Особенности обучения детей с РДА в классе.
статья (4 класс) на тему

Смыкова Олеся Николаевна

Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya_detey_s_rda.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 19 города Ельца»

Выступление на педагогическом совете

Тема:

 «Особенности обучения детей с РДА в 4 «Б» классе»

Учитель 4 «Б» класса: Смыкова О.Н.

В 2016 – 2017 учебном году в МБОУ «Школе №19 города Ельца» был скомплектован 4 «Б» класс для обучающихся, имеющих сложную структуру дефекта.

Класс состоит из 5 человек. Из них: 1 девочка, 4 мальчика.

В семьях воспитываются – 2 человека (Каверин С. и Касаткин Ф.), 3 человека воспитываются в доме-интернате (Копытина Ольга, Сергеев Вадим, Туржанский Петр)

Все 5 обучающихся класса являются детьми-инвалидами: 2 ребёнка с умеренной умственной отсталостью, 3 ребёнка с тяжелой умственной отсталостью. У 2 детей не сформированы речевые навыки (произносят отдельные звуки, слова).

У всех учеников отмечены низкий уровень внимания, повышенная отвлекаемость, утомляемость (особенно на 3 и 4 уроках), а также несформированность эмоционально-волевой сферы, низкий уровень навыков самообслуживания, самостоятельности.

 У 1 обучающегося (Касаткина Федора) – аутоподобное поведение. Но в заключении ПМПк диагноз РДА не стоит. Диагноз предположительный из личного опыта специалистов школы и со слов мамы.

Этот ребенок действительно разительно отличается от своих сверстников как особенностью восприятия мира, так и поведением.  Внимание неустойчиво, занимается только тем, что ему нравится. Наблюдается склонность к рутинному порядку. Постоянно перекладывает вещи в том порядке, в каком ему удобно. 

 Феде свойственны стереотипные механические движения и действия (постукивание руками, перекладывание предмета с места на место, раскачивание решёток на окне). От коллективной игры отказывается, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Частые «уходы в себя», ложится на парту, или прячется за доску. Вспышки агрессии редкие. Неадекватные реакции - оживление и смех, испуг и крик, стереотипные движения, речевое и двигательное возбуждение, говорит не слушая других, сам на какую-то особенную тему. 

Мальчик часто улыбается, смеётся. Желаемого добивается с помощью физического контакта, направляя руки на интересующий его предмет, редко — деструктивным способом — аутоагрессией, криком, навязчивыми движениями рук. Часто вместо слов используют жесты.

 Речь у мальчика не нормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации. Федя не желают общаться и дружить с одноклассниками. Мальчик предпочтение отдает уединению, играм с самим собой. На уроках тяготит к определенному предмету (пеналу) и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках. Федор испытывает требование точно повторять одни и те же действия. Концентрирует свое внимание на чем-то одном. Мальчик не пользуется словами «дай», «возьми». Федя постоянно выстукивает один и тот же звук.  

Обучение ведётся по программе 4 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

При организации работы с обучающимся Касаткиным Федором я стараюсь, прежде всего, установить здоровый эмоциональный климат – спокойный, доброжелательный, проявляю любовь и ласку к нему, окружаю вниманием и заботой.

Обучение Касаткина Федора проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность.

Стараюсь включать игры, которые расширяют кругозор, развивают речь обучающегося.

На всех уроках я обязательно применяю наглядные средства, вовлекаю  мальчика в практическую деятельность, стараюсь, чтобы ребёнок проявлял речевую активность.

Наряду с фронтальным объяснением учебного материала, обязательно использую индивидуальный подход. Показываю, как выполнять то или иное задание, затем вместе с Фёдором повторяю необходимые действия. Мальчик  постоянно нуждается в помощи и контроле, нужно постоянно находиться рядом с ним.

  Готовясь к уроку, я стараюсь, чтобы каждое задание отличалось от предыдущего пусть с небольшой, но увеличенной степенью трудности. Это позволяет ребёнку с моей помощью или путем подражания выполнить упражнение и, таким образом, подняться на более высокую ступень развития.

Я заранее составляю  планы  занятий,  но часто действовать  приходиться  в  зависимости  от  ситуации  и  желания  ребенка.  Надо  быть очень чутким  к  ребенку  и  можно  увидеть,  что  он  сам  подсказывает  форму  взаимодействия.

        Я поддерживаю любую инициативу ребенка, всегда положительно оцениваю его попытки справиться с заданием, хвалю за каждое положительное проявление. Обязательно поощряю Федю, говорю, что с каждым разом у него получается всё лучше и лучше.

Федя из полной семьи. Родители очень внимательны к сыну, заинтересованы в его развитии. Они обеспечивают условия для систематического проведения занятий и приобретают все необходимые учебные и дидактические пособия по моей рекомендации.

Привлекаю ребенка во все мероприятия, но постепенно, индивидуально, осмысленно.  Существует мнение, что дети с аутизмом праздников не любят, но это не так. Праздник может доставить им радость и стать важным смысловым механизмом организации их поведения. Просто ребенка надо направленно  готовить к каждому празднику.  

Родители обучающегося строго соблюдают расписание и режим занятий. Посещение школы вызывает положительные эмоции у мальчика. За время обучения выработался определённый порядок занятий. Мальчик стал намного усидчивей. Он знает своё учебное место и способен непродолжительное время занятий находиться в учебной позе. У Феди сформированы навыки самообслуживания. Он самостоятельно переодевается, переобувается, ходит в туалет, моет руки, суп кушает ложкой, а второе, пока руками.

Сопряжённо со мной выполняет практические задания, но иногда Федор может не выполнять задания и инструкции.

Федя знает буквы и цифры, числовой ряд то 1 до 10, соотносит картинки и таблички, пересчитывает предметы в пределах 10, соотносит цифры и количество предметов в пределах 10, изготавливает простейшие аппликации и поделки, раскрашивает.

Федя  физически не выдерживает 40 минут урока за партой. Он может вести  себя как маленький,  ходить по классу во время урока, заниматься своими играми.

Во время урока он  постоянно  нуждается в помощи учителя. Мальчик может не выполнять инструкции, не  реагировать на устное обращение,  как бы не видеть и не слышать  учителя. Однако это не совсем так, ребёнок воспринимает происходящее. Но не всегда может сразу сконцентрироваться и отреагировать. На уроках я очень часто  стою возле его парты,  сажаю за парту рядом с ним его любимую игрушку, иногда сама сажусь рядом,  ставлю точки в тетради.

В своей работе с Федей я выделила следующие задачи над которыми буду работать:

  • дальнейшее формирование учебных навыков;
  • формирование навыков разговора;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • формирование правил поведения: во время урока, во время еды;
  •  коррекция эмоциональной сферы: обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других людей;
  •  стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
  • преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений;
  • развитие речи в обучающей ситуации;
  • обучение его простым навыкам контакта.

Только сформировав «учебное поведение», скоординировав действия родителей и специалистов, оказав помощь соученикам в принятии особого одноклассника  можно развивать и совершенствовать  знания, умения и навыки  ребенка-аутиста.  Опыт работы показывает, что  аутичный  ребенок постоянно нуждается в стимуляции для перехода к более сложным отношениям с миром и людьми. Её нельзя организовать искусственно, но можно получить в обычной нормальной жизни, которая постоянно и естественно заставляет детей-аутистов  «собираться» и решать новые задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с разным каналами восприятия

 Известно, что дети по-разному воспринимают информацию, поступающую из внешнего мира. По способу восприятия традиционно выделяется четыре типа личности: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты. У раз...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Эта тема очень важна для нас, так как подавляющее большинство наших детей имеет задержку психического развития в той или иной степени. Как обучать таких деток? Где? И как "нащупать" тот самый, о...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющаяся в недостатке или отсутствии кон...

Особенности обучения детей с ОВЗ в обычном классе начальной школы.

Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции...

Родительское собрание на тему "Особенности обучения детей в 4 классе"

Родительское собрание в 4 классе на тему: "Особенности обучения детей"...