Буклет "Секреты внимания"
материал на тему

Мажарцева Екатерина Александровна

определение, свойства, игры на развитие внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_sekrety_vnimaniya.docx85.18 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание – это направленность психики, сознания на определенный объект, имеющий для личности устойчивую или ситуативную значимость. Внимание может быть направлено на процессы, происходящие внутри нас и на предметы окружающего мира. Внимание обеспечивает положительную задержку активности на том или ином предмете.

Виды внимания.

Существуют несколько разных классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности (Добрынин):

-1- непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция. Не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение.

-2- произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями.

3- послепроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий. Обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного – в отсутствии волевого усилия.

Вид

внимания

Условия 
возникновения

Основные 
характеристики

Механизмы

Непроизвольное

Действие сильного, контрастного или значимого, вызывающего эмоциональный отклик раздражителя

Непроизвольность, легкость возникновения и переключения

Ориентировочный рефлекс

или доминанта, характеризующая более или

менее

устойчивый интерес личности

Произвольное

Постановка (принятие) задачи

Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет

Ведущая роль второй сигнальной системы

Послепроизвольное

Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес

Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение

Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес

Сравнительная характеристика видов внимания

Рекомендации по развитию процессов внимания у детей

 

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

 
— выкладывание узора из мозаики;


— выкладывание фигуры из палочек по образцу;


— нахождение различий в двух похожих картинках;


— нахождение двух одинаковых предметов среди множества;


— нанизывание бусинок по образцу;


— срисовывание по клеточкам;


— нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).


При выполнении заданий не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает. 
Устраните отвлекающие факторы. 

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развита переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш запомнил стихотворение, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по математике, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой. 
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки могут быть устранены "упражнениями на внимание" эти упражнения можно использовать родителям дома в свободной и непринужденной форме.

Примеры игр и игровых упражнений

  1. «Кто внимательный?» взрослый читает текст. Ребенок  должен понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
  1.  «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  2. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  3. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  4. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  5. «Перепутанные действия» Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.

Секреты внимания

https://st03.kakprosto.ru/tumb/680/images/article/2011/3/28/1_5254fb8cb42a45254fb8cb42e1.jpg

«Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным

 Джонсон С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология внимания. Способы привлечения внимания на уроках.

Психология внимания. Основные понятия. Свойства внимания. Спсобы привлечения внимания детей на занятиях. Материал предназначался для педагогов дополнительного образования....

Развитие внимания. Упражнения для развития внимания.

Внимание! – как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, с тем, чтобы побудить их лучше сосредоточиться на том, что он им говорит и показывает, и организовать их деятельность для...

Презентация к уроку-тренингу по развитию внимания "Внимание-лучик к познанию"

В презентации показаны некоторые виды работ по развитию внимания на уроках русского языка...

ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ…

«Наше внимание — наш самый ценный ресурс. То, на что мы обращаем внимание, умножается в наших жизнях.» Павел ДуровВниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объекта...

"Внимание! Внимание! Развиваем внимание!"

Мастер-класс "Внимание! Внимание! Развиваем внимание!"...