Рабочая программа внеурочной деятельности "Психологическая азбука"
рабочая программа (4 класс) на тему

Алферова Марина Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Психологическая азбука" предназначена для обучающихся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-4_psihologicheskaya_azbuka_alferova_m.v.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Тарасовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ерофеевская основная общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Ерофеевской ООШ

Приказ от 31.08.2016г. №56

 _________/Т.В.Павлова/

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

«Психологическая азбука для начальной школы»

1-4   класс

Педагог-психолог: Алферова М.В.

2016-2017 учебный  год

Пояснительная записка

Актуальность  Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний   о себе, своих личных и возрастных  особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.

Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в  особом культурно-образовательном пространстве, способствующему  психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.

Нормативные документы для разработки программы

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273  «Об образовании в Российской Федерации»
  •  ФГОС, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
  •  Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16) 
  • Письмо Минобразования РФ от 28 октября 2003 г. N 18-52-1044ин/18-28
    "О Рекомендациях по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении. О примерной должностной инструкции педагога-психолога среднего специального учебного заведения"

Основная цель - научить ребенка использовать психологические знания для  быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.

Задачи:

Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки

Снижение уровня школьной тревожности

Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований

Формирование психологической готовности к обучению, работа над  личностными, регулятивными и коммуникативными  УУД

Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностых отношений со сверстниками и взрослыми

Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.

 

Программа внеурочной деятельности  «Психологическая азбука для начальной школы"  рассчитана на 4 учебных года (135  учебных часов).

Режим занятий:

1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю), так как учебный год первоклассника короче.

2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

 Возраст: 6 – 10 лет.

 Длительность занятий: 30 -40 минут.

30 минут в 1 классе, во 2-4 классах – 40 минут.

 

Педагогические средства

  1. Специально организованная среда.
  2. Специально организованные занятия.
  3. Физкультминутки.
  4. Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками).
  5. Работа с книгой.
  6. Инсценировки.
  7. Праздники и соревнования.
  8. Диагностика и контроль.

 

Формы работы

Тренинги

Беседы и дискуссии

Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)

Релаксационные упражнения

Психигимностические этюды и элементы

Работа с книгой

Работа с притчами

 

Планируемые результаты и формы контроля

Основные результаты

  •  Низкий  уровень тревожности
  •  Высокая и нормальная самооценка
  •  Позитивное отношение к себе и своей личности
  •  Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
  • Ø Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.

Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:

  • Умение осознавать требования учителя и соответствовать им
  • Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
  • Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
  • Умение общения и достойного поведения с одноклассниками
  • Навыки коллективной деятельности

Формы контроля:

  • Тестирование (групповое или индивидуальное) (тест тревожности Спилберга, социометрия, анкетирование «Личностный рост обучающихся»)
  • Применение проективных методик диагностики (н-р, «Школа зверей»)
  • Наблюдение  и ведение индивидуальных карт.

Воспитательные  результаты  внеурочной деятельности по уровням

Воспитательные результаты

Приобретение школьником социальных знаний

(1 уровень)

 

Формирование ценностного отношения к реальности

(2 уровень)

Получение самотоятельного общественного действия

(3 уровень)

Формы внеурочной деятельности

Социальная проба:     тренинг,   психогимнастика

 (1-2  год обучения)

 

 

 

КТД: инсценировки, выступления

(3-4 год обучения)

 

 

Социальный проект (находится вне данной программы, но планируется в следующей ступени программы для среднего звена)

Уровни сформированности УУД по годам обучения

На момент поступления в школу

На момент окончания 1 класса

На момент окончания 2 класса

На момент окончания 3 класса

У выпускников начальной школы

Личностные УУД

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности. Пытается оценивать себя и свои поступки

Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников.

Проявляет самостоятельность в некоторых видах учебной деятельности. Оценивает  деятельность литературных персонажей пытается обосновывать свои мысли

 

Проявляет самостоятельность в учебной деятельности, оценивает поступки детей и взрослых, аргументирует свой ответ

Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения.

Открыто относиться ко внешнему миру, не всегда чувствует уверенность в своих силах

Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности

Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует свою уверенность не только в игровой деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям

Относиться открыто ко внешнему миру, чувстует уверенность в своих силах в учебной деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям в учебной деятельности

 

Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх.  В  игре способен вести переговоры. Пытается сдерживать свои эмоции

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции

Взаимодействует со взрослыми и сверстниками на основе любой совместной деятельности умеет договариваться о совместных действиях и плане совместной деятельности

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми даже не имея совместной деятельности, имея целью достигнуть какой-либо личной цели (Н-Р, получить нужную информацию, совершить покупку)

 

Ориентируется в социальных ролях умеет выстраивать межличностные взаимоотношения.

В рамках игры обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему

Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему

Обсуждает проблемы возникающие в интересующей его сфер, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых

Обсуждает проблемы , избегает конфликты, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых о том. Что для него важно

Умеет находитьвыход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п.

Положительно относиться к себе и окружающим. Отзывчив к переживаниям другого человека

Понимает чувства других людей и сопереживаетим,понимает оценки учителей своим и чужим поступкам

Способен сочувствовать и сопереживать, принимает оценку своим поступкам от сверстников

Доброжелательно реагирует на замечания способен исправиться в ответ на  предложение взрослого

Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки

Регулятивные УУД

Проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности

Принимает и сохраняет учебную задачу

С помощью педагога ставит учебную задачу

Способен сам поставить  задачу в творческой деятельности связанной с учебной

Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Умеет выбирать себе род занятий и выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности

Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную

Совместно с учителем учитывает выделенные педагогом ориентиры для построения внутреннего плана действия в учебном материале

Способен самостоятельно выстроить внутренний план действий в некоторых видах учебной деятельности

Самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности

Проявляет умения произвольности предметных действий

Овладевает способами самооценки выполнения действий

Адекватно принимают оценку своей деятельности со стороны

Планирует свои действия совместно с учителем, анализирует проблемы и результат

Умеет планировать поледовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом резельтата предыдущего действия

Коммуникативные УУД

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми на основе общей деятельности

 

Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

Формируются навыки совместной учебной деятельности над проектом: выполнение роли, заданной учителем, помощь товарищам по проекту

Планирует учебное сотрудничество совместно с учителем, принимает участие в контроле чужой деятельности, осуществляет рефлексию

Планиреут учебное сотрудничество со сверниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов. рефлексии

Проявляет любопытство ко всему новому и необычному

Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность

Умеет задавать вопросы, чем проявляет свою любознательность, умеет слушать

Умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми в поисках интересующей информации

Способен поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации

Способен договариваться, учитывать интересы других в игровой деятельности

Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою

Частично владеет навыками преодоления конфликта

Чувствуя приближения конфликта способен его избежать или быстро нивелировать

Владеет способами разрешения конфликта, может стать посредником в разрешении

Тематический план

Первый год обучения

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

Характеристика видов деятельности

Аудиторных

Неаудиторных

1

Профилактика

дезадаптации

8 часов

7

1

Беседа, коллективное рисование, экскурсия по школе

2

Профилактика страхов и агрессии

12

12

 

Элементы тренига, психогимнастические этюды, артерапевнические приемы.

3

Развитие   творческого потенциала

11

11

 

Беседы, тренинги, коллективные коллажи, психогимнастические элементы

4

Подведение  итогов года

2

1

1

Праздник с чаепитием. Тестирование итогов за год

 

Итого

33

31

2

 

Второй год обучения

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

Характеристика видов деятельности

Аудиторных

Неаудиторных

1

Повторение изученного в прошлом году

4 часа

3

1

Беседа, коллективное рисование, экскурсия по школе

2

Знакомство с психологией

1

1

 

Рассказ, обсуждение

3

Мотивы

6

6

 

Рассказ, беседа, тренинг

4

Память

7

7

 

Рассказ, тестирование, тренинг

5

Мышление

9

9

 

Рассказ, диагностика, развивающие упражнения.

6

Эмоции

5

4

1

Рассказ, беседа, обсуждение, психогимнастические упражнения

7

Подведение  итогов года

2

1

1

Праздник с чаепитием. тестирование с целью диагностики на конец года

 

Итого

34

31

3

 

Третий год обучения

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

Характеристика видов деятельности

Аудиторных

Неаудиторных

1

Я и школа.

4 часа

3

1

Беседа, коллективное рисование, экскурсия по прилегающей к школе территории.

2

Добро и зло

10

9

1

Беседы, анализ действий сказочных персонажей и героев рассказов. Поездка в театр

3

Какой у меня возраст?

5

5

 

Рассказ, обсуждение и систематизация знаний

4

Я и общество

6

6

 

Рассказ, беседа с обсуждением, тренинг общения

5

Кто я? Какой Я?

7

6

1

Поездка в музей, психогимнастика, творческая работа, подготовка инсценировки

6

Подведение  итогов года

2

1

1

Праздник с инсценировкой сказки о школьнике и школе. Тестирование с целью диагностики на конец года

 

Итого

34

30

4

 

Четвертый год обучения.

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

Характеристика видов деятельности

Аудиторных

Неаудиторных

1

Я и школа.

4 часа

3

1

Беседа, коллективное рисование, экскурсия по школе

2

Характер

7

7

 

Рассказ, диагностика, обсуждение характеров литературных героев, работа с притчей, тренинг работы над своим характером

3

Что для меня важно?

7

6

1

Беседа, обсуждение и систематизация знаний, постройка индивидуальной цели и подбор средств ее реализации

4

Эмоции

7

7

 

Виды эмоций, способы выражения эмоций, диагностика, тренинги

5

Общение в школе

7

7

 

Тренинги общение, подготовка инсценировки

6

Подведение итогов

2

1

1

Праздник с инсценировкой сказки о школьнике и школе. Тестирование с целью диагностики на конец года

 

Итого

34

31

3

 

 

Содержание занятий

Первый год обучения

Профилактика дезадаптации. Знакомство друг с другом. Знакомство с учителями других классов, директором, завучем, библиотекарем, техслужащими и их обязанностями в школе, кто и как может помочь юному обучающемуся, за что и как могут наказать. Выработка правил поведения в классе и школе и осознанное их принятие каждым ребенком. Качества трудолюбивого человека и школьника. Мотивация одобрения и потребность в знаниях.

Профилактика страхов и агрессии. Выяснение  индивидуальной структуры страха.  Способы борьбы со страхом. Тренинги, психогимнастические этюды.трудности в учебе. Мотивация достижения успеха и избегания неудач.

Развитее творческого потенциала. Магия воображения. Воображение – мир, которого нет?. Широта воображения. Мечта и  фантазия. Творческое воображение. Творчество. Звуковое воображение, зрительное воображение, обонятельное воображение, осязательное воображение.

Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Праздничное чаепитие.

Второй год обучения

Повторение изученного в прошлом году. Вспоминание правил поведения в школе, ее работников и их должностных обязанностей,  учащихся других классов. Экскурсия по школе. Значение знаний в жизни человека. Прилежный ученик. Правила трудолюбия.

Знакомство с психологией. Психология – наука о внутреннем мире человека. Психологические знания. Цель и задачи уроков психологии.

Мотивы. Мотивация учения и познания. Мотивационный конфликт «хочу - могу - надо». Мотивационный конфликт в учебной деятельности. Способы преодоления мотивационного конфликта.

Память. Виды памяти. Упражнения для развития процессов памяти. Некоторые мнемические приемы: рифма, парные ассоциации, группировка. Виды образной памяти : слуховая, зрительная, вкусовая и тактильная. Двигательная память, эмоциональная память. Причины, влияющие на  продуктивность памяти.

Мышление. Диагностика особенностей мышления. Работа с упражнениями стимулирующими мышление. Работа по развитию некоторых мыслительных операций: сравнение, выделение общего, обобщение, классификация, анализ и синтез простейших изображений.

Эмоции. Эмоции и чувства. Виды эмоций. Позитивные и негативные эмоции. Эстетические и моральные чувства. Способы  управления эмоциями и чувствами психогимнастика и арттерапия.

Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Праздничное чаепитие.

Третий год обучения

Я и школа. Зачем мы учимся? Качества, которые помогают добиться успехов в учебе. Школьный этикет и саморегуляция школьника. Коллективный рисунок на ватмане (или коллаж из детских рисунков) «Школа моей мечты». Экскурсия на пришкольный участок с беседой о возможностях прилегающей территории  для организации школьного досуга и исследовательской деятельности. Правила поведения на свежем воздухе.

Добро и зло. Хорошие и плохие поступки – так ли все однозначно. Хорошие и плохие качества личности:  корысть и бескорыстие,  послушный – непослушный,  вежливый – грубый,  добрый – злой.  Работа с текстом. Анализ ситуаций и нравственных дилемм.

Какой у меня возраст?. Возрастная периодизация. Особенности каждого возраста. Плюсы и минусы детства и взрослости. Значимость каждого этапа в жизни человека. Особенности взаимоотношения с малышами,взрослыми и стариками. Вежливость, дружба, уход, помощь.

Я и общество. Я –мальчик. Я – девочка.  Женские и мужские социальные роли. Я - ребенок. Я – родитель.  Социальные роли в семье. Я – ученик Я – учитель. И другие социальные роли в обществе. Профессиональная деятельность как социальная роль .

Кто я? Какой Я? Творческая работа «Я вчера, сегодня, завтра» «Я» реальное и «Я» идеальное. Индивидуальность. Творчество как способ самовыражения. Работа над инсценировки, начиная с выбора темы.

Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Выступление с инсценировкой в школе. Анализ итогов выступления.

Четвертый год обучения

Я и школа. Зачем нужно учиться? Воля как качество необходимое для успешной учебы.. Коллективный рисунок на ватмане (или коллаж из детских рисунков) «Школа будущего». Экскурсия на природу. Беседа – природа как учебник жизни. Правила поведения на природе.

Характер. Понятие  о характере. Черты характера. Формирование характера. Психологические портреты героев сказок. Работа с притчей. Черты характера помогающие и мешающие в обучении. Нет плохих и хороших характеров. Тренинг по коррекции негативных черт характера. Психогимнастика и ролевые игры.

Что для меня важно. Жизненные ценности и ориентиры. Учимся ставить цель в деятельности. Анализ сказки «Как Иван –царевич за чудом ходил?».  Какие средства пошли на достижение цели. Средства установления добрых взаимоотношений. Слова как проявление отношения к людям. Правила вежливости.

Эмоции. Виды эмоций. Позитивные и негативные эмоции. Регуляция эмоций с помощью воли. Способы выражения эмоций вербальные и невербальные. Распознавание эмоций. Сопереживание. Психогимнастика.

Общение в школе. Учитель ученик. Проблемы и решения. Инсценировка трудных ситуаций. Пути разрешения. Отношение со сверстниками, коллектив и его структура. Диагностика. Взаимоподдержка. Взаимопомощь. Общие интересы. Упражнения на сплоченность коллектива. Общая деятельность. Инсценировка, репетиции.

Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Выступление с инсценировкой в школе. Анализ итогов выступления.

 

 Календарно-тематический план

1 класс

Дата

Название занятия

Количество часов

РАЗДЕЛ I. Я теперь школьник

Знакомство. Я теперь школьник.

1

Знакомство продолжается

1

Я теперь школьник

1

Что значит быть школьником?

1

Знакомство с Пси-Магом

1

РАЗДЕЛ II. Введение в мир психологии

Королевство Внутреннего Мира

2

Сказка о волшебных зеркалах-1

1

Сказка о волшебных зеркалах-2

1

Что я знаю о себе?

1

Что я знаю о себе и о других?

1

Я- это кто?

2

РАЗДЕЛ III. Психика и познание мира

Мои ощущения

1

Моё восприятие мира

1

Мое внимание

1

Как быть внимательным?

1

Развиваем внимание

2

Я умею быть внимательным

1

РАЗДЕЛ IV. Темперамент и характер

Что такое темперамент?

1

Типы темперамента

1

Разные люди – разные типы темперамента

1

Разные люди – разные характеры

1

Какой у меня характер?

1

Какой характер у других?

1

Мой характер: оценим недостатки

1

РАЗДЕЛ V. Я и мои эмоции

Что такое эмоции?

1

Какие бывают эмоции?

1

Конкурс чувствоведов

1

Что я знаю о своих эмоциях?

1

Королевство Внутреннего Мира

1

Королевство Внутреннего Мира

1

Итого

33

2 класс

Дата

Название занятия

Количество часов

РАЗДЕЛ I. Введение в мир психологии

Мои летние впечатления

1

Какой Я?

2

Психология – знакомая незнакомка

1

Что значит быть школьником?

1

Знакомство с Пси-Магом

1

РАЗДЕЛ II. Я и мои желания

Мои желания

1

Сказка о борьбе мотивов

1

Мои мотивы

1

Какие мотивы у других?

1

РАЗДЕЛ III. Кладовая памяти

Загадка Психоочистителя -1

1

Загадка Психоочистителя -2

1

Что такое память?

2

Виды памяти

1

Какая у меня память?

1

Эмоциональная память

1

Как лучше запоминать?

1

Я умею запоминать!

1

Что я знаю о памяти?

1

РАЗДЕЛ IV. Лабиринты мышления

Сказка о профессоре Мышлении

1

Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых

1

Учимся думать вместе!

2

Учимся обобщать и находить закономерности

1

Учимся находить противоположности

1

Учимся думать логично-1

1

Учимся думать логично-2

1

Учимся думать творчески

1

Что я знаю о мышлении?

1

РАЗДЕЛ V. Как стать талантливым

Фантазируем с Фантузей

1

Что такое способности?

1

Я знаю, что я…

1

Королевство Внутреннего Мира: поиск сокровищ

1

Итого

34

3 класс

Дата

Название занятия

Количество часов

РАЗДЕЛ I. Введение в психологию общения

Новая встреча с психологией

1

Начало путешествия в страну Общения

1

Что взять с собой в путешествие?

1

Что я знаю о себе?

1

РАЗДЕЛ II. Психология отношений: Ты-Я-Он/Она=Мы

Как и почему начинаются ссоры?

1

Сказка о конфликте и контакте

1

Качества, важные для общения

1

Какие мы в общении?

1

Я общительный или замкнутый?

1

Королевство Разорванных Связей

2

Свои и чужие

1

Девчонки+мальчишки=…

2

Друзья и недруги

1

РАЗДЕЛ III. Сокровища и тайны дружбы

Дружба – это…

1

Мы – дружная команда!

2

Правила доброжелательного общения

1

Дружная страна

1

Как мы все похожи!

1

Какие мы все разные!

1

Сказка о Другой точке Зрения

1

Скажи мне, кто твой друг…

2

РАЗДЕЛ IV. Поддержка в общении

Комплимент – это…

1

Что другие ценят во мне?

1

Что я ценю в себе?

1

Давайте говорить друг другу комплименты!

2

РАЗДЕЛ V. Сочувствие и сопереживание

Как мы переживаем эмоции?

1

Мы умеем выражать свои эмоции!

1

Как мы понимаем эмоции других?

1

Мы умеем сопереживать!

1

Итого

34

4 класс

Дата

Название занятия

Количество часов

РАЗДЕЛ I. Приглашение в Страну Общения

Приглашение в страну Общения.

1

Я – это интересно!

1

Что мы знаем об общении?

1

Общение – дело общее

1

Общение

РАЗДЕЛ II. Инструменты общения

Как хорошо уметь… слушать!

1

Активное и пассивное слушание

1

Как важно уметь задавать вопросы

1

Практикум активного слушания

2

Поговорим без слов

1

Практикум неречевого общения

1

Речь

2

Берегите, пожалуйста, речь!

1

А умеете ли вы спорить?

1

Чемоданчик Мастера Общения

1

РАЗДЕЛ III. Осторожно, общения!

В море знаний

1

Коротко да ясно, оттого и прекрасно…

1

Имя мое…

2

Моя семья

2

В пещере эмоциональных взрывов

1

Научно-практическое исследование конфликта

1

Выиграть- проиграть?

1

Сказка о понимании

1

День рождения – День творения

1

РАЗДЕЛ IV. Здравствуй, Страна Общения!

Могу и хочу

1

Когда приходит понимание?

1

По дороге сказок

2

В королевстве…

1

Встреча с Мастером Общения

1

До свидания, Психологическая азбука!

1

Итого

34

Список литературы

  1. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.  / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя.

 М. Просвещение, 2014. – С.224

  1. Проектирование программы формирования универсальных учебных действий. Методические рекомендации. / Авт.-сост. Е.И.Агаркова,  Е.В.Калмыкова, С.А. Кравцова, М.И. Шиняев. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.36
  2. Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. / Сост. : Г.А.Шешерина,  И.В.Клемешова, Т.С.Дюкова, О.С.Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.78
  3. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения.  / Авт.-сост. Г.А.Шешерина, Е.И.Агаркова,  В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.65
  4. Развитие потенциальных возможностей учащихся на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов.   / Авт.-сост. В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.87
  5. Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников.  /  Р.   Рахманкулова// газета «Школьный психолог» №18/2003
  6. Психологическое здоровье – основа личностного развития школьников. Методические рекомендации по реализации программы учебных занятий по психологии для учащихся общеобразовательной школы.  /Авт.-сост.: Петров В.Б., Воеводкина Л.Н., Вязавова Н.В., Лепихова М.В., Молоканова М.С., Невзорова Г.В., Чернышова В.М. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – С.67
  7. Яковлева. Е. программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса. / Е.Яковлева// газета «Школьный психолог», 2006
  8. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. /Авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы).  – Волгоград: Учитель, 2007, С.85
  9. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам.  / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006. – С.88
  10. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.  / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами.. Пособие для педагогов. – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.64
  11. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Книга для родителей.  / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32
  12. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 2 класс. Учусь понимать себя.  / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32
  13. К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для дошкольников. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»

Материально-технические средства обучения

  • Ковер
  • Бумага для рисования
  • Костюмы для перевоплощения и инсценировок
  • Краски, карандаши, фломастеры
  • Пластилин или глина (масса для лепки)
  • Ноутбук
  • Проектор
  • Музыкальный центр
  • Телевизор и DVD

Данная программа составлена в соответствии с апробацией и внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов. За основу взята программа  Т.А. Аржакаевой,  И.В.Вачкова, А.Х. Поповой «Психологическая азбука» (1-4 кл.) Программа составлена с учетом психодиагностики «Готовность к школе» и индивидуальных особенностей детей.

Уроки психологического развития – это курс занятий, направленных на развитие различных сторон психики ребенка (как её познавательная, так и эмоционально-личностной сферы). Занятия призваны, в большей степени, обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, или затрагивается косвенно, опосредованно. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие восприятия, памяти, мышления и тонкой моторики, но и  упражнения для профилактики нарушения зрения, элементы дыхательной и  координационной гимнастики, которая является так же профилактикой нарушения осанки, стопы и вестибулярного аппарата.

Занятия логически выстроены по двум направлениям:

  1. от простого к сложному;
  2. по актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.

Цель данной программы:  профилактика нарушения психологического здоровья учащихся начальной школы, развитие и коррекция различных сторон психики ребенка, развитие умственных способностей детей.

Форма занятий: групповая (1-2, 3-4 классы).

Количество занятий в неделю: одно занятие продолжительностью 25-30 минут.

Длительность программы: 33 занятия для 1 класса, 34 занятия для 2-4 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" , 3 класс

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности доктора педагогических наук В.А. Ясвина.  Разрабо...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших ш...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

урс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших шк...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Азбука здоровья".

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука  содержания животных" составлена для младших школьников 9-10 лет....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности". 3 класс....