Диагностика адаптации первоклассников
методическая разработка (1 класс) на тему

Пакет методик для диагностики адаптации первоклассников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей первоклассников

 Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

    -неохотно( ДА)

     -без особой охоты (ВДА)

     -охотно, с радостью( А)

     -затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

-пока нет (ДА)

-не совсем (ВДА)

-в основном, да( А)

-затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

      -скорее нет, чем да ( ДА)

       -не вполне (ВДА)

       -в основном да ( А)

       -затрудняюсь ответить

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

     -иногда (ВДА)

      -довольно часто( А)

      -затрудняюсь ответить

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

       -в основном отрицательные впечатления( ДА)

      -положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

      -в основном положительные впечатления( А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)

более 45 мин ДА

30-45 мин ВДА

15-30 мин А

7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

       -довольно часто( ДА)

       -иногда (ВДА)

       -не нуждается в помощи( А)

      - затрудняюсь ответить

8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

       -перед трудностями сразу пасует( ДА)

      -обращается за помощью (ВДА)

       -старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)

       -настойчив в преодолении трудностей( А)

        -затрудняюсь ответить

9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

       -сам этого сделать не может ( ДА)

      -иногда может (ВДА)

      -может, если его побудить к этому( А)

      -как правило, может( А)

       -затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

         -довольно часто( ДА)

        -бывает, но редко(ВДА)

       -такого практически не бывает( А)

       -затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

       -нет( ДА)

       -скорее нет, чем да(ВДА)

        -скорее да, чем нет( А)

        -затрудняюсь ответить

А-   адаптация

ВДА-   возможна дезадаптация

ДА-   дезадаптация


Анкета для родителей первоклассников

ФИ ребёнка ____________________________________дата_____________

Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

    -неохотно

     -без особой охоты

     -охотно, с радостью

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

-пока нет

-не совсем

-в основном, да

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

      -скорее нет, чем да

       -не вполне

       -в основном да

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

     -иногда

      -довольно часто

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

       -в основном отрицательные впечатления

      -положительных и отрицательных примерно поровну

      -в основном положительные впечатления

6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)_____________________________

7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

       -довольно часто

       -иногда

       -не нуждается в помощи

8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

       -перед трудностями сразу пасует

      -обращается за помощью

       -старается преодолевать сам, но может отступить

       -настойчив в преодолении трудностей

9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

       -сам этого сделать не может

      -иногда может

      -может, если его побудить к этому

      -как правило, может

10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

         -довольно часто

        -бывает, но редко

       -такого практически не бывает

11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

       -нет

       -скорее нет, чем да

        -скорее да, чем нет

Анкета для родителей первоклассников

ФИ ребёнка ____________________________________дата_____________

Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

    -неохотно

     -без особой охоты

     -охотно, с радостью

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

-пока нет

-не совсем

-в основном, да

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

      -скорее нет, чем да

       -не вполне

       -в основном да

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

     -иногда

      -довольно часто

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

       -в основном отрицательные впечатления

      -положительных и отрицательных примерно поровну

      -в основном положительные впечатления

6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)_____________________________

7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

       -довольно часто

       -иногда

       -не нуждается в помощи

8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

       -перед трудностями сразу пасует

      -обращается за помощью

       -старается преодолевать сам, но может отступить

       -настойчив в преодолении трудностей

9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

       -сам этого сделать не может

      -иногда может

      -может, если его побудить к этому

      -как правило, может

10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

         -довольно часто

        -бывает, но редко

       -такого практически не бывает

11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

       -нет

       -скорее нет, чем да

        -скорее да, чем нет

12. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.

    -    засыпает с трудом

  • долго не может заснуть, хотя очень устал
  • внезапно просыпается ночью, плачет
  • разговаривает во сне
  • просыпается с трудом
  • утром сонный  и вялый
  • недержание мочи
  • плохой аппетит
  • вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
  • беспричинные боли в животе
  • частые головные боли
  • болел  в сентябре-октябре
  • стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия
  • наблюдаются быстрые подергивания (тики) лицевых мышц, плеч, рук и т.п.
  • ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
  • другие изменения_________________________________________

___________________________________________________________

12. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.

    -    засыпает с трудом

  • долго не может заснуть, хотя очень устал
  • внезапно просыпается ночью, плачет
  • разговаривает во сне
  • просыпается с трудом
  • утром сонный  и вялый
  • недержание мочи
  • плохой аппетит
  • вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
  • беспричинные боли в животе
  • частые головные боли
  • болел  в сентябре-октябре
  • стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия
  • наблюдаются быстрые подергивания (тики) лицевых мышц, плеч, рук и т.п.
  • ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
  • другие изменения_________________________________________

___________________________________________________________



Предварительный просмотр:

"Внутренней позиции школьника" (1-2 класс)  ФИ______________________________класс_____дата__________

Вопросы:

1. Тебе нравится в школе?   Что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?____________________________________________________________________________________

2. Какая у тебя учительница? Она тебе нравится? _____________________________________________________

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся?   Почему?_______________________________________________

4. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит?   Почему?_____________________________________________________

5. Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем?_____________________

6. Во время игры в школу что у нас было бы длиннее: перемена или урок?_________________________________

7. У тебя есть друзья среди одноклассников?_________________________________________________________

"Внутренней позиции школьника" (1-2 класс)  ФИ______________________________класс_____дата__________

Вопросы:

1. Тебе нравится в школе?   Что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?____________________________________________________________________________________

2. Какая у тебя учительница? Она тебе нравится? _____________________________________________________

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся?   Почему?_______________________________________________

4. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит?   Почему?_____________________________________________________

5. Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем?_____________________

6. Во время игры в школу что у нас было бы длиннее: перемена или урок?_________________________________

7. У тебя есть друзья среди одноклассников?_________________________________________________________

"Внутренней позиции школьника" (1-2 класс)  ФИ______________________________класс_____дата__________

Вопросы:

1. Тебе нравится в школе?   Что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?____________________________________________________________________________________

2. Какая у тебя учительница? Она тебе нравится? _____________________________________________________

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся?   Почему?_______________________________________________

4. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит?   Почему?_____________________________________________________

5. Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем?_____________________

6. Во время игры в школу что у нас было бы длиннее: перемена или урок?_________________________________

7. У тебя есть друзья среди одноклассников?_________________________________________________________

"Внутренней позиции школьника" (1-2 класс)  ФИ______________________________класс_____дата__________

Вопросы:

1. Тебе нравится в школе?   Что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?____________________________________________________________________________________

2. Какая у тебя учительница? Она тебе нравится? _____________________________________________________

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся?   Почему?_______________________________________________

4. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит?   Почему?_____________________________________________________

5. Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем?_____________________

6. Во время игры в школу что у нас было бы длиннее: перемена или урок?_________________________________

7. У тебя есть друзья среди одноклассников?_________________________________________________________

"Внутренней позиции школьника" (1-2 класс)  ФИ______________________________класс_____дата__________

Вопросы:

1. Тебе нравится в школе?   Что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?____________________________________________________________________________________

2. Какая у тебя учительница? Она тебе нравится? _____________________________________________________

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся?   Почему?_______________________________________________

4. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит?   Почему?_____________________________________________________

5. Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем?_____________________

6. Во время игры в школу что у нас было бы длиннее: перемена или урок?_________________________________

7. У тебя есть друзья среди одноклассников?_________________________________________________________

Определение сформированности "Внутренней позиции школьника" у учащихся 1 - 2 классов

Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

Вопросы:

1. Тебе нравится в школе?   Что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?____________________________________________________________________________________

2. Какая у тебя учительница? Она тебе нравится? _____________________________________________________

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся?   Почему?_______________________________________________

4. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит?   Почему?_____________________________________________________

5. Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем?_____________________

6. Во время игры в школу что у нас было бы длиннее: перемена или урок?_________________________________

7. У тебя есть друзья среди одноклассников?_________________________________________________________

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

1-й вопрос. На этот вопрос дети, как правило, отвечают "да". Если на дополнительный вопрос: "Что нравится больше всего?" - ребенок отвечает "учиться, писать, читать, уроки", то можно поставить 1 балл.

Если же ребенок говорит, что в школе ему больше всего нравится: "как со мной дружат", "ходить утром в школу", "играть, бегать, драться, гулять", "учительница", "перемена" - в общем, все, что не связано с учебной деятельностью, то за такой ответ ставится 0 баллов.

2-й вопрос. Можно поставить 1 балл, если ребенок говорит, что учительница ему нравится тем, "как учит", "вопросы задает", "учит писать, читать", "учит детей хорошему" и пр. 

Балл не ставится, если ребенок дает ответ "хорошая, красивая, добрая, не ругает", "ставит пятерки", "хорошо выглядит", "отношением к детям", поскольку такое отношение к учителю не затрагивает учебный процесс.

3-й вопрос. 1 балл ставится, если ребенок отвечает, что ему больше всего нравится "математика, чтение, письмо".

0 баллов - если больше всего нравится "гулять", "рисовать", "лепка, труд, физкультура", "играться", особенно если при этом ребенок говорит, что остальные предметы ему не нравятся.

4-й вопрос. Большинство детей на этот вопрос отвечают так. "Дома скучно без учителя, без парты", "дома нехорошо, а в школе лучше", "дома я не могу писать, а в школе нам говорят, что делать", "буду прогульщицей", "дома нельзя школьную форму носить, можно запачкать", "дом это не школа, там нет учителя". Когда ученик дает подобный ответ, иногда может сложиться впечатление, что он просто не понял вопроса, поэтому при желании его можно повторить. Но если ребенок не меняет своего ответа, то он оценивается в 0 баллов.

1 балл ставится, если ответ ученика примерно такой: "Хочу в школу ходить, не прогуливать, делать уроки", "в школе можно заниматься, читать, ум набавлять", "хочется учиться", "тогда не будешь ничего знать, надо учиться", "в школе можно всему научиться".

5-й вопрос. Это достаточно каверзный вопрос, так как ребенок с несформированной позицией школьника будет воспринимать его не как вопрос о школе, а как вопрос об игре. Таким образом, ребенок показывает свою неготовность к обучению в школе, преобладание игровой, а не учебной ведущей деятельности. Поэтому если ребёнок выбирает роль учителя ("я всегда играю учителя", "хочу учить детей") или роль ученика ("учеником быть интересней", "я еще маленький и ничего не знаю", "можно поднимать руку"), то ответ оценивается в 0 баллов. Если же ребенок выбирает роль ученика потому, что хочет "стать умным", "нравится учиться", "нравится решать примеры, писать", то за этот ответ можно поставить 1 балл.

6-й вопрос. В интерпретации данного вопроса применяется тот же принцип, что и в предыдущем. Если Ребенок будет выбирать перемену - 0 баллов, значит, его ведущей деятельностью все еще остается игра. Если ребенок выбирает урок ему ставится 1 балл, так как у него на первом месте стоит учебная деятельность.

7-й вопрос. С помощью данного вопроса можно выяснить отношения ребенка с одноклассниками. Если ученик плохо адаптируется к новой среде, то у него могут быть проблемы в общении. Поэтому 1 балл ставится, если ребенок говорит, что у него двое и более друзей, 0 баллов - если нет друзей или только один друг.

Данный вопрос можно использовать для диагностики межличностных отношений, посчитав количество выборов, которое набрал каждый учащийся класса.

Анализ

Количественный:

Если ответы ребенка суммарно оцениваются в 6-7 баллов, то позиция школьника сформирована.

Если 4-5 баллов, позиция школьника сформирована средне.

3 и менее баллов - позиция школьника не сформирована.

Качественный:

Позиция школьника сформирована полностью - Ребёнок знает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность - учебная.

Позиция сформирована средне - Ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: "Надо учиться, я должен учиться".

Позиция школьника не сформирована - ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность- игровая.



Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МЕТОДОМ ЛЮШЕРА (учащихся 1 - 2 классов)

Исследование адаптации методом Люшера - определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.

Психолог раскладывает перед ребенком цветные карточки на чистом листе бумаге А4 в произвольном порядке.

Инструкция

1. Посмотри внимательно и ответь на вопросы, на какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем.

2. А дома в выходные дни?

3. На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты сидишь на уроке?

4. А когда отвечаешь у доски?

5. А перед контрольной или проверочной работой?

6. Когда с ребятами на перемене играешь или общаешься?

7. Когда с учителем разговариваешь?

А теперь выбери из этих цветов тот, который больше всего нравится тебе, кажется красивее других (психолог убирает карточку, выбранную ребенком). А из оставшихся? (снова убирает карточку, выбранную ребенком, и т.д.).

Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям

При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.

При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.

При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.

При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.).

При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение "позиции ребенка".

Определение эмоциональной самооценки ребенка

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми.

Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится.

Если общий цветовой выбор начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшему возрасту.

Интерпретация результатов

ЦВЕТ

Красный

Желтый

Зелёный

Фиолетовый

Синий

Коричневый

Чёрный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребёнка

3

8

2

1

5

7

4

6

Разность

2

6

1

3

0

1

3

2

ЭС = 2 + 6 + 1 + 3 + 0 +1 + 3 + 2= 18

20 < ЭС < 32 - преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.

10 < ЭС < 18 - эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

0 < ЭС < 8 - преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.

Анализ

При выборе ребенком коричневого, серого цветов во всех семи случаях и фиолетового цвета в ситуациях "самочувствие дома, общая установка по отношению к школе, взаимоотношение с классным руководителем" - ставится 0 баллов.

При выборе черного цвета - 1 балл.

При выборе синего, зеленого, красного, желтого - 1 балл.

Высокий уровень адаптации: ответы ребенка оцениваются в 6-7 баллов - общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное.

Средний уровень адаптации: ответы оцениваются в 4-5 баллов - возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса.

Низкий уровень адаптации: ответы оцениваются в 0-3 балла - у ребенка преобладает негативное отношение к школе.

Эмоциональное состояние ребенка в школе анализируется отдельно.

ФИ________________________________________________класс________________дата_______

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

ЭС

Ответ

Балл

Вывод:________________________________________________________________________________

ФИ________________________________________________класс________________дата_______

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

ЭС

Ответ

Балл

Вывод:________________________________________________________________________________

ФИ________________________________________________класс________________дата_______

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

ЭС

Ответ

Балл

Вывод:________________________________________________________________________________

ФИ________________________________________________класс________________дата_______

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

ЭС

Ответ

Балл

Вывод:________________________________________________________________________________

ФИ________________________________________________класс________________дата_______

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

ЭС

Ответ

Балл

Вывод:________________________________________________________________________________

ФИ________________________________________________класс________________дата_______

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

ЭС

Ответ

Балл

Вывод:________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5—8 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Вопросы:

1. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить.

7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».

Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

1. Да – А., не знаю, нет – Б.

2. А – называет школьные предметы, уроки;

Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

3. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

4. А – нет; Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

5. А – школа А, Б – школа Б

6. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)

Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

7. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии оценивания:

1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

Уровни оценивания:

0. Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

1. Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3. Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

0 уровень – обязательно вопрос 1, 4 — Б, в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень — обязательно 1, 4 — А, 2, 5, — Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2 уровень – 1, 4, 7 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень – 1, 2, 4, 5, 6, 7 – А.

ФИ________________________________________________класс_________________дата______________

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

ФИ________________________________________________класс_________________дата______________

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

ФИ________________________________________________класс_________________дата______________

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

ФИ________________________________________________класс_________________дата______________

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

ФИ________________________________________________класс_________________дата______________

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

ФИ________________________________________________класс_________________дата______________

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

Ответ



Предварительный просмотр:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ (учащихся 1 - 2 классов)

Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)

Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

Форма проведения: индивидуальная.

Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки, а ты слушай меня внимательно.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" (рис. а).

Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился" (рис. б).

Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть"(рис. в).

Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" (рис. г).

Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь" (рис. д).

Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки" (рис. е).

http://iemcko.ru/images/43333.jpg      http://iemcko.ru/images/43334.jpg

http://iemcko.ru/images/43335.jpg         http://iemcko.ru/images/43336.jpg

http://iemcko.ru/images/43337.jpg         http://iemcko.ru/images/43338.jpg

1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему?(Выбор I)

2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?(Выбор 2)

3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?(Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос:

"А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы

Мотив № 1

Внешний

Мотив № 2

Учебный

Мотив № 3

Игровой

Мотив № 4

Позиционный

Мотив № 5

Социальный

Мотив № 6

Оценка

Объяснение

I выбор

  

 

 

 

 

 

II выбор

 

 

 

 

 

 

III выбор

 

 

 

 

 

 

Контрольный выбор

 

 

 

 

 

 

Мотивы:

1. внешний    (а),

2. учебный    (б),

3. игровой    (в),

4. позиционный    (г),

5. социальный    (д),

6. мотив - оценка    (е).

Анализ результатов:

Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов количество баллов соответствующего выбора.

Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям.

Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.

Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.

Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.

Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.

Внешний мотив - 0 баллов;

Игровой мотив - 1 балл;

Получение отметки - 2 балла;

Позиционный мотив - 3 балла;

Социальный мотив - 4 балла;

Учебный мотив - 5 баллов.

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации.

ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЕЙ МОТИВАЦИИ

Уровни мотивации

Выбор 1

Выбор 2

Выбор 3

Общая оценка в баллах

I

5

5

5

13 - 15

II

4

4

4

10 - 12

III

3

3

3

7 - 9

IV

2

2

2

4 - 6

V

0 - 1

0 - 1

0 - 1

0 - 3

Количественный:

I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

Качественный:

Внешний - собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.

Учебный - ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

Игровой - в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.

Позиционный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

Социальный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители.

Отметка - ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.


http://iemcko.ru/images/43333.jpg      http://iemcko.ru/images/43334.jpg

http://iemcko.ru/images/43335.jpg         http://iemcko.ru/images/43336.jpg

http://iemcko.ru/images/43337.jpg         http://iemcko.ru/images/43338.jpg


ФИ___________________________________________класс_______________дата________________

Выборы

Мотив № 1

Внешний

Мотив № 2

Учебный

Мотив № 3

Игровой

Мотив № 4

Позиционный

Мотив № 5

Социальный

Мотив № 6

Оценка

Объяснение

I выбор

  

 

 

 

 

 

II выбор

 

 

 

 

 

 

III выбор

 

 

 

 

 

 

Контрольный выбор

 

 

 

 

 

 

ФИ___________________________________________класс_______________дата________________

Выборы

Мотив № 1

Внешний

Мотив № 2

Учебный

Мотив № 3

Игровой

Мотив № 4

Позиционный

Мотив № 5

Социальный

Мотив № 6

Оценка

Объяснение

I выбор

  

 

 

 

 

 

II выбор

 

 

 

 

 

 

III выбор

 

 

 

 

 

 

Контрольный выбор

 

 

 

 

 

 

ФИ___________________________________________класс_______________дата________________

Выборы

Мотив № 1

Внешний

Мотив № 2

Учебный

Мотив № 3

Игровой

Мотив № 4

Позиционный

Мотив № 5

Социальный

Мотив № 6

Оценка

Объяснение

I выбор

  

 

 

 

 

 

II выбор

 

 

 

 

 

 

III выбор

 

 

 

 

 

 

Контрольный выбор

 

 

 

 

 

 

ФИ___________________________________________класс_______________дата________________

Выборы

Мотив № 1

Внешний

Мотив № 2

Учебный

Мотив № 3

Игровой

Мотив № 4

Позиционный

Мотив № 5

Социальный

Мотив № 6

Оценка

Объяснение

I выбор

  

 

 

 

 

 

II выбор

 

 

 

 

 

 

III выбор

 

 

 

 

 

 

Контрольный выбор

 

 

 

 

 

 

ФИ___________________________________________класс_______________дата________________

Выборы

Мотив № 1

Внешний

Мотив № 2

Учебный

Мотив № 3

Игровой

Мотив № 4

Позиционный

Мотив № 5

Социальный

Мотив № 6

Оценка

Объяснение

I выбор

  

 

 

 

 

 

II выбор

 

 

 

 

 

 

III выбор

 

 

 

 

 

 

Контрольный выбор

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители первоклассников!

Психологическая служба школы просит Вас ответить на вопросы, касающиеся  самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе.

 Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной.

Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована  без Вашего согласия.

Ф.И. ребенка_____________________________Класс______

 Ф.И.О.родителей_____________________Дата _____________

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1.Охотно ли идет ребенок в школу?

  • неохотно
  • без особой охоты
  • охотно, с радостью
  • затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?

    -      пока нет

  • не совсем
  • в основном да
  • затрудняюсь ответить

3. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.

    -     засыпает с трудом

  • долго не может заснуть, хотя очень устал
  • внезапно просыпается ночью, плачет
  • разговаривает во сне
  • просыпается с трудом
  • утром сонный  и вялый
  • недержание мочи
  • плохой аппетит
  • вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
  • беспричинные боли в животе
  • частые головные боли
  • болел  в сентябре-октябре
  • стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия
  • наблюдаются быстрые подергивания (тики)лицевых мышц, плеч, рук и т.п.
  • ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
  • другие изменения___________________________________________________________________________________________________________

4. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?

  • да______________________________________________________
  • нет

5. Опишите режим дня Вашего ребенка:

  • встает в ______
  • в школу идет самостоятельно
  • в школу ребенка отводит   ______________
  • посещает группу продленного дня с________до_________
  • из школы  возвращается самостоятельно
  • из школы ребенка забирает______________в___________
  • посещает дополнительные занятия, кружки, секции______________________________________________________________________________________________________________

_________________раз в неделю

  • делает уроки обычно в группе продленного дня с________до________
  • делает уроки дома с_________до__________
  • гуляет с___________до____________
  • смотрит телевизор с__________до___________
  • играет с______________до______________
  • ложится спать в ___________________
  • Ваш ребенок имеет отдельную комнату______
  • имеет свое место для работы и игр в общей комнате_________

6. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

  • иногда
  • довольно часто
  • затрудняюсь ответить

7. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?

  • в основном отрицательные впечатления
  • положительных и отрицательных примерно поровну
  • в основном положительные впечатления

8 . Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?

  • довольно часто
  • бывает, но редко
  • такого практически не бывает
  • затрудняюсь ответить

9. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?

  • довольно часто
  • бывает, но редко
  • такого практически не бывает
  • затрудняюсь ответить

10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

   -     да

  • скорее да, чем нет
  • скорее нет, чем да
  • нет
  • затрудняюсь ответить

11. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись?

12. Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно______________________

_____________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Адаптированный  и  модифицированный  вариант  методики  Александровской Э.М. для  изучения  процесса  адаптации

Цель: методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм  поведения и  социальных контактов,  эмоционального благополучия сформированных  у младших школьников. Может быть использован в работе со школьниками 1-5 классов. 

Оцениваемые УУД:  действие смыслообразования, самоопределения школьников.

Форма:  методика (заполняется учителем).

Карта  для  заполнения  учителем.

Класс_____________число___________учитель________________________

Ф.И.О.

ученика

        Эффективность учебной деятельности

Успешность усвоения норм  поведения и  социальных контактов (уровень)

Эмоциональное благополучие

(уровень тревожности)

Уровень адаптации

(уровень)

Сумма всех показателей

Познавательная  активность (уровень)

Учебная  мотивация (уровень)

Познавательная  активность

Цель: определение  уровня  познавательной  активности  учащихся.

     Инструкция (для учителя): ознакомьтесь  с  предлагаемыми  характеристиками  уровней ПА  и  соотнесите  эти  описания  с  тем,  как  проявляют  ученики вашего  класса  и  занесите  ваши  оценки  в  сводную  ведомость.

1 Уровень (до 10 баллов)  – учащийся  пассивен,  слабо  реагирует  на  требования учителя,  не проявляет  желания  к  самостоятельной  работе,  предпочитает  режим  давления  со  стороны  педагога.

2 Уровень (от 11 до 17 баллов)  -  относительная  активность: активность  проявляется  лишь  в  определенных  учебных  ситуациях  (интересное  содержание  урока,  приемы  обучения и пр.),  определяется  в  основном  эмоциональным  восприятием.

3 Уровень (от 18 до 24 баллов)  – привычно – исполнительская  активность: позиция  учащегося  обусловливается  не  только  эмоциональной  готовностью,  но  и  наработанными  привычными  приемами  учебных  действий,  что  обеспечивает  быстрое  восприятие  учебной  задачи  и  самостоятельность  в  ходе  ее  решения.

4 Уровень (от 25 до 30 баллов) – творческая  активность: позиция  учащегося  характеризуется  готовностью  включиться  в  нестандартную  учебную  деятельность, учебную  ситуацию,  поиском  новых  средств  для  ее  решения.

Уровень  учебной  мотивации

1 уровень (до 10 баллов) –  школьная дезадаптация.

      Дети  не  справляются  с  учебной  деятельностью,  испытывают  проблемы  в  общении  с  одноклассниками,  во  взаимоотношениях  с учителем.  Могут  плакать  и  проситься  домой,  могут  проявлять  агрессию,  отказываться  от  выполнения  тех  или  иных  заданий.  Возможны  признаки  нарушения  нервно – психического здоровья.

2  уровень (от 11 до 15 баллов) - низкая  школьная  мотивация. 

     Посещают  школу  неохотно,  предпочитают  пропускать  занятия.  На  уроках  часто  занимаются  посторонними  делами,  играми.  Испытывают  серьезные затруднения в  учебной  деятельности.  Находятся  в  состоянии  неустойчивой  адаптации  к  школе.

3 уровень (от 16 до 20 баллов) - положительное  отношение  к  школе. 

     Дети  достаточно  благополучно  чувствуют  себя  в  школе,  хотя  школа  привлекает  больше  внеурочными  делами.  Им  нравиться  ощущать  себя  учениками,  иметь  красивые  школьные  принадлежности.  Познавательные  мотивы  таких  детей  сформированы  в  меньшей  степени  и  учебный  процесс  мало  привлекает,  ходят  в  школу,  чтобы  пообщаться  с  друзьями  и  учителем.

4 уровень (от 21 до 25 баллов) – хорошая  школьная  мотивация.  

     Успешно  справляются  с учебной  деятельностью.  Положительно  воспринимают  и  хорошо  усваивают  школьные  нормы  и  правила.  Имеют  хороший  уровень  общения  с  одноклассниками  и  учителем.

5  уровень (от 26 до 30 баллов) – высокий  уровень  мотивации. 

     Дети  отличаются  наличием  высоки  познавательных  мотивов,  стремлением  наиболее успешно выполнять  все  предъявляемые  школой  требования.   Следуют  указаниям  учителя,  добросовестны,  ответственны,  сильно  переживают,  если  получат  замечания  педагога  или  низкую  оценку.

Эмоциональное  благополучие  (уровень  тревожности)

1 уровень (до10 баллов) – проявление  страхов:  страха  самовыражения (негативные  эмоциональные  переживания  ситуаций,  связанных  с  необходимостью  самораскрытия,  предъявления  себя  другим,  демонстрации  своих  возможностей);  страха ситуации  проверки  знаний  и  страхи  в  отношения  с  учителем (особенно  публично);  страха  не  соответствовать  ожиданиям  окружающих (ориентация  на  значимость  других в  оценке  своих  результатов).

2 уровень (от 11 до 20 баллов) – переживание  и  низкая  сопротивляемость  стрессу (особенности  психофизической  организации,  снижение  приспособляемости  к  ситуациям  стрессогенного  характера,  повышенная  тревожность, социальные  конфликты  со  сверстниками).

3  уровень (от 21 до 30 баллов) – общая  школьная  тревожность (общее  эмоциональное состояние  ребенка,  связанное  с  различными  формами  его  включения  в  жизнь  школы).

Успешность  усвоения  норм  поведения  и  социальные  контакты

1 уровень (до10 баллов) –  у  ребенка  наблюдается  неуверенность  в  себе,  ищет  опеки.  Тревожен,  нормы  поведения  не  обсуждает, чаще  подавлен,  легко  драматизирует  ситуацию.  Замкнут,  послушно-безразличен, созерцатель.

2 уровень (от 11 до 20 баллов) -  ребенок  активен,  имеет  бойцовские  качества,  стремится  общаться  со  всеми  на  равных.  Конфликтен,  вспыльчив,  бурно  реагирует  на  запрет  или  замечание.

3  уровень (от 21 до 30 баллов) – мирный,  дисциплинированный,  ответственный.  Дружбу  не  навязывает,  но  и  не  отвергает.  Справедлив, нормы  поведения  принимает  и  выполняет.

Уровень  адаптации

1 -4  (от 0 до 40 баллов) -  школьная дезадаптация

5 -8 (от 41 до 60 баллов)  -  низкий

8 -12  (от 61 до 80 баллов) -  средний

От  13 (от 81)  и  выше  -  хороший


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика адаптации первоклассников.

Диагностика адаптации первоклассника, анализ работы за 1 четверть....

" роль диагностики в период адаптации первоклассников"

Диагностический материал в помощь учителю 1 класса . Презентация поможет учителям, работающим в школе без психолога....

Диагностика адаптации первоклассников МБОУ «Бурбаш-Сардыганская начальная школа-детский сад»

По моему мнению, выбор методик для массового исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:Измерять ключевые параметры адаптации-дезадаптацииПолученная в результате обследования ин...

Диагностика адаптации первоклассников

Анкеты для детей, родителей...

Методики диагностики адаптации первоклассников

Методики диагностики адаптации/дезадаптации учащихся...

Презентация результатов диагностики адаптации первоклассников к школе.

Цель: определение состояния личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций. Выявление эмоционального отношения к школе, учителю, учебным предметам, одноклассникам....