Рабочая программа внеурочной деятельности "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов"
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 1 – 2 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_1-4_psihomotorika.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 1 – 2 классов.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.
Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
Основными задачами программы являются:
создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;
осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
формирование положительной мотивации к обучению;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить
Общая характеристика коррекционного курса
с учетом особенностей его освоения обучающимися
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призвана оказать специально организованная внеурочная деятельность коррекционно-развивающего направления «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.
Взаимосвязь с другими предметами: в процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, математикой, ИЗО, ручным трудом, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.
Принципами построения занятий являются:
1) частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятельности внимание ребёнка снова привлекается и это даёт возможность продуктивно продолжать занятие;
2) повторяемость программного материала. Младшим школьникам с интеллектуальным недоразвитием требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо по двум причинам: первая – чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; вторая – для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит отдельный учитель. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:
развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;
развитие в адекватном темпе;
вовлечение в интересную деятельность;
воздействие через эмоциональную сферу;
объяснение материала в интересной форме;
гибкая система контроля знаний и их оценки.
Место внеурочной деятельности
«Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта курс «Внеурочной деятельности» обозначен как отдельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов» рассчитана на: в 1 классе – на 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – на 34 часа (1 час в неделю) согласно недельному учебному плану общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Описание ценностных ориентиров содержания
рабочей программы внеурочной деятельности:
Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Личностные результаты внеурочной деятельности:
- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
- готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- принятие и освоение различных социальных ролей;
- принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (1 класс)
I. Вводное занятие – 2 часа.
Давайте познакомимся. Формирование эмоционального отношения к занятиям. Диагностика уровня знаний детей о себе.
Диагностическое занятие. Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.
II. Развитие восприятия, воображения и осязания – 10 часов.
Одинаковые на ощупь. Различение предметов на ощупь. Сопоставление двух предметов по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов.
Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа, слева, за, под, около и т. п.). ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.
Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Времена года. Обозначение временных представлений в речи.
III. Развитие внимания – 5 часов.
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее нарисует», «Составь узор», «Запутанные дорожки». Активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом. Штриховка по трафарету и шаблону. Раскрашивание предметов.
IV. Развитие памяти – 5 часов.
Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (2–3) без учета месторасположения, игры «Внимательный художник», «Найди отличия». Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Зарисовка картинок.
V. Развитие аналитико-синтетической сферы – 6 часов.
Описание различных свойств окружающих предметов. Практическое расчленение объекта на составные элементы. Выделение основных признаков предмета. Нахождение конкретных различий. Сравнение предметов по заданному признаку. Выделение общего признака. Классификация предметов по заданному признаку.
VI. Развитие личностно-мотивационной сферы – 6 часов.
Знакомство с правилами общения. Обучение приёмам общения со сверстниками. Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности. Формирование мотивационной деятельности на действие контроля. Знакомство с понятиями «радость», «страх», «удивление», «злость». Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Основные требования к умениям учащихся:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
анализировать и сравнивать предметы по указанному признаку: форма, цвет, величина;
различать основные цвета;
классифицировать геометрические фигуры;
обобщать предметы по определённым признакам;
выбирать предмет по образцу;
определять название предмета, форму предмета;
складывать из счётных палочек элементарные предметы;
ориентироваться в схеме собственного тела;
ориентироваться в помещении и на листе бумаги по инструкции педагога;
определять источник звука;
угадывать предмет по вопросам с помощью осязания;
различать речевые и неречевые звуки, звуки окружающей среды;
выделять части суток;
находить сходство и различие между изучаемыми предметами;
классифицировать предметы по заданному признаку;
раскрашивать предметные картинки, не выходя за контур;
различать эмоциональные состояния других людей, проявлять чувство сопереживания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (2 класс)
I. Развитие восприятия, воображения – 14 часов.
Различение предметов по длине. Сравнение предметов по размерам (больше, меньше, такой же, глубже, мельче и т. п.). Сравнение предметов контрастных размеров. Штриховка предметов. Сравнение предметов по форме. Осуществление последовательных действий. Различение, называние геометрические фигур. Группировка предметов по форме. Подбор предметов по слову, обозначающему цвет. Практические упражнения в группировке оттенков, подбор их по слову. Определение направления: от себя – к себе, вверх – вниз, направо – налево, впереди – сзади. Ориентировка на плоскости. Определение взаимного расположения предметов в пространстве. Определение и отработка положения предмета относительно другого предмета (выше, сверху, справа, сзади, под, ниже, снизу, слева, перед, над и т. п.).
Упражнения на развитие пространственной координации: «Графический диктант», наложенные рисунки, составление мозаики из 4–6 элементов, нахождение заданной фигуры из двух или более предложенных изображений. Ориентировка в пространстве листа. Нахождение различий у двух сходных картинок. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Неделя. Определение последовательности событий.
II. Развитие внимания – 4 часа.
Развитие устойчивости внимания в пространственном расположении предметов. Упражнения «Внимательный художник», «Запутанные дорожки».
Развитие произвольности внимания. Нахождение в предъявленных предметах отличий. Развитие переключения внимания и навыков самоконтроля. Упражнения на развитие самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров «Мозаика», «Точки».
III. Развитие памяти – 4 часа.
Развитие вербальной и визуальной памяти. Упражнения на запоминание: «Запомни и нарисуй», «Слова, начинающиеся с одной буквы». Тренировка слуховой и зрительной памяти. Упражнения: «Слушайте и выполняйте», «Рассмотри и раскрась», «Запомни и воспроизведи». Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной вербально.
IV. Развитие аналитико-синтетической деятельности – 9 часов.
Развитие мышления, сообразительности. Составление осколочных картинок. Обобщение и сравнение. Обобщение, преобразование. Развитие способности анализировать простые предметы, преобразовывать их. Установление закономерностей. Развитие способности анализировать простые закономерности. Анализ и синтез. Упражнения на простейший анализ с мысленным расчленением объекта на составные элементы. Упражнения на составление предметов из предъявленных элементов. Нахождение общих признаков предметов. Выделение существенных признаков. Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвет, форма, размер. Различные виды задач на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи ряд».
V. Развитие личностно-мотивационной сферы – 3 часа.
Знакомство с понятиями: «удивление», «стыд», «вина». Знакомство с мимикой и жестами. Когда я бываю Незнайкой. Обучение умению анализировать свои трудности. Формирование мотивации на их преодоление.
VI. Итоговое занятие – 1 час.
Диагностика развития наглядно-образного мышления и пространственного восприятия.
Основные требования к умениям учащихся:
сравнивать предметы по различным свойствам;
классифицировать предметы, геометрические фигуры и тела;
определять предметы на ощупь;
обобщать в слове выделенные признаки, называть основания классификации;
различать дополнительные цвета, подбирать нужный цвет, называть цвета радуги;
ориентироваться в пространстве относительного другого предмета;
находить сходство и различие в сюжетных картинках;
правильно складывать картинку по памяти;
видеть и определять изменения в предъявленном ряду;
различать части суток;
определять временные промежутки в связи с наполнением их конкретной деятельностью;
видеть и определять закономерности в расположении материала;
выделять в явлении разные стороны и особенности, мысленно расчленять объект на составные элементы;
устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале;
пользоваться словами разной степени сложности, обосновывать свои суждения с опорой на наглядный материал;
штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за их контур.
Календарно-тематическое планирование 1 класс (33 часа/1 час в неделю)
№ | Тема | Цель/ содержание занятий | Межпредметные связи | Дата |
Вводные занятия (2 часа) | ||||
Давайте познакомимся | Знакомство с группой. Игра «Привет, я тебя знаю» | Окружающий мир | ||
Диагностическое занятие | Выявить уровень развития сенсорных и психомоторных процессов. Диагностика | |||
Раздел II. Развитие восприятия и осязания (10 часов) | ||||
Осязание. Одинаковое на ощупь | Уметь ощупывать поверхностей предметов и различение их фактур и качеств. Игра «На что похоже». | Развитие речи. Ручной труд | ||
Восприятие качеств величины. Сопоставление двух предметов по высоте длине | Формирование представления о величине предметов. Игры «Карлики – великаны», «Высокий – низкий» «Кто быстрей», «Длинный – короткий» | Математика. Обучение грамоте | ||
Восприятие формы. Форма предметов. Круг. Его свойства | Уметь различать формы предметов при помощи зрительного восприятия и осязания, узнавать и показывать основные геометрические фигуры. «Контрастные фигуры». Игра «Найди круг» Игра «Почтовый ящик» Игры «Найди похожее», «Кто быстрее» | Математика. Ручной труд | ||
Треугольник. Его свойства | Уметь различать формы предметов при помощи зрительного восприятия и осязания, узнавать и показывать основные геометрические фигуры. Игры «Конверты», «Найди треугольник» | Математика. ИЗО | ||
Восприятие цвета. | Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный) Игры «Радуга», «Я найду цвета везде» | Обучение грамоте. Математика. ИЗО. Развитие речи | ||
Ориентировка в пространстве. Пространственные отношения: над, на, под слева справа | Игры «На, над, под», «Отгадай загадку» Упражнение «Покажи правую (левую) руку, ногу...» Игра на внимание «Положи карандаш» | Математика. Ручной труд. Обучение грамоте. ИЗО | ||
Ориентация во времени. Утро. День вечер. Ночь | Уметь последовательно называть: сутки, дни недели, Игры «Построй дорожку», «Верно – неверно» | Развитие речи. ИЗО | ||
Ориентировка во времени. Времена года | Уметь последовательно называть времена года. Упражнение «Назови время года» | Развитие речи. ИЗО | ||
Раздел III. Развитие внимания (5 часов) | ||||
Развитие объёма внимания | Развитие произвольного внимания, мелкой моторики рук; развивать наблюдательность. Задание «Кто точнее нарисует» | Математика. Обучение грамоте | ||
Развитие концентрации внимания | Формировать умение сравнивать, анализировать, развивать произвольное внимание, переключение, распределение; развивать концентрацию и объем внимания. Упражнения: «Перепутанные линии», «Штриховка» | Обучение грамоте. Математика | ||
«Графический диктант» с выявлением закономерностей (по зрительному образцу) | Упражнения: «Нарисуй недостающий предмет», «Графический диктант» | Математика. Обучение грамоте. ИЗО | ||
Развитие произвольного внимания | Игровые упражнения: «Выполни команду», «Какого цвета» | ИЗО. Математика | ||
Тренировка внимания | Игровые упражнения: «Расставь правильно», «Дорисуй», «Построй карету» | ИЗО. Обучение грамоте. Математика | ||
Раздел IV. Развитие памяти (5 часов) | ||||
Память (непосредственная, вербальная) | Развивать основные свойства памяти и способы запоминания. Упражнения: «Магнитофон», «Переверни рисунок», «Что? Где?» | Математика. Развитие речи | ||
Тренировка слуховой памяти | Развивать непроизвольную образную память; продолжать знакомить со способами запоминания и припоминания различного материала. Упражнения: «Прослушай и повтори», «Слушай и выполняй», «Штриховка». Игры: «Телеграфисты», «Куда указывает стрелка», «Подбери картинки» | Развитие речи. ИЗО. Математика. Обучение грамоте | ||
Зрительная память | Развивать произвольную зрительную память; Познакомить с наиболее простыми способами запоминания. Упражнения: «Найди одинаковые», «Где ошибся Буратино», «Перепутанные линии» | Развитие речи. ИЗ. Обучение грамоте | ||
Запоминание свойств предметов. Найди отличия | Развивать основные свойства памяти и способы запоминания. Упражнения: «Цветная сказка», «Штриховка», «Запомни точно» | Обучение грамоте. Математика. ИЗО | ||
Память двигательная | Развивать основные свойства памяти и способы запоминания. Упражнения: «Телеграфисты», «Нарисуй по памяти», «Выполни правильно» | Математика. Обучение грамоте. Ручной труд | ||
Раздел V. Развитие аналитико-синтетической деятельности (6 часов) | ||||
Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств окружающих предметов | Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств окружающих предметов. Упражнения: «Опиши предмет», «Сложи предмет», «Штриховка» | Развитие речи. ИЗО | ||
Мышление (анализ) | Упражнения: «Раскрась правильно», «Назови детали», «Назови элементы букв» | Ручной труд. Обучение грамоте | ||
Мышление (сравнение). Зрительное восприятие формы | Упражнения: «Найди одинаковые», «Назови предмет», «Молния и речка» | Развитие речи. ИЗО | ||
Сравнение предметов по заданному признаку | Учить распределять предметы по классам. Устно назвать предметы, которые входят в заданную группу (домашние животные: кот, собака и т.д.) и наоборот (лиса, волк и т.д. – дикие животные) Упражнения: «Сравни предметы», «Образец и правило», «Загадочные контуры» | Развитие речи. ИЗО | ||
Выделение общего признака | Обучение сравнению, классификации и простому обобщению предметов Упражнения: «Что общего», «Отгадай слова» | Ручной труд. Обучение грамоте | ||
Поиск закономерностей | Упражнения: «Продолжи ряд», «Подумай и нарисуй», «Штриховка» | Обучение грамоте. Математика. ИЗО | ||
Раздел VI. Развитие личностно-мотивационной сферы (6 часов) | ||||
Умеем ли мы общаться? | Обучение адекватному выражению различных эмоций; развивать самоконтроль. Игра «Как можно общаться», игра-тренинг «Пойми меня» | Развитие речи | ||
Как подружились «Хочу» и «Надо» | Развивать доверие друг к другу; учить умению выслушать другого, принимать иную точку зрения. Игра «Хочу – Надо» | Развитие речи | ||
Смешной и грустный человек | Распознавать эмоциональное состояние другого человека; продолжать развивать способность выражать эмоции на бумаге. Упражнения: «Найди отличия», «Что изменилось», «Узнай меня», «Шифровка» | Развитие речи | ||
Знакомство с понятием «радость» | Развивать навыки конструктивного общения. Игры «Солнечный зайчик», «Доброе животное»; этюд «Встреча с другом» | Развитие речи | ||
Знакомство с понятием «страх» | Развивать навыки конструктивного общения. Игры «Солнечный зайчик», «Доброе животное» | Развитие речи | ||
Знакомство с понятием «злость» | Развивать навыки конструктивного общения. Игра «Доброе животное» | Развитие речи | ||
Раздел VII. Итоговое занятие (1 час) | ||||
Комплексное занятие | Проверочная работа | Математика, обучение грамоте, ИЗО | ||
ИТОГО 33 часа |
Календарно-тематическое планирование 2 класс (35 часов/1 час в неделю)
№ | Тема | Цель/содержание занятий | Межпредметные связи | Дата |
Раздел I. Развитие восприятия, воображения (14 часов) | ||||
Обследование детей | Диагностика. Корректурная проба. Таблица Шульте. Лабиринт. Игра «Четвёртый лишний». Упражнение «Расставь точки» | Математика, русский язык, чтение, ИЗО, развитие речи | ||
Различение предметов по размеру: длиннее – короче, широкий – узкий | Вырабатывать навык соотнесения предметов по величине при составлении сериационных рядов в возрастающем и убывающем порядке; уточнить понятия длиннее – короче, широкий – узкий; Игры: «Самолёты», «Кто быстрее», «Гаражи» | Ручной труд, математика | ||
Восприятие формы. Сравнение предметов по форме. Осуществление последовательных действий | Устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале Игры: «Составь фигуру», «Собери бусы», «Что сначала, что потом» | Математика, ИЗО, ручной труд, русский язык, чтение | ||
Различение, называние геометрических фигур. | Учить соотносить геометрические фигуры с предметами окружающей действительности Упражнение «Найди такой же». Игра «На что похоже?» | Математика, ИЗО | ||
Группировка предметов по форме | Учить различать форму предмета при помощи зрительного восприятия и осязания, узнавать и показывать основные геометрические фигуры Упражнения: «Проведи дорожку», «Разложи правильно». Игры «Составь квадрат», «Чем это может быть?» | Ручной труд, русский язык, математика | ||
Подбор предметов по слову, обозначающему цвет | Закреплять знание основных цветов спектра; обучать приемам соотнесения цветов; развивать зрительную память Психогимнастика «Гадкий утёнок». Игра «Домики для животных» | Ручной труд, развитие речи, русский язык | ||
Восприятие пространства. Определение направления: от себя – к себе, вверх – вниз, направо – налево, впереди – сзади | Учить ориентироваться в пространстве относительного другого предмета; Упражнения: «Чего не хватает?», «Подумай и сложи» | Математика, русский язык, развитие речи | ||
Ориентировка на плоскости | Учить ориентироваться в пространстве относительного другого предмета; Задание «Чем похожи и чем отличаются?». Игры «Конструктор», «Что изменилось?» | Математика, ИЗО, ручной труд, чтение | ||
Упражнения на развитие пространственной координации «Графический диктант» | Развивать умение правильно определять направление и двигаться в заданном направлении. Упражнение «Графический диктант». Игра «Найди меня» | ИЗО, математика | ||
Нахождение различие у двух сходных картинок | Упражнения: «Что изменилось», «Чего не хватает» | ИЗО, чтение | ||
Определение изменений в предъявленном ряду предметов, картинок | Упражнения: «Запомни и повтори», «Что изменилось?» | Русский язык, чтение, ИЗО | ||
Освоение умений различать части суток | Упражнения «Когда это бывает?», «Найди и покажи» | Математика, развитие речи | ||
Формирование временных представлений | Игра «Найди лишний предмет» | Развитие речи, русский язык, чтение | ||
Неделя. Определение последовательности событий | Упражнения: «Подумай и закрась», «Собери цепочку» | Развитие речи, математика, ИЗО | ||
Раздел III. Развитие внимания (4 часа) | ||||
Развитие устойчивости внимания | Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы (до 6 мин.) Способствовать развитию элементов произвольного внимания. Упражнения: «Кодирование», «Что изменилось?» | Математика, чтение, ИЗО | ||
Развитие сосредоточенности, устойчивости внимания. Лабиринты | Игры: «Помогите герою», «Разведчики», «Лабиринты» | Математика, русский язык, ИЗО | ||
Развитие произвольного внимания. Найди отличия | Расширять объем внимания до 2-3 объектов Упражнения: «Найди отличия», «Корректор» | Чтение, развитие речи | ||
Внимание (распределение). Вычёркивай буквы и слушай | Упражнения: «Вычёркивай буквы и слушай», «Сколько знаков?», «Разложи вслепую» | Математика, чтение | ||
Раздел IV. Развитие памяти (4 часа) | ||||
Память зрительная. Запомни и нарисуй | Игры: «Летает – не летает», «Выполняй правильно», «Запомни и нарисуй» | Развитие речи, ИЗО | ||
Тренировка слуховой памяти. Слушайте и выполняйте | Упражнения: «Слушай, думай и отвечай», «Построй и заштрихуй» | ИЗО, ручной труд, чтение, развитие речи | ||
Тренировка слуховой памяти. Запомните группы слов | Упражнения: «Разминка», «Запомни и повтори», «Слушай и рисуй» | ИЗО, развитие речи, математика | ||
Память опосредованная. Подбери картинку | Учить правильно складывать картинку по памяти; Упражнения: «Шершавые дощечки», «Подбери картинку», «Найди фигуры» | Математика, развитие речи, ИЗО | ||
Раздел V. Развитие аналитико-синтетической деятельности (9 часов) | ||||
Развитие мышления, сообразительности. Составь картинку | Учить устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале Упражнения: «Что изменилось?», «Составь картинку», «Дорисуй и сосчитай» | Математика, ИЗО | ||
Мышление (анализ и синтез). Отгадай слова | Упражнения: «Отгадай слова», «Нарисуй по памяти», «Запретный номер» | Математика, чтение, ИЗО | ||
Мышление. Нахождение общих признаков | Учить находить сходство и различие в сюжетных картинках Упражнения: «Графический диктант», «Поиск общего» | Математика, развитие речи, ИЗО | ||
Мышление. Выделение существенного | Упражнения: «Выбери главное», «Найди подходящий», «Шумящие коробочки» | Математика, развитие речи | ||
Развитие умения обобщать и сравнивать | Игры: «Найди лишнюю», «Логические концовки» | Математика, развитие речи | ||
Развитие умения обобщать, преобразовывать | Учить обобщать в слове выделенные признаки, называть основания классификации Упражнения: «Где чей дом», «Монгольская игра» | Математика, развитие речи, чтение | ||
Мышление. Сравнение. Установление закономерностей | Учить видеть и определять изменения в предъявленном ряду Упражнения: «Делаем вместе», «Найди отличающиеся», «Найди девятый» | Математика, развитие речи, ИЗО, чтение | ||
Установление закономерностей | Учить видеть и определять изменения в предъявленном ряду Упражнения: «Найди фигуры», «Раздели на части», «Кто точнее» | Математика, развитие речи, чтение | ||
Развитие умения делать элементарные выводы | Учить выделять общие свойства предметов, называть обобщенным словом; учить распределять предметы по классам. Игры: «По три в трёх», «Какая фигура следующая?» | Математика, развитие речи | ||
Раздел VI. Развитие личностно-мотивационной сферы (3 часа) | ||||
Знакомство с понятием «удивление» | Тренироваться в мимическом выражении различных эмоциональных состояний; развивать способность выражать эмоции на бумаге. «Послушай, подумай и попробуй изобразить» | Развитие речи | ||
Знакомство с понятиями «стыд», «вина» | Учить говорить о своем эмоциональном состоянии; закреплять способность выражать эмоции на бумаге «Как вы думаете, почему?» Игра «Подарки» | Развитие речи, чтение | ||
Когда я бываю Незнайкой | «Маршрут преодоления». Игра «Альпинисты» | Развитие речи | ||
Раздел VII. Итоговое занятие (1 час) | ||||
Комплексное занятие | Игра «В поисках клада» | Развитие речи, ИЗО, русский язык | ||
ИТОГО | 35 часов |
Учебно-методическое и материально–техническое
обеспечение образовательной деятельности
по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические и технические средства обучения:
- Демонстрационные картинки и иллюстрации различной тематики;
- Наборы мелких предметов разных цветов, величины, фактуры, цвета;
- Шнуровка;
- Доски Сегена;
- Плоскостные геометрические фигуры;
- Объемные геометрические фигуры;
- Трафареты для обводки, штриховки;
- Мнемотаблицы;
- Карточки основных цветов;
- Презентации различной тематики;
- «Шумовые коробочки»;
- Аудиозаписи различной тематики;
- Дидактические игры;
- Игрушки;
- Конструктор;
- Проектор;
- Компьютер.
Список литературы
1. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекция психического развития младших
школьников на начальных этапах обучения // Вопросы психологии. - № 1.-1991.
2. Адилова М. Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического
развития младшего школьного возраста// Дефектология. - № 4 - 1988.
3. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в
1-4 классах вспомогательной школы,- М.: Просвещение, 1991.
4. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста,- М.: ТЦ Сфера, 2002..
5. Вайяяан Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей,- М.: Аграф, 1997.
6. Вербовская Е. В., Большее А. С., Лебедев Ю. А., Силкин Ю. Р., Филлипова Л. В.
Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами
выразительного движения,- М.: Н. Новгород, 2001.
7. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. -М.:
Школа- Пресс, 1994.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т.5. Основы дефектологии / Под
ред. Т. А. Власовой. - М.: Просвещение, 1983.
9. Горбачева Л. С. Роль игры в формировании пространственных представлений у
младших школьников вспомогательной школы // Дефектология. -№ 3. -1991.
10. Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /
Под ред. Л. А. Венгера,- М.: Просвещение, 1978.
12. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучение дошкольников с
отклонениями в развитии. - М.: «Владос», 2001.
13. Катаева А. А., Ким С. Г. Восприятие и обобщение величин у умственно отсталых
дошкольников // Дефектология. - № 6,-1976.
14. Коваль В. В. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология. -
№ 5,- 1991.
15. Левашова С. А. Психологи подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. -
Ярославль, 2002.
16. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. - М.: Аркги, 2001.
17. Метиева Л.А., Удалова Э.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в
развитии. Сборник игр и упражнений.Москва, 2007.
18. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой
психического развития. - М.; Владос, 2003.
19. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и
младших школьников. - М.: «Школьная пресса», 2004.
20. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию
детей дошкольного возраста с нарушением зрения.-Н. Новгород: Издатель Ю. А.
Николаев, 2001.
21. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-
7 лет. - М.: Аркги, 2002.
22. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. - М.: ACT Астрель, 2002.
23. Фомина Л. В. Сенсорное развитие. Программа для детей (4) 5-6 лет. - М.:
Сфера, 2001.
24. «Я, ты, мы». Программа по социально-эмоциональному развитию детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...
Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятель...
* Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" Раздел 3. Коррекция сенсорных процессов Модуль 3. Восприятие времени Тема: Сутки: День и ночь. Вечер и утро.
Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго....
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...
Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 4 класса
Рабочая программа по психомоторике и сенсорике...
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов. 4 год обучения
Включает в себя пояснительную записку, содержательные линии и календарно-тематическое планирование....
Рабочая учебная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1-4 классов
Пояснительная запискаНастоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающ...