Обучающий тренинг для родителей 2 класса «Первые уроки школьной отметки»
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Сычёва Ирина Ренатовна

Данный тренинг позволяет решать следующие задачи:

1) Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка;

2) Создать условия для формирования культуры родительского воспри­ятия учебных умений школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучающий  тренинг для родителей 2 класса

«Первые уроки школьной отметки» 

Задачи тренинга:

1) Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка;

2) Создать условия для формирования культуры родительского восприятия учебных умений школьников.

Подготовка. С обучающимися и родителями проводится анкетирование, результаты которого анализируются. Для родителей оформляются памятки по проблеме.

Анкета для родителей (дана заранее  перед собранием)

1. Допишите предложения:

Я знаю, что школьная отметка - это...

Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка - это...

Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его...

Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него...

Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему...

Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я...

Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я...

Анкета для учащихся (дана заранее  перед собранием)

Допишите предложения:

Если я получаю хорошую оценку, то...

Если я получаю плохую оценку, то...

Мои родители говорят, что я могу учиться...

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...

Я знаю, что школьная отметка – это...

                                         

Ход тренинга

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Наш тренинг хочу начать с фразы: «Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них»

Начиная со второго класса и до конца школы знания детей будут оцениваться с помощью отметок – 2,3,4,5. Важно понимать, что термин «отметка» не отрицает другого понятия – «оценка». Давайте разберемся, в чем разница.

Оценка – это инструмент работы педагога. Именно оценивая работу ребенка, учитель дает ему обратную связь о правильности выполнения задания, о том, уложился ли ребенок в отведенное время, аккуратно ли работал и т.д.

Оценка может быть словесной («Ты красиво написал это предложение, но в нем есть ошибка») или предметной (дети за правильные ответы получают символические предметы – звездочки, солнышки и пр.)

А отметка – это оценка в цифровом выражении. Чтобы она правильно работала, ребенок должен знать критерии, по которым она выставлена. Тогда отметка действительно сыграет свою роль – информационную и мотивирующую.

Слово учителю.  Критерии оценивания.

Ребенок на этапе введения отметки может и не знать, пока он не усвоил все критерии, за что он получил четыре, пять или три.  

Родители усаживаются по группам. Участникам предлагается выполнить цикл тренинговых упражнений.

Упражнение 1. Родители по очереди отвечают на вопрос, что значит для них школьная отметка ребёнка. Наиболее часто повторяющиеся ответы записываются на доске. Затем эти мнения обсуждаются совместно.

Упражнение 2. Родителям предлагается по очереди обсудить свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками, и осмыслить их со своей теперешней, родительской, позиции.

Упражнение 3. Анализ картины И. Репина «Опять двойка». Примерные вопросы:

1. Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?

2. Хорошо ли ему живется в родном доме?

3. Как к нему относятся родные и близкие?

4. Как, по вашему мнению, закончится эта история?

5. Нарисуйте финал данной картины с позиции родителей XXI века.

Андрей Усачев в книге "Прогулки по Третьяковской галерее" написал эти строки:

И только преданный Дружок 
Не огорчается нисколько — 
Он счастлив, что домой пришел 
Его товарищ лучший Колька! 
Он тычет в друга мокрый нос: 
"Я рад тебе, чего ж ты грустен?" — 
Не понимает славный пес, 
Что больше их гулять не пустят!

 Анализ анкет обучающихся Родители знакомятся с анализом анкет обучающихся.

Ведущий: Поговорим о других аспектах отметки. Необходимо учитывать психологические особенности детей этого возраста. Они еще не могут разделять личность и действия личности. Получил двойку – ты плохой, пятерку – хороший. Поэтому детям надо объяснять, что отметка – это сигнал. Пятерка – всё сделал правильно, четверка – есть недочеты, и нужно разобрать, какие, поговорить о том, что нужно сделать, чтобы исправить их или не допустить в следующий раз. Тройка говорит о том, что ошибок и недочетов много. Это повод обсудить, понятны ли правило или задача, в чем затруднения.

Ребенок, в этом возрасте отчаянно нуждается в точной, корректной обратной связи о своей работе от взрослого. Родителям может помочь техника позитивного оценивания, которая позволяет сформировать адекватную самооценку, умение анализировать, умение контролировать свои действия и поступки.

Техника позитивного оценивания – это ряд последовательных шагов, которых надо придерживаться при разговоре с ребенком о его конкретной учебной ситуации.

Вот эти шаги:

  • Констатация факта: «Я вижу, у тебя три за домашнее задание».
  • Положительная оценка: «Я знаю, ты очень старался…».
  • Указания на ошибки: «Но сегодня у тебя не получилось» (описать что именно).
  • Анализ причин: «Посмотри, ты подумал, что… но это не так».
  • Обсуждение иных способов действий.
  • Выражение уверенности: «Но в следующий раз, я уверена, ты поступишь так, как мы с тобой сейчас решили».

Упражнение для родителей. Давайте попрактикуемся в применении техники позитивного оценивания. Ситуация: «Ребенок получил двойку за решение задачи. Мама видит отметку в дневнике и …». Групповое обсуждение.

Вывод: Ребенок на этапе введения отметки может не понимать, как соотносятся его вложенные в работу усилия и отметка. Он старался, но получил невысокую отметку. Он еще не может построить эффективную стратегию для своей работы. Взрослый, используя полную и корректную обратную связь (техника позитивного оценивания), поможет ему понять, что надо сделать иначе.

Взрослые не часто задумываются о том, что разные отметки в дневнике ученика полезны в том смысле, что учат его адекватно относиться к успехам и неудачам.

Плохо, когда ребенок оказывается погребенным под бесконечными двойками и тройками, так как в этом случае он привыкает к неуспехам, становится пессимистом, страдает его самооценка.

Однако противоположная ситуация может оказаться не менее драматичной — впоследствии. Если ребенок в течение всех лет школьного обучения получал лишь положительные отметки, то, перешагнув порог школы, он может оказаться не готовым к жизненным неудачам. А в это время его сверстники, научившиеся еще в школьные годы переживать и победы, и поражения, корректируют свои жизненные планы в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

Поэтому важно формировать адекватное отношение ребенка к своим неудачам, акцентируя внимание на путях выхода из сложившейся ситуации и используя стратегию позитивного оценивания, поиска положительного в сложившейся ситуации.

Очень важно постоянно говорить детям, что конкретная отметка говорит ребенку только о том, как он справился с конкретным заданием, и никак не соотносится с тем, какой ты ученик, какой ты мальчик (или девочка). Все дети — хорошие. А делать, работать они только учатся. И школьная отметка — это только сигнал, маячок, он относится к действиям, а не к личности ребенка.

Ведущий. Уважаемые родители! В завершение нашего собрания хочу сказать вам следующее.

  • Отметки вашего ребенка — это отметки ребенка, а не ваши. Прежде чем говорить с ребенком о них, убедитесь, что вами движут не эмоции, а разум.
  • Говорите об отметке так, чтобы ребенок понимал, что он сделал не так, и одновременно понимал, что он любим вами по-прежнему.
  • Учите ребенка переживать как успехи, так и неудачи. В этом школьные отметки вашего ребенка — это ваши союзники. 

Успехов вам и вашим детям!

 Рефлексия

Родители высказывают мнение по содержанию занятия. Свои отзывы они оформляют в виде тезисов:

«Я узнал, что...»;

«Новым для меня стало то, что...»;

«Я убедился в том, что...»;

«Меня не смогли убедить в том, что...»;

«Я категорически против того, что...»;

«Я не согласен с тем, что...»

Памятка для родителей

«Как относиться к отметкам ребёнка»

  • Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
  • Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.
  • Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти Вашего душевного спокойствия. Не учите ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
  • Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребёнка.
  • Поддерживайте ребёнка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать.



Предварительный просмотр:

Цени, а не оценивай!

Ефим Шпигель

Важно дать ребенку правильную установку на оценки. Он сам должен учиться оценивать, насколько добросовестно работал, всё ли сделал, что мог.

В этой связи от взрослых требуется:

  • объективно оценивать результаты работ школьника;
  • сравнивать различные результаты деятельности ребёнка, находить причины неудач, обязательно намечать пути исправления ошибок;
  • выяснить, что ребёнок сам думает по поводу своей работы, как её оценивает, что у него не получилось, почему;
  • поддерживать само стремление к творчеству и трудолюбие.

Рекомендации родителям:

  • Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
  • Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.
  • Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти Вашего душевного спокойствия. Не учите ребёнка ловчить, унижаться и

приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

  • Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребёнка.
  • Поддерживайте ребёнка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать.

Если у родителей есть заинтересованность не в оценке как таковой, а в том, что стоит за этой оценкой, то и у школьника будет такое же отношение.

Иначе говоря, начните с себя, и тогда ваша родительская мудрость будет достойна самой высокой оценки!


Краевое государственное

общеобразовательное автономное учреждение

«Центр образования «Эврика»

г. Петропавловск-Камчатский

Серия брошюр

«Сам себе психолог»

Как относиться к отметкам

(советы родителям)

    2017 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучающий тренинг для родителей 2 класса «Первые уроки школьной отметки»

Слайд 2

«Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них»

Слайд 3

Что такое оценка и отметка? Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения; это инструмент работы педагога. Оценка может быть словесной или предметной. Отметка – это оценка в цифровом выражении. Отметкой оценивается результат обучения-качество усвоения предметных знаний, умений, навыков.

Слайд 4

Упражнение 1. Что значит для Вас школьная отметка ребёнка?

Слайд 5

Упражнение 2. Детские воспоминания, связанные со школьными оценками, и осмыс­лите их со своей теперешней, родительской, позиции?

Слайд 6

Упражнение 3. Анализ картины И. Репина «Опять двойка». Во­просы: 1. Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине? 2. Хорошо ли ему живется в родном доме? 3. Как к нему относятся родные и близкие? 4. Как, по вашему мнению, закончится эта история? 5. Нарисуйте финал данной картины с позиции родителей XXI века.

Слайд 7

Результаты анкетирования обучающихся Если я получаю: Радуюсь – 4 чел. Меня хвалят –7 чел. У меня будет хорошее настроение – 4 чел. Дают деньги – 2 чел. Разрешают идти в гости – 1 чел. Говорят хорошо, отлично – 1 чел. Играю в игру – 1 чел. Не ругают – 1 чел. Меня ругают – 7 чел. Будет плохое настроение – 6 чел. Запрещают играть в планшет – 1 чел. Ничего на дают – 1 чел. В следующий раз постарайся – 1 чел. Мне всё равно – 1 чел. Отлупят – 1 чел. Играю с друзьями – 1 чел. Спокойно -1 чел. Хорошую отметку, то: Плохую отметку, то:

Слайд 8

Мои родители говорят, что я Лучше – 6 чел. Хорошо – 5 чел. На «5» – 4 чел. Отлично – 3 чел. Как президент – 1 чел. По-разному – 1 чел. Как все – 1 чел. Могу учиться:

Слайд 9

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители: Объясняют – 10 чел. Помогают – 7 чел. Напомнят – 2 чел. Поругают – 1 чел. Учат и рассказывают – 1 чел.

Слайд 10

Если я обращаюсь к родителям о помощи, то они: Помогают – 15 чел. Соглашаются помочь – 3 чел. Пытаются помочь – 2 чел. Ковыряются в телефоне – 1 чел.

Слайд 11

Я знаю, что школьная отметка - это Хорошо – 4 чел. Класс – 2 чел. 0,2,3,4,5 – 2 чел. 5 – 2 чел. Моя хорошая отметка – 1 чел. Моя подготовка – 1 чел. Похвала – 1 чел. Заслуга – 1 чел. Оценка – 1 чел. 4,5 – 1 чел. 3,4,5 – 1 чел. 1,2,3,4,5 – 1 чел. Мой подарок – 1 чел. Наша зарплата – 1 чел. Эврика – 1 чел.

Слайд 12

Детям надо объяснять, что отметка – это сигнал. Пятерка – всё сделал правильно. Четверка – есть недочеты, и нужно разобрать, какие, поговорить о том, что нужно сделать, чтобы исправить их или не допустить в следующий раз. Тройка говорит о том, что ошибок и недочетов много. Это повод обсудить, понятны ли правило или задача, в чем затруднения.

Слайд 13

ТЕХНИКА ПОЗИТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ , которая позволяет сформировать адекватную самооценку, умение анализировать, умение контролировать свои действия и поступки. Техника позитивного оценивания – это ряд последовательных шагов, которых надо придерживаться при разговоре с ребенком о его конкретной учебной ситуации.

Слайд 14

Шаги техники позитивного оценивания: Констатация факта: «Я вижу, у тебя три за домашнее задание». Положительная оценка: «Я знаю, ты очень старался…». Указания на ошибки: «Но сегодня у тебя не получилось» (описать что именно). Анализ причин: «Посмотри, ты подумал, что… но это не так». Обсуждение иных способов действий. Выражение уверенности: «Но в следующий раз, я уверена, ты поступишь так, как мы с тобой сейчас решили».

Слайд 15

Упражнение № 4. Давайте попрактикуемся в применении техники позитивного оценивания. Ситуация: «Ребенок получил двойку за решение задачи. Мама видит отметку в дневнике и …».

Слайд 16

Ситуация 1. Ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы. Ситуация 2. Ребёнок приходит домой с очередной плохой отметкой. Ситуация 3. Ребёнок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие. Ситуация 4. Ребёнок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.

Слайд 17

Важно формировать адекватное отношение ребенка к своим неудачам, акцентируя внимание на путях выхода из сложившейся ситуации и используя стратегию позитивного оценивания, поиска положительного в сложившейся ситуации.

Слайд 18

Отметки вашего ребенка — это отметки ребенка, а не ваши. Прежде чем говорить с ребенком о них, убедитесь, что вами движут не эмоции, а разум. Говорите об отметке так, чтобы ребенок понимал, что он сделал не так, и одновременно понимал, что он любим вами по-прежнему. Учите ребенка переживать как успехи, так и неудачи. В этом школьные отметки вашего ребенка — это ваши союзники. полезные советы

Слайд 19

Успехов и терпения ВАМ в воспитании и обучении детей!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2 классе "Первые уроки школьной отметки"

Родительское собрание дя 2 класса 1 четверти, когда начинается отметочное обучение....

Родительское собрание во 2 классе "Первые уроки школьной отметки"

Работа содержит презентацию с теоретическим материалом для родителей и результатами опроса, комментарии о первых трудностях контроля и оценки, особенностях восприятия отметки детьми и родителями, реко...

Родительское собрание во 2 классе Первые уроки школьной отметки.

Родительское собрание во 2 классе.Первые уроки школьной отметки....

Родительское собрание во 2 классе "Первые уроки школьной отметки"

Родительское собрание во 2 классе "Первые уроки школьной отметки"...

Родительское собрание во 2 классе "Первые уроки школьной отметки"

Материал знакомит родителей второклассников с требованиями к выставлению отметок во 2 классе....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2 КЛАССЕ" ПЕРВЫЕ УРОКИ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ"

ИЗМЕНИ СВОЁ МНЕНИЕ О ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ ТЕБЯ ОГОРЧАЮТ, И          ТЫ БУДЕШЬ В ПОЛНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ НИХ.    ...