Динамика развития внимания в разные периоды детства.
занимательные факты на тему

Динамика развития внимания в разные периоды детства собранная в таблицу для удобного восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dinamika_razvitiya_vnimaniya_v_raznye_periody_detstva.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Студентки группы ПНК-2

Горячевой Ирины Максимовны

Динамика развития внимания в разные периоды детства

Исследовательская работа

Научный руководитель:

Тухман Ирина Владимировна

Дзержинск, 2016 г

Параметры сравнения

Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Виды внимания

 Непроизвольное внимание характерно для маленьких детей. Их легко отвлечь от неприятных переживаний, если показать новую игрушку, яркий шарик и т. п.

Если школьник интересуется чем-то, то его внимание привлекают и удерживают те предметы или явления, которые удовлетворяют этот интерес. Это вторичное непроизвольное внимание. Оно не требует от ученика усилия, привлекается самим предметом, но не его яркостью или необычностью, а содержанием, отвечающим направленности, интересам этого ученика.

 Произвольное внимание направляется волевым усилием человека, осознанием необходимости быть внимательным. Обычно такого произвольного внимания требует неинтересное, скучное дело, смысла которого человек не видит, и выполняет его, подчиняясь требованиям других.

Общие особенности внимания  

Внимание ребенка   преддошкольного возраста кратковременно, сосредоточенность его слабая. Создается лишь кратковременная и нестойкая доминанта. Внимание постоянно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины.

Сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Младшие школьники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается.  

В подростковом возрасте внимание становиться хорошо управляемым и контролируемым процессом, а также увлекательным.

В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Ребенок уже в состоянии длительное время заниматься определенным видом деятельности. 

Объем внимания

        Развивающаяся речь, большая самостоятельность в поведении ребенка, разнообразная деятельность   расширяют объем внимания детей дошкольного возраста.  Существенное значение имеют те предметы и те их стороны, которые привлекают внимание дошкольника.

 Расширение объема внимания сказывается и в том, что ребенок  может воспринять уже не один предмет. Он может внимательно рассмотреть последовательно два, даже три объекта и воспринять каждый из них достаточно ясно. Результат улучшается, если учитель использует при этом прием сравнения для выделения сходного и различного в объектах.

Процесс формирования новообразований в этом возрасте, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и "детское", и "взрослое". 

Устойчивость внимания

  Младшие дошкольники, удовлетворяясь беглым ознакомлением, тратят на картинку 6—7 секунд. Старшие дошкольники рассматривают те же картинки в течение 12—19 секунд.
Показателем устойчивости внимания является не только частота отвлечений, но и длительность каждой паузы. 

 Внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты характерные для дошкольников. Объем внимания узок. Первоклассники не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ учителя о жизни и деятельности ее автора-художника.    Учащиеся I—II классов не умеют еще направить свое внимание на то, что является главным, существенным в рассказе картине или предложении.    

В подростковом возрасте возрастает способность к продолжительному сосредоточению на определенной деятельности. Внешний контроль и управление вниманием переходит во внутренний. Внимание подростка становится опосредованным благодаря развитию понятийного абстрактного мышления.

Распределение

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

У подростков в большей степени, нежели у младших школьников, развито умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Сосредоточенность

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Умение управлять сосредоточенностью своего сознания у ребенка младшего школьного возраста  еще недостаточно развито.

У старших учащихся наибольшую сосредоточенность часто вызывают предметы, явления и виды деятельности, не отличающиеся

внешней впечатляемостью, но привлекающие своим внутренним содержанием, ставящие перед человеком какую-то проблему, вызывающие работу мысли.

Концентрация

Концентрация внимания у дошкольников невелика, ее следует развивать .

Концентрированность и интенсивность внимания у младших школьников может быть достаточно большой. Например: ребенок настолько увлеченно рисует, что не слышит, как его зовут.

У подростков пониженная способность к концентрации внимания у из-за этого возникают проблемы в школе.

Список литературы

Психология  [Электронный ресурс]: Особенности внимания младших школьников Режим доступа http://psixologiya.org/vozrastnaya/vnimanie/1559-osobennosti-vnimaniya-mladshix-shkolnikov.html Дата доступа: 26.11.2016

Детская психология [электронный ресурс]http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya48.html Режим доступа: 26.11.2016

 Логопед и психолог онлайн [Электронный ресурс] Психологическая диагностика и тесты для детей с 11 до 14 лет Режим доступа: https://sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/psihologiceskaa-diagnostika-i-testy-dla-detej-ot-11-do-14-let Дата доступа: 26.11.2016

Теоретические основы изучения взаимосвязи типа нервной системы и особенностей внимания у подростков [Электронный ресурс] Основные характеристики внимания подростков Режим доступа http://studbooks.net/709736/psihologiya/osnovnye_harakteristiki_vnimaniya_podrostkov Дата доступа: 26.11. 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. «Рассказы по картинкам о погоде и природе в разные периоды весны»

Тема: «Рассказы по картинкам о  погоде и  природе в разные периоды весны»...

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ  НРАВСТВЕННОГО  ОПЫТА УЧАЩИХСЯ...

Инклюзивное образование.Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка

Инклюзивное образование.Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка...

Этапы становления первоклассника. Формирование и развитие внимания в период адаптации.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погру...

Развитие внимания. Упражнения для развития внимания.

Внимание! – как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, с тем, чтобы побудить их лучше сосредоточиться на том, что он им говорит и показывает, и организовать их деятельность для...

Презентация к уроку-тренингу по развитию внимания "Внимание-лучик к познанию"

В презентации показаны некоторые виды работ по развитию внимания на уроках русского языка...

Выступление на тему "Как помочь ребенку развить внимание и память.Демонстрация упражнений, направленных на развитие внимания и памяти у детей с ДЦП"

Доклад на данную тему был представлен на Семейном ресурсном объединении "Взаимодействие". Автор: Пономаренко Л.Н....