развитие внимания у детей младшего школьного возраста
статья (1 класс) на тему
Одним из неприменных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Таланова – Шелейко Юлия Геннадьевна
учитель начальных классов
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №585 Кировского района
Санкт-Петербурга
Россия
"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду, и даже во время прогулок на улице.
"Почему у тебя кофточка перекосилась? Да ты верхнюю пуговицу застегнула на нижнюю петельку! Что же ты такая рассеянная сегодня?" - недоумевает воспитательница, поправляя одежду на девочке.
Сколько подобных высказываний ежедневно адресуется ребенку со стороны взрослых!
На первый взгляд это поучения-нравоучения. Взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого.
Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения контролировать получаемый результат, умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у психологов, работающих с детьми. Многие учителя отмечают невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания, сочетающихся, как правило, с гиперактивностью.
В настоящее время, стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми.
Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.
Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно – предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание – это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности.
Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее – на собственные мысли, чувства, переживания.
Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно – исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И. П. Павлов назвал их рефлексами «Что такое?». К. Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Виды внимания.
Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).
Непроизвольным – называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Оно возникает без волевых усилий. Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть.
Опытный педагог обязательно справится с ситуацией, вызвавшей непроизвольное внимание детей, используя его же механизм. Чтобы вернуть ребят на урок, учитель введет в его ход какой-то новый, необычный элемент. Например, в гости к детям в тот момент, когда они отвлеклись на постороннее событие, придет какой-то сказочный персонаж или "почтальон" принесет важное послание, появиться интересный, занимательный этап урока. Непроизвольное внимание детей вновь сработает. При этом его объектом станет тема урока.
Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. На шестом – седьмом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным. В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания.
Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием - умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться. Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.
Объем внимания – это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше объем внимания, тем более эффективной будет деятельность. С возрастом объем внимания расширяется. Для ребенка младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом Объем внимания, начинающего читать ребенка, очень мал, но по мере овладения техникой чтения, приобретения опыта, увеличивается, и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Для увеличения объема внимания необходимы специальные упражнения. Основное условие расширения объема внимания – наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала. Объем внимания у школьников от 2 до 5 объектов, в зависимости от возраста.
Устойчивым называют такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе.
Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать учителя и записывать, доставать, открывать, запоминать.… Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно. Младшие школьники плохо распределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не стоит заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.
Концентрация внимания – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой либо один объект или вид деятельности и не распространяющиеся на другие. Концентрация внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосретодоченность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.
При организации обучения детей шести лет важно учитывать следующие особенности устойчивости внимания. Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Оптимально, если урок у шестилетних детей длится 35 минут, а перемены - не менее 20 минут. В неделю у шестилетних детей может быть не более 20 уроков. Из них 8 уроков отводится на предметы эстетического и трудового цикла. Специалисты выявили, что в условиях шестидневной учебной недели наивысшая работоспособность у шестилеток во вторник и среду. В эти дни целесообразно проводить по четыре урока, а в остальные дни - по три. В середине недели или в ее конце рекомендуется "облегченный день": один урок (занятие), требующий большого напряжения внимания, два других - полегче (музыка и пение, ознакомление с окружающим миром, физкультура, изобразительное искусство). Четверг можно сделать вообще свободным от занятий, посвятив его играм, спортивным развлечениям.
В младшем школьном возрасте происходят существенные преобразования характеристик внимания, идёт интенсивное развитие всех его свойств.
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость.
Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – строго продумывать специальную работу по организации внимания детей. Сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребёнка, и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание – как непроизвольное, так и произвольное – интенсивно развивается.
Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребёнком, - возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.
Детский интерес приобретает важное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчёркивал Л. С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребёнка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.
Внимание связано с формированием у ребёнка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.
Внимание развивается постепенно и на определённый момент становится свойством личности, её постоянной особенностью, которая называется внимательностью.
Подчёркивая педагогическое значение внимание, Л. С. Выготский указывает на его интегральный и целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, - писал Л. С. Выготский, - мы берём в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера».
Нарушения внимания
К нарушениям внимания относятся:
-неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
-снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточится на предмете;
-повышенная отвлекаемость: при выполнении задания дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
-снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеянность, гиперподвижность, инертность, сужение объёма внимания, неустойчивость внимания.
Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.
Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса.
Причины отвлечения внимания у ребёнка:
-недостаточная сформированность волевых качеств;
-привычка быть невнимательным;
-повышенная утомляемость;
-плохое самочувствие;
-наличие психотравмы;
-монотонная, неинтересная деятельность;
-неподходящий темп деятельности;
-наличие интенсивных посторонних раздражителей.
Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточится на чём-либо определённом в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание.
Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточенностью на каком-то одном предмете или переживании.
Причины рассеянного внимания:
-общее ослабление нервной системы;
-ухудшение состояния здоровья;
-физическое и умственное переутомление;
-наличие тяжёлых переживаний, травм;
-эмоциональная перегрузка как следствие большого количества впечатлений;
-недостатки воспитания;
-нарушение режима труда и отдыха;
-нарушения дыхания;
-чрезмерная подвижность.
Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая её фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
Беседуя с родителями учеников страдающих нарушениями внимания можно дать следующие советы:
-чаще хвалите ребёнка, это вселит в него уверенность;
-избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»;
-говорите сдержанно, спокойно и мягко;
-давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени;
-поддерживайте дома строгий распорядок дня;
-оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля;
-полезна ежедневная физическая нагрузка.
Введение в систему уроков игр на внимание, способствует его развитию, что в свою очередь приводит к повышению качества знаний.
Литература.
1. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006.
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
3.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.: Академия, 1999.
4.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960.
5.Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. – М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Упражнения для развития устойчивого внимания у детей младшего школьного возраста....
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Учащиеся младшего школьного возраста часто рассеяны. В этой статье рассматриваются причины их рассеянности. Причины различны, их, конечно, необходимо знать родителям и педагогам, чтобы успешно воспиты...
Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста включает ряд упражнений, способствующих развитию внимания. Могут использоваться на любых уроках....
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Внимание -это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте....
Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Тренировочные упражнения на развитие внимания....
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста (теория)
Рассматривается проблема внимания в психолого-педагогической литературе, виды и свойства внимания, специфика развития внимания в младшем школьном возрасте и роль математики в развитии вниман...
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Возрастные особенности. Причины нарушений внимания. Виды, свойства внимания. Рекомендации по развитию....