Мозг и становление коммуникативной компетенции.
занимательные факты (1 класс) на тему
Данный материал будет интересен педагогам, обучающим детей с нарушениями слуха, вследствие чего имеющим вторичное нарушение (нарушение речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozg_i_stanovlenie_kommunikativnoy_kompetentsii.pptx | 535.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теория эквипотенциальности или прогрессивной латерализации функций: В раннем онтогенезе оба полушария головного мозга в равной мере участвуют в осуществлении речевой деятельности ( Lenneberg , 1967). По мере развития организма, формирования психики происходит постепенное разделение обязанностей по руководству физиологическими и психологическими функциями.
Возникает ряд вопросов: Как протекает процесс латерализации ? Когда он завершается? Есть ли генетическая предрасположенность разделения функций полушарий?
Эрик Ленеберг - американский нейролингвист Латерализация функций мозга развивается постепенно и завершается в период полового созревания (1967 г.) Половое созревание- критический период для способности овладеть новым языком посредством погружения в языковую среду. Стартовый возраст латерализации - возраст начала овладения языком(примерно 1 год).
Гемисферектомия - удаление одного полушария мозга. У взрослых пациентов- при удалении левого полушария исчезает способность к языковой коммуникации. Если пациенты – это дети до 1 года, то они практически не испытывают никаких признаков «ненормального» развития личности. В младенчестве латерализации либо нет, либо она минимальна.
Изучения американских нейролингвистов Обследование 3 детей в предподростковом возрасте(операция была перенесена в 5-месячном возрасте). У одного удалено правое полушарие, у двух других- левое. Результаты лингвистических тестов: хорошие показатели артикуляции, различения слов. При этом тест на выявление синтаксических нарушений: имеющий левое полушарие справился значительно лучше. Исследование путем электрофизиологических методов (10 младенцев) выявило: большая вовлеченность левого полушария при реакции на речевой стимул, то же самое с правым при неречевых звуках. В младенческом возрасте у человека наблюдается минимальная тенденция к распределению межполушарных функций.
Формирование межполушарной специфичности В американском городе была обнаружена 13- летняя девочка Дженни, которая была лишена возможности нормального общения. Она не могла говорить и не понимала обращенной к ней речи. В последующие 6 лет она научилась говорить на уровне 2-3-летнего ребенка, стала понимать речь окружающих. Научилась пользоваться предметами, рисовать, перемещаться в пространстве. Для речи и мыслительных операций Дженни использовала правое полушарие мозга. СРЕДА
Психолингвист С. Кертис на основании истории дженни сделал выводы: Корковая ткань, в норме предназначенная для речи и связанных с нею способностей, может претерпевать функциональную атрофию. Овладение языком действует как спусковой механизм для развития у человека латерализации , становления специализации.
Можно утверждать Следующее: Удельный вес правополушарных и левополушарных компонентов речевой деятельности является неодинаковым на разных ступенях онтогенеза. В детском возрасте правополушарные компоненты играют важную роль, занимают больше места в общей структуре речи, чем у взрослых. ( Симерницкая , 1985 г.) В генетической памяти есть программа развития речевых функций каждого полушария, есть зоны мозга , готовые принять на себя руководство этими функциями. Если в нужное время внешние воздействия не запускают механизм реализации той программы, то в мозговых тканях начинаются необратимые процессы деградации тканей.
Мозг и овладение языком Система состоит из жестов, мимических движений, неречевых звучаний, манипуляций с предметами, и др. В первичной системе коммуникации ребенок выражает эмоции, эмоционально реагирует на свои внутренние переживания. Передача информации строится на правополушарных стратегиях. Протоязык образует базис для формирования языка интеллекта, или универсально- предметого кода (Н. И. Жинкин )
Первичная система коммуникации 1 год Ребенок выражает эмоции, эмоционально реагирует на свои внутренние переживания. Передача информации строится на правополушарных стратегиях. Голос является каналом коммуникации, что поначалу проявляется на уровне интонации. «Интонация плюс соответствующая ситуация – таков простейший иделогический аппарат» (М.М. Бахтин, 2000). Первыми коммуникативными проявлениями ребенка становятся ресурсы правополушарной грамматики. Интонационное оформление приобретает коммуникативное значение раньше, чем ребенок научится передавать информацию при помощи слов. 2 года Правополушарные стратегии обработки информации, формируется правополушарная грамматика. Параллельно зарождается левополушарная грамматика: становление фонематического восприятия.
Формирование фонематического слуха идет путем от грубых слуховых дифференцировок (различий) ко все более тонким . В норме к концу 2 года жизни- фонематический слух сформирован полностью. Фонематический слух - это основа дальнейшего развития лексико- грамматической системы.
Произношение Афферентные и эфферентные механизмы сосуществуют в совместной деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Акустические образы речи в слуховой памяти ребенка- основа для воспроизведения звуков. Дети вначале усваивают те звуки, которые им легче произнести. На 3 году жизни- новые возможности построения левополушарной грамматики. Ребенок усваивает наиболее общие правила для создания собственных высказываний.
Морфологическая система Морфологическая система характеризуется активным творческим поиском. На ее основе строится структура языка. Является основой левополушарной грамматики. Закономерность формирования: движение от конкретного к абстрактному, от образного к условному. Происходит выделение сверхмоделей .
Фомирование лексико- семантической системы Появляются звукоизобразительные элементы: «гав-гав»- собака, «би-би»- машина, « мням-мням »- кушать и т.п. Действия с предметами способствуют формированию в сознании «обобщающей функции слова». Конкретно- действенная форма мышления наглядно- действенная. Формируется понятийная система. Происходит смена правополушарных стратегий на левополушарные. Яркий пример- словотворчество.
Фомирование лексико- семантической системы
Общая закономерность развития мозговой организации коммуникативной компетенции в рамках самонаучения :
Мозг и становление дискурсивной компетенции В дискурсах дошкольников огромную роль играет правополушарный способ обработки информации. Центральное умение начального образования – грамота (навык письменной речи). Овладение грамотой влечет колоссальную нагрузку на левое полушарие. Письменная речь, в отличие от устной, изначально является сознательным произвольным действием, в котором средства выражения выступают основным предметов деятельности. Осознанность, установка на максимально полное использование грамматических форм делает письменный вид речевой деятельности максимально левополушарной.
Мозг и становление дискурсивной компетенции Левое полушарие Левополушарная грамматика Фонематический слух Механизм выбора морфологических форм и лексических значений Умение оперировать схемами простого и сложного предложений. Правое полушарие Правополушарная грамматика Дейксисы (местоимения и дейтические наречия) Крайняя ситуативность речевых произведений Целостность дискурса благодаря единству сохраняемого образа ситуации (в правом полушарии мозга) Устный дискурс включает речевые функции, свойственные и правому, и левому полушарию:
Мозг и становление дискурсивной компетенции Репрезентативно-иконическая стратегия речевого поведения младших школьников предполагает изображение событий путем их показа , для чего обычно используются иконические коммуникативные элементы: невербальные компоненты, звукоизобразительные средства общения, дейксисы (указательные слова) и т. п. Коммуникативная ситуация здесь строится таким образом, будто говорящий (автор) и слушатель (адресат) одновременно созерцают моделируемую в речевом произведении действительность . Здесь еще нет свойственных левополушарной грамматике иерархически построенных структур; текст рассыпается на изолированные в грамматическом отношении фразы и небольшие сверхфразовые единства, объединенные единой ситуацией в сознании говорящего в виде серии образов, гештальтов , составляющих мозаичную модель реальности.
Эволюция характера мозговой организации дискурсивного мышления
Л.Я. Баллонов и В.П. Деглин (1976), петербургские нейролингвисты : «…тот путь, который мысль проходит мгновения, занимает долгие годы онтогенеза. Речь детей на ранних этапах формирования и фонетически и грамматически, и по содержанию поразительно напоминает высказывания правого полушария. Лишь к 10- 12 годам завершается речевое развитие, и высказывание приобретает те черты, которые свойственные взрослым»
Развитие дискурсивного мышления у школьников носит характер овладения способами отражения реальности в тексте. Предмет речи, авторская оценка, фактор адресата - определяют тип дискурсивного мышления языковой личности. Типы дискурсивного мышления отражаются в выборе коммуникативных стратегий речевого поведения. Ученые выделяют две подобные глобальные коммуникативные стратегии дискурсивного поведения : репрезентативную, или изобразительную, и нарративную , или аналитическую . Репрезентативная стратегия построения дискурса в своем целеполагании имеет установку на изображение в дискурсе неязыковых ситуаций. Здесь мы сталкиваемся с наименьшей степенью авторизации текста, отсутствием аналитизма и оценки. Репрезентативная стратегия подразделяется на подтипы: репрезентативно-иконический и репрезентативно-символический (используют возможности правополушарной грамматики). С каждой последующей стратегией увеличивается роль левого полушария в речевом процессе. Нарративная стратегия формирования текста несет в себе языковое отражение действительности более высокой степени абстрагированности . Выполнение коммуникативного задания здесь уже строится с установкой на перекодировку имеющейся информации, а не на изображение ситуации языковыми средствами. Она тоже подразделяется на два подвида: объектно-аналитический и субъектно-аналитический.
Как можно об этом происшествии рассказать по разному. 1 . Репрезентативно-иконический тип Захожу/ он сидит там// Я шмыг/ к столу// Цоп билет// Ё-ё-ё// К мар //Ни в зуб ногой//Говорю/Я не готова// Он так/ Придете в следующий раз// 2. Репрезентативно-символический тип Захожу на экзамен в аудиторию/ преподаватель за столом// Подхожу к нему/ беру билет// Читаю/ и понимаю/ что ничего не знаю// Кладу билет на стол/ говорю/ Я не готова отвечать// Преподаватель мне говорит/Придете в следующий раз// 3. Объектно-аналитический тип Ну/ в общем история самая обычная//Хотела сдать экзамен нахаляву /и завалила// С билетом/конечно не повезло// Когда ничего не знаешь/ так как правило и бывает// Отказалась я отвечать/ теперь пойду готовиться// 4. Субъектно-аналитический тип Эх/ не повезло мне// Экзамен завалила/ теперь стипендии не будет// Конечно/ сама я дура виновата/ на лекции не ходила/ потому и ответить не смогла// А тут еще это невезение/ билет попался трудный/ ну ничего не понятно// Ну что ж/ буду готовиться/ а то так можно из института вылететь//
Становление мозговой организации дискурсивного мышления в рамках подросткового возраста приобретает характер ассиметрии в темпах развития разных полушарий. Правое полушарие овладевает новыми операциями порождения и понимания речи, происходит интенсивный скачок формирования сложнейших аналитических процессов, связанных с трансформацией, компрессией, перекодировками информации внутренней речи.
Таким образом, В развитии дискурсивного мышления наблюдается ассимитричный процесс развития речевых функций разных полушарий головного мозга. К периоду завершения самонаучения языку можно констатировать более или менее равноправное участие обоих полушарий мозга в осуществлении процесса дискурсивного мышления. В дальнейшем, на протяжении младшего школьного возраста, речевые функции правого и левого полушарий развиваются параллельно, дополняя друг друга в руководстве речевой деятельностью. В подростковом возрасте развитие речевых функций левого полушария выглядит как «взрыв», a правое полушарие овладевает новыми операциями порождения и понимания речи.
Литература: Горелов Илья Наумович , Седов Константин Федорович . Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание. — Издательство "Лабиринт", М., 2001. — 304с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фомирование коммуникативной компетенции младших школьников через реализацию музыкальных проектов
Выступление на конкурсе "Учитель года" с докладом о методической работе . В данной работе представлен материал по обобщению опыта работы по созданию музыкальных проектов - мюзиклов....
Выступление на МО иностранных языков "Развитие основ коммуникативной компетенции при изучении английского языка в младших классах"
Процесс общения на иностранном языке на начальном этапе подразумевает развитие и важного компонента коммуникативной компетенции – лингвистическую компетенцию, представляющую собой готовность использов...
Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...
Особенности обучения учащихся начальной школы устной коммуникативной компетенции (английский язык, 2 класс).
в работе дается описание работы педагогов по развитию коммуникативной компетенции кчащихся вторых классов на уроках английского языка...
Формирование коммуникативных компетенций в период адаптации первоклассников
Статья. Формирование коммуникативных компетенций на уроках и во внеклассной деятельности. В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития...
Доклад Становление коммуникативной компетентности
В докладе описан опыт работы с одаренными детьми по развитию научно-исследовательской деятельности учащихся....
Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.
Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....