Рекомендации родителям будущих первоклассников
консультация (4 класс) на тему

Каперская Ирина Сергеевна

Рекомендации школьного психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_psihologa_roditelyam_pyatiklassnikov.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога родителям пятиклассников!

Выходя из начальной школы, наши дети сталкиваются с иным укладом школьной жизни — несколько кабинетов, а не один класс, много преподавателей, а не одна учительница. В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим чадам, выполнять следующие правила.

Ваш ребенок учится в пятом классе. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю.  

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем. что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

"Психологические особенности пятиклассников"

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе труднейшим периодом школьного обучения.

Наряду со внешними факторами – изменением  условий обучения в школе, влияние оказывают и внутренние факторы: вступление пятиклассников в критическую фазу подросткового возраста. Социальный статус пятиклассника остаётся прежним, но иначе расставляются приоритеты в отношениях семьи, школы, сверстников.

Новообразования

У подростка появляется чувство взрослости, он претендует на равноправие со старшими, стремится быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих (не все взрослые готовы это воспринять).

В подростковом возрасте развивается стремление к самонаблюдению (интерес к своему внутреннему миру).  Подросток ищет ответ на вопрос  «каков он среди других?». На основе самонаблюдения развивается самосознание.

Общение.

Для данного возраста характерно определённое отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Чтобы лучше понять себя (самопознание – одно из новообразований периода), необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания  вызывают интерес к сверстникам, авторитет которых становится на определённый период очень сильным. В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы взаимодействия, проходят особую социальную школу.

Учёба.

В начале отрочества изменяются позиции по отношению к школе и учению. Так если в младшей школе ребёнок был поглощён самим процессом учёбы, то теперь подростка интересуют отношения со сверстниками. Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность: он уже готов к тем видам деятельности, которые делают его более взрослым в собственных глазах. Его привлекают индивидуальные формы организации занятий, он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Основным стимулом к учению у подростков является стремление занять определённое положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжает иметь значение оценка, как возможность подтвердить свои способности. У учащихся на этапе перехода возникает страх перед негативной оценкой, поскольку мнение окружающих  существенно влияет на формирование самооценки.

Познавательная сфера.

В учебном плане новообразованием является освоение причинно – следственных связей, умений анализа и синтеза.

Развиваются интересы ребёнка, однако они ещё не устойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к новизне, потребность в получении новых впечатлений и ощущений – с одной стороны это способствует любознательности, а с другой  - быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении. Однако, в любом случае следует поощрять интерес  ребёнка, направлять его.

Эмоциональная сфера.

Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной чувствительностью, тревожностью в сфере общения со сверстниками. Типичными чертами подростка являются раздражительность, возбудимость, иногда агрессия или апатия.

Как помочь ребёнку в учёбе.

Чтобы самооценка школьника была устойчивой, почаще хвалите его за выполненную работу, учитывая даже незначительные изменения в лучшую сторону

     Всегда сравнивать интересы ребёнка только с его же результатами, достигнутыми ранее и отмечать положительные стороны

Если ребёнок что –то не усвоил, попробуйте взять учебник разобраться вместе со своим учеником, пусть он сначала усвоит материал вместе с Вами, а затем решит несколько подобных задач самостоятельно

Поощрять интересы  ребёнка, направлять его, даже если интересы ребёнка часто меняются.

Общаться с ребёнком. Как?

Постарайтесь уделять своему ребёнку хотя бы 10 минут в день, расспросите как дела, что нового

Если что – то в поведении ребёнка Вам не нравится, скажите ребёнку об этом с точки зрения своих чувств

Объясните ребенку, что они волнуетесь за него. Любое требование должно быть разумным и аргументированным

Если возник спор, не вступайте в полемику, лучше возьмите паузу, но желательно в этот же день «закрыть проблему», поговорив с ребёнком по душам, спокойно обсудив все разногласия

Расскажите ребенку о том, что волновало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это в обычной беседе.

Адаптация пятиклассников

Возрастные особенности младшего подростка:

  •        потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  •        повышенная утомляемость;
  •        стремление обзавестись верным другом;
  •        стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  •        повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  •        стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  •        отсутствие авторитета возраста;
  •        отвращение к необоснованным запретам;
  •        восприимчивость к промахам учителей;
  •        переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  •        отсутствие адаптации к неудачам;
  •        отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  •        ярко выраженная эмоциональность;
  •        требовательность к соответствию слова делу;
  •        повышенный интерес к спорту.

Признаки успешной адаптации:

       удовлетворенность ребенка процессом обучения;

       ребенок легко справляется с программой;

       степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

       удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

1.  Главное - абсолютное принятие ребёнка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.

2.  Постараётесь понять, с какими трудностями сталкивается ребёнок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребёнку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребёнка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.

3.  Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.

4.  Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребёнка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постараётесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.

5.  Обеспечьте своему ребёнку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.

6.  Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.

7.  Создайте ребёнку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.

8.  Радуётесь достижениям своего ребёнка. Не позволяёте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребёнку, а его поступкам.

9.  Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребёнок домой, встречайте его с любовью.

10. Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.

Правила общения с ребёнком.

1.  Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.

2.  Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были.

3.  Не требовать от ребёнка невозможного или трудновыполнимого. Лучше посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке.

4.  Недовольство действиями ребёнка не должно быть постоянным, иначе оно перестаёт восприниматься.

5.  Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.

6.  Позволяете ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Тогда у него будет шанс повзрослеть.

7.  Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно окажите её.

8.  Если ребёнок вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

9.  Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

10. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребёнка, пусть он почувствует себя ответственным за их выполнение.

11. В своих чувствах говорите ребёнку от первого лица. Сообщайте о себе, своих мыслях и чувствах, а не о нём и его поведении.

Адаптация

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребенка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребенку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.

Родителей должно насторожить, если…

- ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

- часто возвращается из школы подавленным, расстроенным;

- часто плачет без очевидной причины;

- практически никогда не упоминает никого из одноклассников;

- очень мало говорит о школьной жизни;

- ребенок одинок: его никто не приглашает в гости или гулять, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Если дети окружены враждебностью, они учатся борьбе и злу.

Если дети окружены насмешкой, он становятся застенчивыми и замкнутыми.

Если дети окружены стыдом, они постоянно чувствуют вину.

Причины медленной адаптации в 5 классе:

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Рекомендации для родителей :

  - Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук,

- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

- Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ:

Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.

Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается  с ними в своем доме.

Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников

Здесь не только советы и рекомендации, но ответы на часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников...

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников

Здесь помещены не только советы и рекомендации, но и ответы на часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников...

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников

Уважаемые родители! Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. У родителей он вызывает: гордость за своего уже «взрослого» человечка, волнение, связанное с ожиданием и надеждой на его у...

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

Критерии готовности ребёнка  к школе Готовность к школе: Физическая, нравственная, психологическая, мыслительная ....

Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сраз...

Рекомендации родителям "Рекомендации родителям будущих первоклассников"

Переход из детского садв в школу - важный этап в жизни каждого ребенка и родителя. Оказывшись в новых социальных условиях, дети часто оказываются не готовы и это сказывается на адаптации пер...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...