Игры и задания для младших школьников в группе продленного дня
опыты и эксперименты (1 класс) на тему
из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_zadaniya_dlya_mladshih_shkolnikov_v_gruppe_prodlennogo_dnya.doc | 801 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и задания для младших школьников в группе продленного дня
Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания). Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо четкое понимание данного термина учителем и исследование уровня развития интеллекта учащихся.
В своём словаре С. И. Ожегов даёт определение интеллекта: «Интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека…». Задача педагога – не оставить без внимания развитие этого умственного начала, мыслительной способности. Если ребёнок не овладеет приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, то в средних классах он обычно переходит в разряд неуспевающих. Развитие интеллектуальных (мыслительных, умственных) способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления, внимания и памяти помогает учащимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики. Формирование конструктивных навыков и пространственного воображения способствует более эффективной деятельности на уроках труда.
Возникает вопрос: что же делать, если у ребёнка нет способностей и как это можно определить? Современная психология даёт такое определение: способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.
Каждый педагог должен знать, что недостаток или слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы за счёт усиления других. Даже полное отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил. Способности формируются и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая ребёнка в деятельности – нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей.
Человек не рождается способным к той или иной деятельности. Его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности – прижизненное, а не врождённое образование.
Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Серьёзную ошибку допустит тот учитель, который поспешно и поверхностно сделает вывод об отсутствии способностей у ученика на основании того, что ребёнок мало знает, имеет пробелы в знаниях, не обладает необходимыми умениями. Подобную ошибку совершили преподаватели Академии художеств, оценив работы юного В. И. Сурикова так: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». А ведь Суриков и в то время имел выдающиеся способности, хотя умения и навыки в области рисования у него ещё не сложились. Он в течение трёх месяцев овладел техникой рисования и всё-таки поступил в Академию. И это не единичный случай в истории науки и искусства. Н. В. Гоголя преподаватели начальной школы считали неспособным к изучению русского языка, а И. Ньютона – к физике и математике.
Высокий уровень развития способностей называют талантом. Талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определённую деятельность, с одной стороны; склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней – с другой; большого трудолюбия и настойчивости, организованности и целеустремлённости – с третьей. Это одарённые дети, которые есть в каждой школе.
Многие полагают, что способным людям всё даётся легко и просто, без особого труда. Это не так. Все талантливые люди подчёркивают, что талант это труд, умноженный на терпение. И. Е. Репин говорил, что высокий уровень достижений – это награда за каторжный труд.
Каковы же условия развития способностей у детей? Оказывается, чем разнообразней и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развития способностей. При планировании организации деятельности детей в ГПД, я соблюдаю некоторые обязательные условия:
- Деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребёнок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке.
- Деятельность ребёнка должна быть по возможности творческой.
- Важно организовать деятельность ребёнка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. (Особенно нуждаются во всё более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях, дети с уже определившимися способностями).
Продлённый день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребёнка. Если мы не будем развивать мыслительные способности у детей в начальной школе, то в среднем звене на каждом из уроков по различным предметам придётся давать учащимся задания на развитие логического мышления. Этой проблеме уделяется большое внимание, занятия и игры в ГПД организовываются таким образом, чтобы они соответствовали их интеллектуальному развитию.
План работы включает:
1) работу с учащимися по развитию интеллектуальных способностей
- регулярные развивающие занятия со всеми учащимися;
- игровые логические задачи
- игры-головоломки
- игровые задания
- индивидуальную работу со слабыми и сильными учениками
2) сотрудничество с педагогом, психологом и логопедом школы;
3) работу с родителями (индивидуальные консультации, рекомендации, родительские собрания, помощь в подборе нужной литературы и дидактического материала).
Развивающие занятия провожу 3 раза в неделю (вторник, четверг, пятница) в 15.00 час. Их продолжительность 20-25 мин. За основу таких занятий я взяла упражнения, которые предлагает Л.Ф. Тихомирова в своей книге «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» (практические задания). Каждое занятие содержит 5 упражнений, направленных на формирование таких мыслительных операций, как выделение существенного признака, сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез т.д. Занятие провожу сразу со всеми детьми. Первое время все упражнения мы выполняем коллективно. Затем, после подробного объяснения, дети самостоятельно выполняют упражнения в специальных тетрадях, а потом объясняют его решение у доски. Рассмотрим примерное содержание данных упражнений.
1 упр. «Загадка»
Цель: научить ребёнка узнавать предмет по заданным признакам.
Задание: назвать предмет, про который можно сказать: гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
2 упр. "Признак"
Цель: научить называть признаки предметов, явлений, развивать речь.
Задание: назвать признаки лимона (помидора, яблока, осени и т.д.)
3 упр. «Найди существенное»
Цель: научить находить существенные признаки предметов.
Задание: выделить 2 слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Например: ЧТЕНИЕ (глаза, тетрадь, книга, карандаш, очки).
4 упр. «Логическая задача»
Взрослый и ребёнок сели в лодку и отправились ловить рыбу. Взрослый говорит ребёнку: «Ты мне сын, но я тебе не отец». Кем приходится взрослый ребёнку?
5 упр. «Слова»
Цель: развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза.
Задание: составить слова, исключив одну букву из данных слов.
СОРТ - СОР
КРОТ - РОТ
МРАК - РАК
Игровые логические задачи
В эти занятия я включаю 1-2 логические задачи из книги «600 игровых задач для развития логического мышления А.З. Зака. Решение таких задач требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам. В возрасте 6-8 лет формируются элементарные приёмы логического мышления. Они связаны с оперированием лишь одним суждением в целях раскрытия в нём знания, содержащегося в неявном виде. В первом классе мы решаем «Простые задачи», содержащие одно суждение. Они помогут детям решать задачи в косвенной форме, которые предлагает школьная программа по математике. Самостоятельно дети с такими задачами обычно не справляются.
Например: Вера и Глаша пекли пирожки: кто-то с капустой, кто-то с яйцом. У Глаши не было пирожков с яйцом. Кто пёк пирожки с капустой? В папке «Простые задачи» представлено 150 простых задач шести видов.
В 3-4 кл. в возрасте 8-10 лет, имеет смысл предлагать «Задачи непростые и несложные», решение которых связано с оперированием двух суждений. Это позволяет сделать полные умозаключения, где новое содержание выводится из данных суждений. Например, из суждений «Петя сильнее Васи» и «Вася сильнее Миши» можно сделать вывод, что «Петя сильнее Миши».
Дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае усилия не пропадут даром, т. к. приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Кроме этого, в свободное время, когда дети заняты настольными играми, предлагаю игровые задания для самостоятельной работы из книги Э. К. Джаферовой «Весёлая переменка», решая которые, ребёнок развивает в себе самостоятельность, находчивость, усидчивость, у него тренируется память, развиваются умственные способности. Данные задания даны в интересной и занимательной игровой форме и расположены от простого к сложному. Они представлены в папках, которые ребёнок по своему желанию может взять для самостоятельной игры. Рассмотрим подробнее эти игры-задания и их значение для развития интеллектуальных способностей детей.
Игры-головоломки
Игры-головоломки геометрического характера такие как «Монгольская игра-головоломка», «Пентамино», «Колумбово яйцо» «Волшебный круг», «Танграм» часто называют «Геометрическим конструктором». Квадрат, круг, овал разрезаются на несколько частей, из которых можно сложить разнообразные сюжетные фигуры. Очень старинная китайская игра «Танграм», известна в Китае под названием чи-чао-тю («хитроумный узор из семи частей»). Рассказывают, что Наполеон, когда находился в изгнании, часами составлял фигурки из семи элементов танграма – танов.
Эти игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели – построению пространственной фигуры. Такие игры-головоломки требуют умственного и волевого напряжения, развивают у детей комбинаторные способности, образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность, настойчивость, практические и умственные качества.
Обязательно знакомлю детей с правилами для игр-головоломок:
1.Использовать для составления каждой фигуры все части квадрата, круга, овала.
2.Соединять их только по граням, чтобы они плотно примыкали одна к другой.
3.Не допускать наложения одной части на другую.
Затем осваиваем игры по этапам:
1 этап. Ознакомление детей с игрой, например «Волшебный круг». Одинаково окрашенный с обеих сторон, круг разрезается на 10 частей. Получается 4 одинаковых треугольника, остальные части попарно равные между собой, имеют сходство с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них закруглена. Дети рассматривают отдельные части, уточняют их название, соотношение частей по размерам.
2 этап. Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета, то есть механический подбор, копирование способа расположения частей игры. Достаточно предложить детям 2-3 силуэта. На рисунке фигура «Воин».
3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению. Детям предлагают образцы, на которых указано место расположения одной - двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно. На рисунке фигура «Кит».
4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному или силуэтному образцу, на котором не видно ни одной составной части. В процессе предварительного анализа образца ребёнок должен зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего практически проверить своё предположение. Результаты решения детьми данных головоломок фиксируются в карте наблюдений. Аналогично организована работа с детьми по выполнению заданий на внимание, игр-заданий «Найди отличия», «Найди сходства», кроссвордов. Считаю, что такие игры тоже помогают детям развивать их интеллектуальные способности.
Игровые задания
Задания на внимание. Хотя ребёнок шести-семи лет может регулировать своё поведение, непроизвольное внимание у него всё же преобладает. Поэтому необходимо развивать у ребёнка умение концентрировать своё внимание. Без внимания нет активного умственного развития. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Смена же картинок и игровых заданий даёт возможность ребёнку поработать с интересом. Выполнение таких заданий направлено на достижение ребёнком более высокого уровня психического и умственного развития, обеспечивающего произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, что в дальнейшем явится хорошей основой для успешного усвоения школьной программы.
Игры-задания «Найди отличия» представлены рисунками, одинаковыми по сюжету, но имеющими какие-то отличительные признаки в деталях. Они направлены на формирование у детей способностей целостного восприятия изображения, умения анализировать и сравнивать детали, устанавливать признаки отличий.
Игры-задания «Найди сходства». Обучение детей решению данных занимательных задач на поиск сходных признаков стараюсь направить на формирование у ребят умений осуществлять последовательные мыслительные операции. Они заключаются в анализе и сравнении предметов, выделении и обобщении признаков, их сопоставлении и установлении признаков сходства. Решая эти задачи, дети развивают в себе такие способности, как зрительное внимание и мыслительный анализ.
Кроссворды. Разгадывание кроссвордов – это увлекательная игра в слова, которая развивает у детей словесно-логическое мышление, умение подбирать варианты слов, близких по значению, то есть синонимы. Интерес к решению кроссвордов не появится сам, если его не прививать ребёнку.
Развивающие занятия «Учись учиться» во 2 классе
Во 2 классе 1 раз в неделю по пятницам провожу развивающие занятия «Учись учиться». Каждый ребёнок получает отдельный лист с заданиями, которые включают игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления. Эти занятия провожу по авторской программе Е. В. Языкановой одновременно как со всем классом, так и с группой детей, испытывающих трудности в учебной деятельности. Задания во времени не ограничиваю, пусть каждый ребёнок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее. Перед каждым заданием даю краткую инструкцию, а затем контролирую, правильно ли ребёнок его выполнил. Более слабые дети работают в группах, парах или коллективно, под руководством учителя.
Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Оцениваю только успехи. Обучение должно быть победным!
Задание «Найди лишнее слово».
Птица, самолёт, пчела, машина, бабочка.
(В каждом ряду даётся 4-5 слов. Их можно классифицировать различным образом. Имеется качество или характеристика, которым подходят все слова, кроме одного, которое и должно быть вычеркнуто).
Задание «Вставь недостающее слово».
кровь ( ) цветок разговор ( ) дождь
воспоминание ( ) лекарство душа ( ) посуда
Это задание направлено на развитие способности к объединению отдельных частей в систему. В нём надо подобрать такое слово, которое подходило бы сразу обоим предложенным словам, и вписать его в скобки. Например: воспоминание (горькое) лекарство.
Задание «Шифровальщик».
А Б В К М Н О Л Д Т
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
2780 37281 4756101
Задание направлено на развитие ассоциативной памяти, внимания. Каждой цифре соответствует определённая буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр записывают соответствующие буквы и получают слово.
Задание «Проведи аналогию».
Нога – костыль = глаза - …….
(Зрение, очки, слёзы, веки, ресницы.)
Музыка – оркестр = пение - ……
(Хор, солист, сцена, певец, концерт.)
В этом задании даны три слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Надо найти четвёртое слово.
Задание «Выбери два главных слова».
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки).
В этом задании нужно выбрать из скобок и подчеркнуть два слова, которые являются главными (существенными) для слова перед скобками.
Задания «Аналогия», «Выбери два главных слова», «Вставь недостающее слово» направлены на развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями. Такие задания сначала вызывают затруднения, так как не встречаются в учебной деятельности. Поэтому каждое задание подробно разбирается. И только, когда сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, можно переходить к заданиям для самостоятельной работы.
В эти занятия включила упражнения на развитие сенсомоторики по книге С. В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет» (практикум для психологов и логопедов). Данные упражнения интересны тем, что они развивают пространственную ориентацию, координацию тонких движений кисти и пальцев рук и доставляют детям огромное удовольствие.
Индивидуальная работа со слабыми и сильными детьми
Но в классе есть дети, для которых такие задания неинтересны, непонятны, непосильны. Таким детям в свободное время предлагаю игры и упражнения на внимание и мышление из «Тетради по развитию познавательных процессов». Эти задания могут самостоятельно выполнять дети, которые ещё не научились читать. На каждой странице четыре задания – однотипные и только первое – всякий раз новое:
1) найди закономерность и нарисуй следующий или пропущенный предмет;
2) найди закономерность и в пустых клетках нарисуй недостающие предметы;
3) найди «лишний» предмет, Объясни, почему он не подходит к остальным;
4) нарисуй рядом точно такую же фигуру по точкам или по клеточкам.
Эти задания рекомендую родителям проводить дома с детьми, так как они просты и не требуют специальной подготовки.
В своей работе по развитию интеллектуальных способностей у младших школьников стараюсь уделять внимание не только слабым ученикам, но и детям с высоким уровнем развития, т. е. одарённым. Для таких детей использую проблемные лингвистические задания, способствующие не только формированию интеллектуального потенциала учащихся начальной школы, но и развитию коммуникативных качеств речи: точности, логичности, выразительности.
• Первый тип подобных задач условно назван «Что здесь лишнее?».
Учащимся предлагаются ряды слов, словосочетаний, где все лексические единицы соответствуют структуре общего и особенного. Например: зелёный цвет, бумажный кораблик, золотое кольцо, грустный человек (все словосочетания характеризуют прямые значения слов зелёный, бумажный, золотое, грустный).
Наряду со словами, соответствующими выбранной структуре, в каждый ряд включается лексическая единица, ей не соответствующая. Учащиеся получают задание: найти данную единицу и объяснить, в чём заключается нарушение, противоречие.
Например: тяжёлый день, грустный дождик, горячее сердце, весёлый мяч, зелёная листва (лишнее словосочетание зелёная листва, так как оно характеризует прямое значение слова зелёный).
Задания на проблематизацию могут быть составлены на основе законченных высказываний. В этом случае учащиеся должны обнаружить, в чём заключается противоречие, «спрятавшееся» во фразе, объяснить, по какой причине возникла ошибка и как её можно устранить. Например: на тарелке лежат два яблока: одно зелёное, а другое кислое;
• Второй тип заданий на проблематизацию противоположен первому и предполагает внесение нарушения, например:
маленький, небольшой, крохотный…(продолжить ряд может слово, не являющееся синонимом к каждому из указанных слов);
• Лингвистические загадки – учат понимать языковой «юмор», воспитывают языковое чутьё; их решение зашифровано в самом тексте, например:
Когда коня покупают, какой он бывает? (Мокрый).
• Лингвистические задачи – связаны с творческим подходом, с поиском ассоциаций.
Найти слово, которое будет общим для слов: воздух, день, ткань, мороз, хлеб (лёгкий).
Проведение в группе продлённого дня регулярных развивающих занятий, индивидуальная коррекционная работа со слабыми и сильными учениками, привлечение родителей, тесное сотрудничество с учителями позволяет повышать интеллектуальное развитие всех учащихся. Этой работой создаются условия для развития у детей познавательных интересов, стимулируется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывая у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах.
Литература
- Гаврина С. Е. Игры и упражнения для развития внимания и мышления – Яр. Академия развития, 2000.
2.Джаферова Э. К., Велеко В. Л. Весёлая переменка – Д. Сталкер, 1999
- Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей – Яр. Академия развития, 1998
.
- Касаткина Н. А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня – Волгоград, Учитель,2005.
- Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности детей от 6 до 9 лет, М. 1 Гном-Пресс,1998
- Тихомирова Л Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников – Яр. Академия развития, 1998.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Задонска
Доклад
«Игры и задания для младших школьников в ГПД»
Подготовили: Ефанова Т.Н.
Воспитатель ГПД
МОУ СОШ №1 г. Задонска
Задонск – 2011г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие младшего школьника в группе продленного дня
Обобщение опыта работы в группе продлённого дня. Презентация защиты....
актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников в группе продленного дня
Этот материал о духовно-нравственном воспитании младших школьников в ГПД...
Подвижные игры как средство воспитания и развития младших школьников в группе продленного дня.
Статья о значении подвижных игр для развития учащихся в группе продленного дня....
Игры для младших школьников в группе продленного дня
Материал может быть полезен для воспитателей ГПД, учителей начальных классов...
Игры для младших школьников в группе продленного дня
для педагогов, учителей и воспитателей ГПД...
Игры для младших школьников в группе продленного дня
Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, сопереживая героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения....
Развитие познавательной активности младших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий
В статье анализируется развитие познавательной активностимладших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий...