Типология ЗПР и направления коррекционной работы.
статья на тему
В статье рассматриваются причины различных типов задержек психического развития у детей, описываются особенности их интеллектуального и личностного развития, определяются пути коррекционной работы с учетом типологии ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_tipov_zpr.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Типология форм ЗПР
Составитель: педагоги-психологи Э.В.Гапон, М.В.Воропаева
Тип ЗПР | Причины | Особенности интеллектуального развития | Особенности внешности, личности, поведения |
ЗПР конституционального происхождения (психофизический инфантилизм) | |||
Гармонический психофизический инфантилизм | Наследственные факторы, негрубые патологии беременности и родов, истощающие заболевания периода раннего детства. | Значительных нарушений восприятия, внимания, памяти, воображения, речи, мышления не наблюдается. Но процессы функционируют независимо друг от друга, затрудняя полноценное усвоение знаний. Слабая способность к умственному напряжению. Недостаточно выраженный познавательный интерес. | Хрупкое телосложение. Отставание от сверстников на 2-3 года. Мимика яркая, выразительная. Движения быстрые, порывистые. Неутомимость в игре. Низкий уровень самостоятельности, некритичность к своему поведению. Психологически неспособны воспринимать и выполнять школьные требования в силу эмоционально-волевой незрелости. Любят фантазировать. Плаксивы. |
Дисгармонический психический инфантилизм | Негрубые повреждения головного мозга на ранних стадиях развития. | Объем кратковременной памяти и способность к длительному удержанию информации снижены. Недоразвиты способности к анализу пространственных отношений, конструктивному праксису. С операциями классификации, сравнения, анализа переносного смысла сказок, басен, метафор справляются с помощью. | Замедление личностного созревания. Эмоциональная возбудимость, лживость, склонность к демонстративному поведению. Отсутствие чувства ответственности, пониженная самокритичность и повышенная требовательность к другим. Конфликтны, склонны к физической агрессии. |
Психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности. | Эндокринные заболевания. | Свойственны медленное включение в работу, повышенная отвлекаемость, отсутствие инициативы, гибкости и яркости воображения. Темп психической деятельности замедлен. | Телосложение отличается диспластичностью. Движения неловкие, неуклюжие. Нарушены координация, точность, последовательность движений. Отличаются повышенной внушаемостью, очень привязаны к близким людям, пугливы, склонны к ворчливости, нравоучениям, что выявляет наивность их суждений. Плохо оценивают межличностные отношения. Не всегда понимают шутки. |
Причины | Особенности интеллектуального развития | Особенности внешности, личности, поведения |
ЗПР соматогенного происхождения | ||
Частые соматические заболевания истощающего характера: хроническая пневмония, тонзиллит, гайморит, тяжелые аллергические состояния, хронические заболевания и патологии внутренних органов. | Предпосылки интеллекта (память, внимание, восприятие, речь, мышление, воображение) обычно укладываются в рамки возрастной нормы. Однако оказываются в числе неуспешных, дезадаптированных по следующим причинам: систематическая учебная нагрузка и длительное пребывание в детском коллективе чрезмерны, быстро наступает утомление; незрелость эмоционально-личностной сферы; недостаточная сформированность учебной деятельности; частые болезни приводят к возникновению пробелов в знании. | Снижение физического и психического тонуса, активности, уровня устойчивости к нагрузкам, работоспособности. Повышенная чувствительность. Впечатлительность, страх перед новым, чрезмерная привязанность к близким, выраженная заторможенность в контактах с чужими людьми, вплоть до отказа от речевого общения. Невротические реакции в конфликтных ситуациях. |
ЗПР психогенного происхождения | ||
Дисфункциональные стили воспитания (гиперопека, авторитарность, социальная запущенность, эмоциональная и информационная депривация). | Со стороны ЦНС и соматической сферы отклонений нет. Нормальное или недостаточное развитие психических функций (негрубые нарушения). Знания о мире бессистемны, отрывочны. Скудный запас общих представлений, бедность словаря. При обучении без коррекционной направленности усугубление ЗПР в силу нарастания дефицита общей и учебной информации. | В условиях безнадзорности формируется патологическое развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости (неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность). В условиях гиперопеки – формирование эгоцентрических установок. В условиях авторитарности - невротическое развитие личности. |
ЗПР церебрально-органического происхождения | ||
Патологии беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. Как следствие – органическое поражение ЦНС. | Повышенная утомляемость, нарушение работоспособности, памяти, внимания. Замедление темпа интеллектуальной деятельности при быстром нарастании усталости. Наблюдается недостаточная сформированность слухового, зрительного и тактильного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти. Прогноз по сравнению с другими типами ЗПР неблагоприятный. Требуется срочные коррекционные мероприятия. | Несформированность эмоционально-волевой сферы, отсутствие живости и яркости эмоций, слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, выраженная внушаемость, повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, раздражительность, импульсивность, порой назойливость, склонность к пищевым расстройствам, нарушениям сна. |
Направления коррекционной работы с учётом типологии ЗПР
ЗПР конституционального происхождения (психофизический инфантилизм) | Соблюдать режим отдыха и нагрузки, дозировать подачу информации. Формировать приёмы организации учебной деятельности, волевого самоконтроля. Формировать познавательную и учебную мотивации. Обучать приёмам рационального запоминания. Развивать способности к анализу пространственных отношений, конструктивному праксису. Развивать мыслительные операции. Формировать чувство ответственности, самокритичность, навыки позитивного общения. Способствовать гармонизации межличностных отношений в коллективе. Учитывать: повышенную эмоциональную возбудимость, лабильность, внушаемость, склонность к демонстративному поведению, конфликтность, склонность к физической агрессии, темп психической деятельности. |
ЗПР соматогенного происхождения | Соблюдать режим отдыха и нагрузки, дозировать подачу информации. Формировать приёмы организации учебной деятельности, волевого самоконтроля. Профилактика утомления, соматических заболеваний, эмоционального перенапряжения. Общее развитие познавательных процессов. Учитывать: повышенную чувствительность, впечатлительность, страх перед новым, чрезмерную привязанность к близким, выраженную заторможенность в контактах с чужими людьми, вплоть до отказа от речевого общения, невротические реакции в конфликтных ситуациях, низкий уровень устойчивости к нагрузкам, сниженную работоспособность. |
ЗПР психогенного происхождения | Систематизация знаний и представлений об окружающем, обогащение словаря. Общее развитие познавательных процессов. Гармонизация межличностных отношений. Формирование навыков общения. Актуализация положительных личностных качеств. Профилактическая работа с семьёй. Учитывать: психическую неустойчивость (неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность), формирующуюся в условиях безнадзорности. В условиях гиперопеки – формирование эгоцентрических установок. В условиях авторитарности - невротическое развитие личности. |
ЗПР церебрально-органического происхождения | Профилактика утомляемости, снижения работоспособности, эмоционального перенапряжения. Формировать приёмы организации учебной деятельности, волевого самоконтроля, познавательную и учебную мотивации. Развитие умения дифференцировать эмоции, понимать эмоциональное состояние. Систематическая оррекция нарушений познавательных процессов. Учитывать: замедленный темпа интеллектуальной деятельности, недостаточную сформированность слухового, зрительного и тактильного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, внимания, мышления. Прогноз по сравнению с другими типами ЗПР неблагоприятный. Требуется долгосрочные систематические коррекционные мероприятия. |
Литература:
- Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития //Дефектология. 1975.- № 6. - С. 8-17.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб., 1999.
- Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. - М., 1983.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М.,1984. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995.
- Лебединский В.В. Задержанное психическое развитие //Нарушение психического развития у детей.- М.: Изд-во МГУ, 1985.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика.- М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционной работы в классах компенсирующего обучения.
Работая в классе компенсирующего обучения, учитель должен знать физиологию обучающихся данной группы, направления коррекции, владеть разными методиками обучения....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ. В настоящее время является общепризнанным, что между недо...
Основные направления коррекционной работы
Основные направления коррекционной работы...
Актуальные проблемы и приоритетные направления коррекционной работы в системе специального образования.
Приоритетные направление в коррекционной работе....
Основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР
Характеристика общего недоразвития речи и основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР...
Тайны слов: Этимологический анализ слов как одно из направлений коррекционной работы по восполнению лексических средств языка.
Обогащение словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, изучении предметов и явлений окружающей действительности, умении наблюдать и анализировать, устанавливать вз...
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...