Исследовательская работа "Почему дети играют в игрушки"
проект (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
Почему дети играют в игрушки?
Содержание
Введение
- Теоретическая часть
- Детская игрушки и ее история
- Разнообразие игрушек
2.Практическая часть
2.1. Исследование
2.2. Консультация психолога школы
Заключение
Литература
Приложение
Актуальность темы.
В жизни ребенка игрушки занимают важное место. Игрушка – обязательный спутник детских игр с первых дней. Ребенок играя развивается и взрослеет. В доме моей бабушки я отыскала куклу, которая была любимицей моей мамы. Бабушка бережно ее хранит. А от папиного грузовика остался лишь кузов. Мои родители играли в игрушки! Эта мысль привела меня в восторг! Оказывается, все взрослые когда-то были детьми и играли в игрушки. Почему они играли в «мои» игрушки? Мне захотелось найти ответ на этот вопрос.
Тема исследования «Почему дети играют в игрушки?»
Цель: чем современные игрушки привлекают детей и отличаются от игрушек прошлого.
Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:
- Изучить историю возникновения игрушки.
- Узнать, сохранились ли в семье игрушки родителей.
- Выяснить, в какие игрушки играют мои одноклассники.
- Определить, зависит ли выбор игрушки от родителей.
- Чему учат игрушки.
Гипотеза.
Я предположила, что дети играют в игрушки, чтобы научиться общению или не скучать.
Чтобы доказать эту гипотезу, я должна:
- изучить литературу об истории возникновения игрушки;
- провести анкетирование родителей;
- провести анкетирование одноклассников;
- услышать мнение психолога;
- сделать выводы.
Введение
1.Теоретическая часть
1.1. История возникновения игрушки.
Что такое игрушка?
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой отмечает: «Игрушка-это вещь, созданная для игры. Детские игрушки».
На Руси детские игрушки были не очень разнообразны, да и пора детства у ребятишек в старину была короче, чем в наши дни: ребёнок (от «робёнок», «робъ», т.е. «раб», «работник») уже в 10-12 лет считался полноценным работником и помощником взрослых. Лишь маленьких детей баловали игрушками. Их изготавливали из того, что было под рукой: из остатков ткани, из глины и дерева.
Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет.
Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.
Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).
Первые игрушки делали из соломы. Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов.
Игрушка — предмет, предназначенный для игры, которая имеет большое значение в жизни ребёнка. Ни один человек не рождается сразу взрослым. Дети были даже у первобытных людей. А у первобытных детей были игрушки. Малыши каменного века играли с камешками, ракушками и палочками. Известно, что в старину в качестве игрушек использовались миниатюрные копии различных орудий труда: известна, например, находка железных топориков малых размеров. Часть игрушек производили мастера-ремесленники, другую часть – родители детей, третью – сами дети.
Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома.
Одной из первых игрушек был мячик — из тканей, с бубенцами внутри.
В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Вероятно, это традиция осталась от обряда сажания на живого коня. С взрослением царевичу покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки.
Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё, одежду.
На протяжении многих столетий ребятишки на Руси играли в забытые теперь игры – бирюльки, кости, блошки, свинку, чижик, жаворонок. Все эти фигурки получили такое название, потому что дети сравнивали игрушки с животными и птицами, которые их окружали.
- Разнообразие игрушек.
Погремушка.
Как и сегодня, самой первой игрушкой детей древности была погремушка. Постукивая ей, мама напевала колыбельные песни.
Куклы-обереги.
Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме.
Создание на Руси «домашних» тряпичных кукол нередко сопровождалось заговором, наделяющим творение колдовской силой. Чаще всего их делали для себя. Лишь изредка-на заказ или продажу. Чаще всего кукла изображает женскую фигуру с обтянутым белой тряпицей «пустым» лицом (проще сказать-«безликая»). На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что в доме не должно быть лишних глаз. Считалось, что через лицо, точнее, через глаза, в куклу могла вселиться нечистая сила, зло. Но несмотря на свою «безликость» каждая куколка по своему хороша, имеет свой характер, и даже, порой, чувствуешь злится она или улыбается… Её лоскутный наряд копировал обыденную или праздничную одежду. Куклы из обрезков новой ткани делались в подарок к свадьбе, крестинам, дню ангела. Домашних кукол для детей «вертели» обычно из старого тряпья-не только из бережливости, но и потому, что ношеная материя хранила родовую силу и являлась оберегом. Если учесть, что вещи в семьях переходили по наследству, от матери к дочери и т.д., не трудно представить сколько энергетики в себе хранили такие лоскуты. Тряпичные куклы-удивительные создания! Куколка следит, чтобы добро их дома не уходило, а, если её посадить на вазочку или фужер, положив туда предварительно монетки, то она будет и богатство к себе притягивать. А почему бы и нет?!
Тряпичные игрушки.
Куклами- оберегами было запрещено играть, а для игры славяне изготавливали тряпичные куклы, которые были похожи на куклы-обереги. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.
Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. На тряпичных куклах, в отличии от кукол-оберегов, рисовались лица, ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.
С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Деревянные игрушки.
Деревянные игрушки на Руси были не менее популярны. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом.
Подвижные игрушки.
Очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.
Глиняные игрушки.
Глиняные фигурки лепили ещё до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки.
- Практическая часть.
2.1. Исследование.
Узнав много интересного про игрушки, я решила выяснить, в какие игрушки играют мои одноклассники, как относятся к игрушкам родители. Разработав анкету, я предложила своим одноклассникам и их родителям ответить на нее, дав несколько вариантов ответов. В анкетировании приняло участие 28 одноклассников и 29 родителей.
Результаты
анкетирования учеников 3 Б класса
№п/п | Вопросы и варианты ответов | Количество ответов |
1. | Твоя любимая игрушка: | |
кукла | 4 | |
мишка | 8 | |
зайка | 3 | |
машина | 3 | |
настольные игры | 2 | |
компьютер | 8 | |
2 | Сколько игрушек в вашем доме: | |
много | 18 | |
не считали | 10 | |
совсем нет | - | |
3 | Кто покупает вам игрушки: | |
гости | 6 | |
родители | 10 | |
совместный выбор | 12 | |
4 | Как часто вам покупают игрушки: | |
раз в год | 10 | |
почти каждый день | 2 | |
после отличных отметок | 10 | |
когда мы с родителями идем в магазин | 6 | |
5 | От кого вы узнаете, что в продаже появились новые игрушки: | |
реклама по телевизору | 12 | |
друзья | 8 | |
родители | 8 | |
6 | Помнишь ли ты, с какого возраста ты в них играешь: | |
нет, не помню | 15 | |
с трех лет | 3 | |
с четырех лет | 10 | |
7 | Сохранились ли в семье игрушки родителей: | |
да, сохранились, и я в них играю | 10 | |
нет | 10 | |
они мне неинтересны | 8 | |
8 | Чему ты учишься у игрушек: | |
быть добрым | 4 | |
смекалке | 5 | |
терпению и вдумчивости | 7 | |
не знаю | 4 | |
дружбе | 8 |
Результаты анкетирования родителей
№п/п | Вопросы и варианты ответов | Количество ответов |
1 | В чем польза игрушек: | |
улучшают моторику рук | 3 | |
развивают внимание и усидчивость | 7 | |
отражают характеры героев | 7 | |
учат общению и любознательности | 11 | |
2 | Играете ли вы вместе с детьми: | |
очень редко | 10 | |
всегда | 5 | |
есть дела важнее, чем игры | 3 | |
только во время отпуска | 10 | |
3 | Где хранятся игрушки, в которые ваш ребенок уже не играет: | |
в гараже | 7 | |
в шкафу | 9 | |
раздаем знакомым | 12 |
- Консультация школьного психолога.
За ответом на вопрос «Почему дети играют в игрушки?» я обратилась к школьному психологу Зангировой В.Ю.
Вот что она ответила: «Игра – важная ступень развития ребенка. Она становится главной деятельностью в дошкольном возрасте. Через игру ребенок усваивает нормы поведения (т.к. в любой игре есть правила и их необходимо соблюдать), а также проигрывает роли (сложно-ролевая игра). Кроме того, игра влияет на развитие таких качеств, как общительность, сотрудничество, умение видеть позицию другого. Отсутствие игры в этом возрасте ( в силу различных причин) приводит к несформированности социально-значимых качеств ребенка.»
Получается, что в игрушки дети играют, чтобы научиться общению со сверстниками.
Моя гипотеза оказалась верной! Дети играют в игрушки, чтобы не скучать и правильно, с интересом проводить время.
Хорошо, что родители принимают участие в выборе детьми игрушек. Ведь они точно знают, какие игрушки нам нужны. Я обязательно об этом расскажу своим одноклассникам.
Заключение
Игрушка — предмет, предназначенный для игры, которая имеет большое значение в жизни ребёнка. Одна из функций игрушки – развитие определённых навыков у ребёнка и приобщение к миру взрослых. Игрушки развивают воображение, учат детей общаться с миром – быть родителями, заботиться об окружающих людях и животных и многому другому из того, что понадобиться им во взрослой жизни.
Выполняя эту работу, я открыла для себя удивительный мир игрушки. Мне было очень интересно узнать, какие игрушки существовали в старину.
В ходе исследования я взяла интервью у взрослых и провела анкетирование среди одноклассников и по результатам выяснила, что одноклассники играют в игрушки, а теперь уже в игры. Родителям следует ограничить доступ ребенка к компьютеру.
Идеальная игрушка предполагает участие ребенка в ролевых играх, творчестве, развивает мышление и воображение.
В заключении следует отметить, что у каждого времени своя игрушка и мне хочется, чтобы интерес к игрушкам прошлого и настоящего у детей не угасал. Пусть они играют в игрушки! Это полезно!
Литература
- Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – М.: Искусство, 1981. – 148 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка– М., 1981. - 4 т.
- Карганова Е.Г. Энциклопедия для самых маленьких «Большая книга обо всем на свете». – ООО «Издательство Астрель», 2003. - 271 с.
- Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2007. – 48 с.
– 944 с.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998
- Интернет сайт: http://stranamasterov.ru/node/169732
Приложение 1.
Результаты анкетирования учащихся 3 Б класса
Твоя любимая игрушка: | Количество ответов |
кукла | 4 |
мишка | 8 |
зайка | 3 |
машина | 3 |
настольные игры | 2 |
компьютер | 8 |
Сколько игрушек в вашем доме: | Количество ответов |
много | 18 |
не считали | 10 |
совсем нет | - |
Кто покупает вам игрушки: | Количество ответов |
гости | 6 |
родители | 10 |
совместный выбор | 12 |
Как часто вам покупают игрушки: | Количество ответов |
раз в год | 10 |
почти каждый день | 2 |
после отличных отметок | 10 |
когда мы с родителями идем в магазин | 6 |
От кого вы узнаете, что в продаже появились новые игрушки: | Количество ответов |
реклама по телевизору | 12 |
друзья | 8 |
родители | 8 |
Сохранились ли в семье игрушки родителей: | Количество ответов |
да, сохранились, и я в них играю | 10 |
нет | 10 |
они мне неинтересны | 8 |
Чему ты учишься у игрушек: | Количество ответов |
быть добрым | 4 |
смекалке | 5 |
терпению и вдумчивости | 7 |
не знаю | 4 |
дружбе | 8 |
Приложение 2
Результаты анкетирования родителей
В чем польза игрушек: | Количество ответов |
развивают моторику рук | 3 |
развивают внимание и усидчивость | 7 |
отражают характеры героев | 7 |
учат общению и любознательности | 12 |
Играете ли вы вместе с детьми: | Количество ответов |
очень редко | 10 |
всегда | 6 |
есть дела важнее, чем игры | 3 |
только во время отпуска | 10 |
Где хранятся игрушки, в которые ваш ребенок уже не играет: | Количество ответов |
в гараже | 7 |
в шкафу | 10 |
раздаем знакомым | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»
Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной культуре.Задачи исследования:Познакомит...
праздник игры и игрушки 2 класс
Такой интересный праздник получился. Мы любим играть!...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема работы: «Антистрессовые игрушки – это необходимость или дань моде»
Антистрессовые игрушки довольно стремительно приобретают популярность среди школьников и подростков. Спрос на такие игрушки растет с каждым годом. Невольно возникают вопросы– « Зачем...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛАЙМ – ИГРУШКА МОЕГО ДЕТСТВА»
Цель проекта: изготовление слайма в домашних условиях и изучение его свойств....
Урок музыки для детей 2 класса "В детской.Игры и игрушки"
Урок музыки для детей 2 класса "В детской.Игры и игрушки"...
Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет.
Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет....
Игры и игрушки для детей младшего школьного возраста. Советы родителям
При поступлении в школу - основной становится учебная деятельность. Но игра полностью не должна уходить из жизни ребенка. Детям необходимо играть так же, как и необходимо работать взрослом...