Ребенок-изгой. Шаг навстречу.
статья на тему

Мотигуллина Айсина Айдаровна

 

В любом коллективе, в детском особенно, а в подростковом и подавно, есть очень популярные дети, а есть дети непопулярные. Это те, кого или просто игнорируют, или терпят, но не принимают, или те, кого не любят активно, кто становится объектом насмешек и травли. Всегда есть жертва, есть преследователи, есть сторонние, равнодушные наблюдатели, которые не лучше, а иногда даже хуже преследователей.

Как и почему становятся изгоями? Изгоями в классе, в коллективе, в обществе?

Как можно понять родителям, что их ребенок изгой? Как помочь "белой вороне"?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_izgoi.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

  В работе с детьми я столкнулась с таким моментом, что в классе порой встречаются дети – белые вороны, которых просто не принимают в общий «коллектив», не хотят с ними дружить, не хотят даже рядом с ними сидеть, постоянно на них жалуются, делая во всем их виноватыми. Отчего так происходит? Могут быть, конечно, разные причины: неординарная внешность, какие – то особенности в речи, тихость и неумение за себя постоять, ябеда, стукач или просто «новенький» в классе. Причины могут быть абсолютно разными, но в любом случае ребенок-изгой – не такой, как все. Довольно часто в такую позицию попадают конфликтные, агрессивные дети, которые не умеют общаться.

Вторая причина, по которой дети становятся отверженными – низкая самооценка. В этом случае ребенку даже не важно, что он или она, возможно, физически сильнее обидчиков и вполне может за себя постоять: в классе под влиянием стресса он чувствует себя незначимым, ненужным, забитым и неуверенным.

  Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним. Не стоит самому искать и наказывать обидчика ребенка. Но и нельзя сидеть сложа руки и ждать, что ситуация разрешится сама собой. Нужно тщательно проанализировать ситуацию и определить причины, по которым ваш ребенок стал «изгоем».

Ребенок-изгой очень нуждается в поддержке. Скорее всего, у такого ребенка заниженная самооценка. Если такая травля со стороны окружающих началась давно, то с каждым новым коллективом эта ситуация будет повторяться. Почему? А потому что белая-ворона, уже привыкает к своему ярлыку и несет его дальше. Такому ребенку будет везде казаться, что его везде отвергают. Будут включаться защитные механизмы в виде драки, ответных реакций на слова, возможно, даже не обидных, появится обидчивость, плаксивость. Поэтому надо поддержать ребенка, дать ему понять, что он достойный, что, если он захочет дружить, у него все получится. Надо изъять у него ярлык «белой вороны». Детям, над которыми по той или иной причине все издеваются, непросто найти друзей в школе. Так уж повелось во многих классах, что, если начинаешь общаться с изгоем, сам по умолчанию становишься таковым. На друга ребенка, отвергнутого коллективом, тоже, как правило, накладывают «черную метку». Поэтому задача родителей – помочь сыну или дочери найти людей, которые смогли бы его поддержать. Совсем необязательно, что это будут одноклассники. Может быть, стоит рассмотреть вариант с секцией или кружком по интересам. Главное, чтобы ваш ребенок чувствовал поддержку и не был лишен общения с приятными ему людьми.

Как можно заподозрить родителям, что их ребенок — изгой?

1. Не хочет идти в школу, даже если сделаны домашние задания

2. Мало говорит о одноклассниках, практически никого не упоминает

3. Радуется, если заболел

4. Не знает, кому позвонить, чтобы узнать домашние задания. Или ни в какую не хочет никому звонить

5. Никто из одноклассников не звонит, не приходит в гости

6. Сам тоже никого не зовет, даже на день рождения

7. Приходит из школы взвинченным, нервным

8. Иногда появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он «не знает»

9. Даже если ребенок аккуратен, пропадают и быстро портятся вещи.

Для классного руководителя главное, как можно раньше заметить такого ребенка в своем классе, т.к. на ранних этапах гораздо проще повлиять на коллектив и на самого ребенка, нежели на класс с уже устоявшимися социальными ролями.

       При выявлении такого ребенка необходимо выяснить первопричину «нелюбви» одноклассников (наблюдение за классом, при необходимости помощь школьного психолога). Основными целями каждого классного часа (в независимости от темы) должны быть – сплочение коллектива и воспитание толерантности учащихся. Для этого можно использовать игровые методы, искусственно созданные проблемные ситуации, в которых ребенок-изгой мог бы проявить себя (!! При излишнем акцентировании роли ребенка-изгоя в решении поставленной задачи может усилиться давление на ребенка со стороны коллектива, т.к. «любимчиков» тоже не принимают!!). На более поздних этапах в работе с детским коллективом можно использовать игры на взаимодействие.

Список литературы

  1. книга «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» Кравцовой М.М. 
  2.  http://cheldiplom.ru/text/education2/261667.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями " Навстречу друг другу"

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ Назначение  ПрограммыНастоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руко...

Внеклассное мероприятие "Навстречу Олимпиаде"

Внеклассное мероприятие на тему "Навстречу Олимпиаде".Разработка с сценарием, мелодией и презентацией по теме....

"Навстречу УНИВЕРСИАДЕ"

Спортивно-развлекательное мероприятие....

Рабочая программа по работе с родителями "Навстречу друг другу"

            Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества....

Сценарий проведения праздничного концерта, посвященного Дню Матери. «Мечте навстречу»

Для мамы всегда хочется сделать что-то хорошее, доброе, но в повседневной суете это удается редко.Поэтому все, что сегодня будет происходить,  для  наших дорогих и любимых мам!...

Ребенок-изгой в классе

Ребенок-жертва агрессии сверстников. Практические рекомендации родителям и педагогам...