Лекция для родителей и педагогов: «Гиперактивный ребенок».
учебно-методический материал на тему

Иваненко Инна Анатольевна

 Методический материал для повышения психолого-педагогических знаний педагогов и родителей о синдроме дефицита внимания и гиперактивности  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Лекция для родителей и педагогов:

«Гиперактивный ребенок».

Содержание.

Введение.

1. Виды синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

2. Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей.

3. Факторы риска синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

4. Осложнения синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

5. Коррекция поведения.

6. Правила взаимодействия с ребенком с СДВГ.

Заключение.

Введение.

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. Минимальную мозговую дисфункцию относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД - это наличие легких нарушений в работе мозга

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это нейроповеденческое расстройство, которое обычно характеризуется следующими симптомами:

-невнимательность;

-отвлекаемость;

-импульсивность;

- гиперактивность.

1. Виды синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности подразделяются на три подтипа:

- преимущественно гиперактивный или импульсивный тип. Поведение отмечено гиперактивностью и импульсивностью, но не невнимательностью;
- преимущественно
невнимательный тип. Поведение отмечено невнимательностью, но не гиперактивностью и импульсивностью;
- комбинированный тип. Сочетание симптомов гиперактивности и импульсивности - с симптомами невнимательности. Это наиболее распространенный тип синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга

2. Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей.

Особенности поведения:

- появляются до 8 лет; обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.);

- не обусловлены какими-либо психическими расстройствами;

- вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

 Для диагностики СДВГ и определения данного диагноза, по крайней мере, шесть из следующих симптомов должен был присутствовать минимум 6 месяцев (у детей дошкольного возраста - 9 месяцев).

На основании этих симптомов, ребенку может быть диагностирован преимущественно невнимательный тип СДВГ, преимущественно гиперактивный - импульсивный тип СДВГ или СДВГ комбинированного типа.

- Гиперактивность. Термин «гиперактивный» часто вводит в заблуждение, поскольку для некоторых он предполагает, что ребенок находится в постоянном безостановочном движении. Однако мальчики с СДВГ, играя в игру, например, могут иметь такой же уровень активности, что и дети без синдрома. Но когда ребенку уделяется повышенное внимание, его мозг усиливает двигательную активность. В оживленной среде - классе или переполненном магазине - дети с СДВГ часто отвлекаются и реагируют на все бурно. Они могут взять без спроса у родителя товары с полок, побить людей – словом, у них все выходит из-под контроля, выливаясь в неустойчивое и странное поведение. 

Симптомы гиперактивности и импульсивности (по крайней мере, шесть из них должны присутствовать):

Ребенок:

  •  суетлив, не может сидеть спокойно; часто сидя ерзает или корчится;
  • часто в движении: бесцельно бегает, ерзает, карабкается, поднимается, вскакивает с места без разрешения и пр. в неподходящих для этого ситуациях;
  • не может играть спокойно в тихие игры, отдыхать;
  • слишком много говорит;
  • выпаливает ответы на вопросы, прежде чем они были заданы до конца
  • испытывает трудности в ожидании своей очереди;
  • часто прерывает других.
  • выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
  • часто вмешивается, прерывает;
  •  характерны резкие смены настроения;
  • не подчиняется правилам (поведения, игры);
  • имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).

- Внимание и концентрация. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, отвлекаются и делаются невнимательными по отношению к окружающей среде (например, большому классу). Кроме того, они невнимательны, когда атмосфера - спокойная или скучная. Напротив, они могут обладать своего рода «суперконцентрацией» при высокой стимулирующей активности (например, видеоигре или весьма специфических интересах). Такие дети могут даже стать чрезмерно внимательными – они бывают настолько поглощены интересным для них занятием, что совершенно не могут изменить направление своего внимания).

 Симптомы невнимательности (из нижеперечисленных признаков минимум 6 должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев).

  • неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;
  • неспособность вслушиваться в обращенную речь (кажется, не слушает, когда говорят непосредственно ему);
  • неспособность доводить выполняемую работу до конца;
  • неспособность организовать свою деятельность;
  • избегает или не любит задачи, требующие устойчивого умственного усилия (отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости);
  • теряет вещи, необходимые для задач или видов деятельности: исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);
  • забывчивость в повседневной деятельности;
  • отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы (легко отвлекается на посторонние раздражители).

3. Факторы риска  и причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

- Пол. СДВГ чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Мальчики чаще имеют комбинированный тип СДВГ. Девочки чаще имеют преимущественно невнимательный тип;

- Семейный анамнез. Ребенок, который имеет родителей или братьев с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, имеет повышенный риск также получить СДВГ;

- Факторы окружающей среды. Некоторые исследования показывают, что употребление алкоголя матерью, наркомания и курение во время беременности могут привести к развитию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка. Низкий вес при рождении, возможно, бывает связан с СДВГ. Экологическое воздействие свинца до 6 лет также может повышать риск развития СДВГ;

- Факторы питания. Некоторые пищевые факторы были исследованы в связи с СДВГ, в том числе чувствительность к определенным химическим веществам в питании, недостатки жирных кислот (соединений из жиров и масел) и цинка, а также - чувствительность к сахару. Однако не появилось четких доказательств, что любой из этих факторов питания подразумевает факторы риска развития СДВГ.

Причины возникновения нарушений

- Общее ухудшение экологической ситуации.

- Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период.

- Пищевые отравления будущей матери. Принятие ею алкоголя, наркотиков, - курение, травмы, ушибы в области живота.

- Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).

- Угрозы выкидыша.

- Хронические заболевания матери.

- Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.

- Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.

- Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются долго.

- Позвоночник младенца может быть травмирован, когда его приучают сидеть до того, как он сам начинает садиться, когда ребенок еще мало ползал, и мышцы спины еще не окрепли. Также к этим травмам приводит ношение в «рюкзачке».

- Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств.

- Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

4. Осложнения синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может стать проблемой для детей и их близких.

- Эмоциональные проблемы. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, особенно те, у которых также имеются тревога или депрессивные расстройства, обычно страдают от низкой самооценки.

- Социальные проблемы. СДВГ может повлиять на детей в их отношениях со сверстниками. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут иметь трудности с социальными навыками и соответствующее поведение, которое может привести к запугиванию (как жертвы и преступника) и отвержению. Импульсивность и агрессия могут спровоцировать драки и негативные взаимоотношения с другими детьми. У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и высоким уровнем агрессии может быть более высокий риск делинквентного поведения (антиобщественного противоправного поведения индивида, воплощенного в его проступках - действиях или бездействиях, наносящих вред отдельным гражданам и обществу в целом) в подростковом возрасте и к преступной деятельности в зрелом возрасте.

- Риск травмы. Импульсивность у молодых людей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может привести их к риску не задумываться о последствиях. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью имеют повышенный риск несчастных случаев и травм. Например, ребенка с СДВГ не могут проверить на способность реагировать на встречное движение во время езды на велосипеде или на то, может ли он заниматься в группах высокого риска с большими физическими нагрузками. Все эти проблемы детей с СДВГ переходят в их взрослую жизнь.

- Проблемы с обучением. Хотя у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью широко распространены расстройства речи и обучения, они не влияют на их интеллект. У людей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью - тот же диапазон IQ (интеллектуального коэффициента), что и у всего населения в целом. Многие дети с СДВГ являются отстающими в школе. Некоторые данные свидетельствуют о том, что невнимательность может быть одним из основных факторов низкой успеваемости у этих детей. Трудности при чтении также могут создавать у них проблемы. Низкая успеваемость может повлиять на ребенка, самооценку и уверенность в себе, и влиять на различные социальные проблемы в отношениях со сверстниками.

- Влияние на семью. Время и внимание, необходимые для решения проблем у детей с СДВГ, могут изменить внутренние семейные отношения и привести к конфликтам с родителями, братьями и сестрами. 

- Нарушение кратковременной памяти. Важной особенностью при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, в том числе в обучении, является нарушение рабочей (или краткосрочной) памяти. Люди с СДВГ не могут держать в своем сознании группы предложений и изображений достаточно долго, чтобы извлечь четкие, слаженные мысли. Они не обязательно невнимательны. Человек с СДВГ может быть не в состоянии вспомнить полное объяснение (например, домашнее задание) или быть не в состоянии завершить процессы, которые требуют последовательного запоминания (такие, как модель здания). Детей с СДВГ часто привлекают виды деятельности, которые не перегружают рабочую память и не производят отвлекающие факторы (телевидение, компьютерные игры, активные индивидуальные виды спорта). Дети с СДВГ не отличаются от других детей по долговременной памяти.

- Неспособность управлять временем. У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут возникнуть трудности - быть везде вовремя и правильно планировать время для выполнения тех или иных задач (что может совпадать с проблемами краткосрочной памяти).

- Отсутствие способности к адаптации. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью часто очень трудно адаптируются к даже незначительным изменениям в процедурах - таких, как вставание по утрам, надевание обуви, принятие новых видов пищи или изменении режима сна. Любые ситуации с изменением чего-либо могут вызвать у них сильную и шумную отрицательную реакцию. Даже тогда, когда они находятся в хорошем настроении, они могут неожиданно перейти в истерику, если встретятся с неожиданным изменением или разочарованием. Эти дети могут сосредоточить свое внимание непосредственно на репликах в определенном месте, но сталкиваются с трудностями при переключении внимания на что-либо другое.

- Повышенная чувствительность и проблемы со сном. Дети с СДВГ часто сверхчувствительны к предметам, звукам и прикосновениям. Они могут жаловаться на чрезмерные раздражители, которые кажутся другим незначительными или мягкими. Многие дети с СДВГ часто имеют в течение ночи проблемы со сном: это бессонница, синдром беспокойных ног и апноэ сна (нарушения дыхания во сне).

5. Коррекция нарушений.

Поведенческие методы управления у ребенка с СДВГ не сразу понятны для большинства родителей и педагогов. Чтобы узнать их, им всем может понадобиться помощь квалифицированных психологов и медиков. Бесполезно и вредно заставлять ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью быть, как большинство других, здоровых, детей. Вполне возможно ограничить его деструктивное поведение и привить ребенку с СДВГ чувство собственного достоинства, которое поможет преодолеть все негативное.

Воспитание ребенка с СДВГ, как и воспитание любого ребенка - это сложный процесс. Самооценка ребенка будет развиваться вместе с ростом возможности сделать шаг назад и задуматься о последствиях возможного действия, а затем контролировать действие, прежде чем его совершить. Но это не происходит быстро. Растущий ребенок с СДВГ отличается от других детей весьма специфическим образом и представляет проблемы в любом возрасте.
Родители сначала должны создать свои собственные уровни толерантности. Чтобы помочь ребенку достичь самодисциплины, требуется проявлять к нему сочувствие, терпение, любовь и верность.

- Установка согласованных правил для ребенка. Родители должны быть как можно более последовательными в своем подходе к ребенку, должны вознаграждать хорошее поведение и препятствовать разрушительному поведению. Правила поведения для ребенка должны быть четко определены, но достаточно гибки, они должны включать безвредные особенности. Важно понимать, что детям с СДВГ гораздо труднее адаптироваться к изменениям, чем другим детям. Родители должны создать предсказуемые ситуации и обеспечить дома аккуратную и стабильную обстановку (особенно в детской комнате).
Также, через полезную литературу и работу с психологами и врачами, родители должны научиться грамотно управлять агрессией своего ребенка.

Кроме того, родителям совершенно необходимо научиться поощрять таких детей за всякое хорошее и спокойное поведение.

- Улучшение концентрации и внимания. Дети с СДВГ выполняют учебные задания значительно лучше, когда у них есть интерес к предмету. Родители должны быть начеку всех видов деятельности, которые держат концентрацию ребенка. Варианты включают: плавание, теннис и другие виды спорта, которые концентрируют внимание и ограничивают периферийные стимулы (у детей с СДВГ могут возникнуть трудности с командными видами спорта, которые требуют постоянной бдительности – это, например, футбол или баскетбол).

- Взаимодействие родителей с педагогами. Даже если один из родителей успешно управляет своим ребенком дома, часто у ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью возникают трудности в школе или детском саду. Родители могут помочь ребенку, поговорив с учителем до начала учебного года о ситуации с их ребенком. Первоочередной задачей для родителей является развитие позитивного, а не агрессивного, нетерпеливого, излишне строгого, отношения учителя к ребенку. Поиск наставника, который может помочь ребенку заниматься и после школы, также может быть весьма полезнымКонечная цель любого процесса – благополучная и здоровая социальная интеграция детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью со своими сверстниками.

- Подготовка педагога. Любой педагог должен быть готов к особенностям поведения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью – для грамотного управления этими детьми. Им, также, как и родителям таких детей, необходимо изучать соответствующую медицинскую, педагогическую и другую литературу и также – активно консультироваться по этому поводу с психологами и врачами.

6. Правила взаимодействия с ребенком с СДВГ. 

Очень многое зависит от активной позиции родителей, педагогов, психологов и медиков. Важнейшее условие успеха — понимание проблем ребенка, того, что его поступки не являются умышленными. Если родители вовремя получают информацию об этом синдроме, узнают, что именно происходит с ребенком, они как-то пересматривают свои воспитательные подходы, в частности, прекращают его наказывать. А ведь часто это бывают и телесные наказания. Если родители активно помогают ребенку, то и отношение педагога к нему, как правило, меняется в лучшую сторону. Учитель видит, что не он один «бьется» с трудным учеником.

ОН ДЕЛАЕТ ЭТО ВСЕ НЕ НАРОЧНО И НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ РУГАНИ. На его поведение надо реагировать иначе. Если бы ребенок выбирал, как себя вести, вряд ли бы он выбрал невнимательность, гиперактивность и постоянные замечания. ЕМУ НУЖНА ПОМОЩЬ, А НЕ НАКАЗАНИЕ. Альтернативы неправильному поведению. Способы самоконтроля (пока не научился сам себя контролировать - нужен ваш нерепрессивный контроль).

Рекомендации педагогам:

  • Обращать внимание на успехи и достижения. На пять похвал - одно замечание. На одно замечание - пять похвал. Обязательно соблюдать пропорцию!
  • Повторяйте инструкцию. Записывайте ее. Проговаривайте ее. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза. 
  •  Посадите ребенка вблизи от себя. Это поможет ему сохранять внимание.
  • Исходить из средних, а не из лучших достижений. Самый ужас для такого ребенка - "вот, можешь, если захочешь или если постараешься". Если он постарался и сделал как надо - это повод для того, чтобы его похвалить и особо отметить, а не повысить планку ежедневных требований. Почти каждый из нас раз в жизни может пробежать сто метров со невероятной скоростью, убегая от приступника с ножом. Но требовать ежедневной стометровки с той же скоростью - неправильно. Надо различать подвиг и повседневные умения.
  • Хвалить надо с умом. Нельзя: «Ты молодец; Умница; Хороший мальчик (девочка)». Лучше так: "Я довольно тобою сегодня. (Если ребенок не спросил почему, следующий вопрос задается вами). Знаешь почему (имя ребенка обязательно), я довольна тобой? (послушайте ответ ребенка, что он вам скажет). Если он не знает за что. Можно тогда смело объяснять, но конкретикой, а не абстракциями.  
  • Придерживаться четкой системы правил поведения и сразу ее объяснить. Объяснить, что полагается за то-то и то-то. Не отвлекать класс самой. Скажем, опоздал ученик - не устраивать допрос "где был, что делал", продолжать урок, а с ним разбираться на перемене.
  • Создание условий для соблюдения  режима дня, насколько это возможно. Напишите список на доске или положите ребенку на стол. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия. Постарайтесь помочь детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков СДВ - откладывания дел на потом.
  • Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важнейших методов работы педагога с детьми с СДВ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать".
  • Хорошо и динамично планировать занятия (работа в парах, тройках, рядами, группами с презентацией и пр.) - дети должны быть все время заняты, и заняты разнообразно.
  • Позволяйте ребенку спасительную отдушину. Разрешайте ему выходить на короткое время. Если правила поведения на занятиях будут это позволять, то ребенок просто выйдет, а не "потеряет" занятие, и таким образом научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
  • Планирование заранее мер реагирования для перевозбудившихся СДВГшек: попросить намочить тряпку, принести воды... Меры для невнимательных: подойти и секретно простучать по парте код "ау, проснись" вместо "Так, Иванов, куда опять смотрим? Там что, кино показывают? – это идеальный способ не привлечь кзанятию одного человека, а отвлечь от него остальных.
  • ТЩАТЕЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ ПРИОРИТЕТЫ: думайте, стоит ли проблема того, чтобы за нее сражаться. Так ли принципиальны четыре клетки отступа - или важнее, чтобы ребенок научился считать? принципиально важно подчеркивание по линейке или нет? У таких детей - целая куча проблем, выбирайте из них принципиальные и работайте сначала с ними, к непринципиальным можно переходить потом.
  • Обеспечение постоянной обратной связи на тему "вот тут у тебя хорошо, вот это сделано правильно, вот здесь повел себя как следует" - она всем детям помогает, не только проблемным. А проблемным, у которых все плохо-плохо - в особенности: надо же видеть, что у тебя и тут хорошо, и тут хорошо...
  • Не ставить перед ребенком и его родителями сразу много задач. Идти по ступенькам, от малого к большому. Для каждого из проблемных детей - обговорить с родителями план и даже записать его: области проблем, над чем работать, чего добиваться, чем могут помочь родители. План должен быть РЕАЛИСТИЧНЫЙ: писать в день восемь страниц прописей или добиваться идеальной письменной работы у невнимательных детей, да еще и с дисграфией – более чем бесполезно.
  • Очень важен конструктивный диалог с родителями!

Заключение. 

Дети с диагнозом СДВГ, не получающие лечения и коррекции, имеют все шансы в подростковом возрасте приобрести ОВР (опозиционно-вызывающее расстройство поведения). Поэтому, важнейшей социальной миссией педагогов и родителей является не отвержение и изгнание такого ребенка, а помощь в выявлении и коррекции синдрома.

 Несмотря на помощь врача или психолога, не обойтись без поддержки родителей. Улучшение состояния гиперактивного ребенка зависит не только от специальной коррекции, но и от доброго, спокойного отношения к нему. В его воспитании родители должны избегать двух крайностей: с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с другой — постановки непосильных, часто невыполнимых задач.  В любом случае крайностей нужно избегать.

 Важнейшее условие успеха — понимание проблем ребенка, того, что его поступки не являются умышленными. Если родители вовремя получают информацию об этом синдроме, узнают, что именно происходит с ребенком, они как-то пересматривают свои воспитательные подходы, в частности, прекращают его наказывать. Если родители активно помогают ребенку, то и отношение педагога к нему, как правило, меняется в лучшую сторону.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок. — М., Издательство института Психиатрии, 2002. — 96 с.

2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М., Академия, 2005. — 256 с.

3. Лютова Е., Монина Г. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001

4. Лютова Е., Монина Г. «Шпаргалка для родителей :Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» - СПб.: ООО Издательство «Речь», «ТЦ Сфера», 2002

5. Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»  М.: ТЦ Сфера, 2002

6. Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. — СПб., издательский дом СПбМАПО, 2004. — 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для родителей "Развитие личности ребенка"

Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками....

Лекция для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе".

С приходом в школу ребенок из дошкольника превращается в ученика.Возраст с 6-7 лет до 9-10 лет называется младшим школьным возрастом.От того, насколько ребенок готов к обучению в школе, зависит успешн...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

В домашней программе коррекции детей с синд­ромом дефицита внимания и гиперактивности должен пре­обладать поведенческий аспект: изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку, изменен...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка.

«КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. В таких ситуациях можно сразу начать соответствую...

Лекция для родителей "Правила безопасности вашего ребенка"

Рекомендации родителям по безопасности их ребенка....

Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Развитие внимания слепых детей"

Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Развитие внимания слепых детей"  представлена в форме буклета, в котором кратко рассмотрены основные виды внимания и игры, способствующие...

Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Тактильные ощущения слепых, роль тактильных ощущений в пространственной ориентировке"

Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Тактильные ощущения слепых, роль тактильных ощущений в пространственной ориентировке" представлена в форме буклета, в которой рассматриваются ...