Возрастные особенности развития учащихся первых классов.
статья на тему
Возраст семи лет связан с начальной ступенью обучения. Это чрезвычайно сложный и переломный момент в жизни каждого ребёнка: меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. В начальной школе у ребёнка возникает много стрессовых ситуаций — и это влияет на психическое и физическое здоровье учащихся, возникает дезадаптация. При поступлении в школу условия жизни ребёнка ужесточаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozr.osob-ti_razv.uch-sya_1-h_kl.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности развития учащихся первых классов.
Возраст семи лет связан с начальной ступенью обучения. Это чрезвычайно сложный и переломный момент в жизни каждого ребёнка: меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. В начальной школе у ребёнка возникает много стрессовых ситуаций — и это влияет на психическое и физическое здоровье учащихся, возникает дезадаптация. При поступлении в школу условия жизни ребёнка ужесточаются.
С первых дней в роли ученика он встречается с многочисленными трудностями, которые должен преодолеть: это освоение нового школьного пространства; выработка нового режима дня; вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс); принятие множества ограничений и установок, регламентирующих поведение; установление взаимоотношений с учителем; построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации. Вместе с тем школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, учебные принадлежности.
Период освоения, принятия учебной ситуации при благоприятных условиях длится около двух месяцев (всю первую четверть, а иногда и весь первый год). Любящие и заботливые родители, опираясь на высоко ценимую ребёнком возможность «быть школьником», должны помочь ему освоить совокупность требований школьной ситуации и учебной деятельности.
Младший школьник активно включён в разные виды деятельности - игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребёнка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться. При традиционной системе обучения вопросам становления деятельности учения, как правило, не уделяется должного внимания. Формирование учения — процесс длительный, сложный, требует усилий и руководства со стороны взрослых — педагогов и родителей.
Для осуществления учебной деятельности необходима сформированность мотивационной сферы; как правило, это система разнообразных потребностей, мотивов, целей, интересов.
Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т. е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали друг другу. Такова, например, учебно-познавательная мотивация, отвечающая познавательной потребности, потребности в интеллектуальной активности («хочу всё знать», «люблю узнавать интересное»).
По мнению В.В. Давыдова, учебная деятельность имеет специфическое содержание — это развитые формы человеческого сознания (научного, художественного, нравственного). Познавательные интересы выражены у детей в весьма различной степени. Но, как правило, мотивы познания не занимают ведущего места у младших школьников. Возникновение и поддержание познавательного интереса в младших классах традиционно связывается с игровыми и эмоциональными приёмами организации занятия, приданием занимательности материалу, подлежащему усвоению, и т. д. Опираясь на эти способы, отталкиваясь от них, необходимо формировать внутреннюю познавательную мотивацию, теоретический интерес. Также важно обратить внимание ребёнка на процесс самоизменения, выделить феномен роста собственных возможностей и придать ему ценность, повернуть школьника к оценке самого себя. Особенности познавательных интересов и мотивов, возрастная динамика мотивационной сферы не являются раз и навсегда данными и неизбежно присущими школьникам на том или ином возрастном этапе. Использование современных методов обучения и воспитания позволяет углубить, скорректировать или даже преобразовать тип отношения к учению, сформировать положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте у ребёнка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребёнка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Основное направление развития мышления в школьном возрасте — переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению. Согласно положениям Л.С. Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными.
Складывающееся мышление может быть эмпирическим, абстрактно-ассоциативным, сводящимся к оперированию заранее заданными признаками предмета (как правило, при традиционном обучении).
В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы — внимание, восприятие, память. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, заданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом. Память приобретает осмысленный характер, если опирается на приёмы логической обработки материала. На основе теоретического мышления формируется новый тип подлинно произвольной памяти, обеспечивающей осмысленное усвоение сложного учебного материала.
В возрасте 7 лет активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребёнка. Одними из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, с её успешностью. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует её формированию как черты личности.
В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей, внутренний план действий, произвольность, самоконтроль. Ребёнок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные. Тем не менее, для младшего школьника неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений вполне характерны.
В зависимости от организации и содержания ведущей учебной деятельности уровень самих новообразований младшего школьника может существенно различаться. Как было отмечено выше, мышление может быть теоретическим или эмпирическим, как и рефлексия — содержательной или формальной, а планирование — по существенным признакам или по частичным основаниям.
Смена основных видов деятельности влияет и на изменение психического развития ребёнка. Как и всякий переходный возраст, этот возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.
В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....
Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.
В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....
ПОЛОЖЕНИЕ об оценке результатов обучения и развития учащихся первых классов
Материал для МОучителей начальных классов...
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных уч...
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Выступление на ШМО....
Специфика возрастного психофизического развития учащихся 1 класса
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Обучение в школе неизбежно влечёт за собой резкое изменени...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА
В статье описана актуальность и необходимость развития математических способностей у учащихся образовательных учреждений. Описаны причины низкого уровня математического образования в Российской Федера...