальной школе.
В статье освещается какие требования,этапы и результаты предьявляются при использовании метода "проектная задача" в начальной школе....
Доклад "Актуальные проблемы изучения русского языка в начальной школе"
В статье я постаралась коснуться проблем русского языка и типичные шибки учеников. предлагаюь пути решения этих проблем....
Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы
Статья "Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы"...
Актуальные вопросы преемственности при переходе из начальной школы в основную
Материал для выступления на педсовете...