Развивающие занятия для учеников 4 класса по психологии.
рабочая программа (4 класс) по теме

Оборкина Вера Владимировна

Программа "Уроки психологии в 4 классе"  направлена на эффективную помощь ребёнку в решении его проблем. 

Помогает детям уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_psihologii_4_klass.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Четвёртый класс – последний в начальной школе. Ребёнок внутренне готовится к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления.                                                                                                                      Главная особенность четвероклассников – проявления глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учёбе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Их поведение заметно меняется: дети требуют подчёркнутого уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих прах, нередко игнорируя обязанности.                                                                                      Программа "Уроки психологии в 4 классе» направлена на эффективную помощь ребёнку в решении его проблем.  Помогает детям уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека.   

ЦЕЛЬ: обогащение представления о собственных способностях и возможностях, составление определённого личностного идеала в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков, приобретение способности делать осознанный выбор в сложных ситуациях.

ЗАДАЧИ:                                                                                                                                             1. Помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения.
2. Дать детям возможность задуматься о будущем.
3. Ввести понятие «жизненный выбор»
4. Определение личностных ценностей.
5. Обучение распознаванию своих проблем и нахождению  способов их  решений, преодолению  трудностей, мешающих полноценному самовыражению.

       

                                                                                                                                                 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: знакомства детей с основными психологическими понятиями, тренировка элементарных умений и навыков общения.

Курс рассчитан на 34 часа.

Продолжительность: занятия 1час. 

Проведение занятий: один раз в неделю. 

Количество человек: весь класс

Возрастная категория: 10 -11 лет

 

Схема занятий:                                                                                                                                                      1. Ритуал приветствия. Позволяет сплотить детей, создать атмосферу                                                                   группового доверия и принятия.                                                                                                                                               2. Разминка. Воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.                                                                                                                                     3.Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой.                                                                                                                                      5.Ритуал завершения занятий.

                                                                                                                                              Завершением занятий: является интеграция опыта, полученного на занятиях.

                         

                             

Учебно -  тематический  план                                                                                                программы групповых занятий   «Уроки психологии».

 1.

Моё лето.

1час

 2.

Кто я?

1час

 3.

Какой я – большой или маленький?

1час

 4.

Мои способности.

1час

 5.

Мой выбор, мой путь.

1час

 6.

Мой внутренний мир.

1час

 7.

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

1час

 8.

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

1час

 9.

Что значить верить?

1час

10.

Моё детство.

1час

11.

Я изменяюсь.

1час

12.

Моё будущее.

1час

13.

Хочу вырасти здоровым человеком!

1час

14.

Кто такой интеллигентный человек?

1час

15.

Что такое идеальное Я?

1час

16.

Кто такой свободный человек?

1час

17.

Права и обязанности школьника.

1час

18.

Что такое «право на уважение»?

1час

19.

Права и обязанности.

1час

20.

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

1час

21.

Как разрешить конфликты мирным путём?

1час

22.

Я умею управлять собой.

1час

23.

Я умею преодолевать трудности.

1час

24.

Я  умею слушать других.

1час

25.

Я  умею учиться у ошибки.

1час

26.

Я умею быть доброжелательным.

1час

27.

Я умею быть ласковым.

1час

28.

Я умею справляться с плохим настроением.

1час

29.

Я становлюсь сильным духом.

1час

30.

Я умею делать задание вместе.

1час

31.

Я умею слышать мнение других.

1час

32.

Я учусь жить мирно.

1час

33.

Мы разные.

1час

34.

Умеем играть вместе.

1час

     

                                                                           

Занятие 1. Моё лето.                                                                                                                 Цель: Помочь детям осознать качества своего характера и личностные изменения, происшедшие за лето.

Занятие 2. Кто я?                                                                                                                                     Цель: Помочь  каждому ребёнку осознать свою уникальность и неповторимость.

Занятие 3. Какой я – большой или маленький?                                                                                                     Цель: Помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем.

Занятие 4. Мои способности.                                                                                                            Цель: Помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности.

Занятие 5. Мой выбор, мой путь.                                                                                          Цель: Раскрытие внутреннего потенциала.

Занятие 6. Мой внутренний мир.                                                                                                  Цель: Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли.

Занятие 7. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.                                                                                                                                                        Цель: Развитие умения понимать и чувствовать другого.

Занятие 8. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?                                                                                                    Цель: Помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.

Занятие 9. Что значить верить?                                                                                                    Цель: Развитие способностей преодоления жизненных преград.

Занятие 10. Моё детство.                                                                                                               Цель: Прослеживание основных этапов становления и развития личности ребёнка.

Занятие 11. Я изменяюсь.                                                                                                                Цель: Помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения.

Занятие 12. Моё будущее.                                                                                                                Цель: Помочь детям научиться планировать цели и пути самоизменения.

Занятие 13. Хочу вырасти здоровым человеком!                                                                                                                                         Цель: Проигрывание эмоциональных кризисов и преодоление страха. 

Занятие 14. Кто такой интеллигентный человек?                                                               Цель: Развитие эстетических способностей.

Занятие 15. Что такое идеальное Я?                                                                                                                                              Цель: Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека.

Занятие 16. Кто такой свободный человек?                                                                                  Цель: Помочь детям осознать личную свободу и свободу другого.

 Занятие 17. Права и обязанности школьника.                                                                                        Цель: Помочь понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей.

Занятие 18. Что такое «право на уважение»?                                                                              Цель: Помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.

Занятие 19. Права и обязанности.                                                                                            Цель: Составления «Билль о правах и обязанностях ученика»

Занятие 20. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.                                                                                                                        Цель: Тренировка способности сотрудничать, умения учитывать чувства и интересы других и ориентироваться на них в своём поведении.  

Занятие 21.  Как разрешить конфликты мирным путём?                                                                                                                                          Цель: Знакомство со способами разрешения конфликтов.

Занятие 22. Я умею управлять собой.                                                                                                                                       Цель: Помочь осознавать собственные чувства и переживания в различных ситуациях.

Занятие 23. Я умею преодолевать трудности.                                                                                         Цель: Обучение распознаванию своих проблем и нахождению способов их решений, преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.

 Занятие 24. Я  умею слушать других.                                                                                  Цель: Помочь  развивать способность быть внимательным к чувствам другого человека.

Занятие 25. Я  умею учиться у ошибки.                                                                                                     Цель: Помочь осознанию своих сильных и слабых сторон, положительных и негативных качеств.

Занятие 26. Я умею быть доброжелательным.                                                                  Цель:   Показать значение внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми.

Занятие 27. Я умею быть ласковым.                                                                                              Цель: Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.

Занятие 28. Я умею справляться с плохим настроением.                                                           Цель: Коррекция настроения, отдельных черт характера ребёнка.

Занятие 29. Я становлюсь сильным духом.                                                                                                                                       Цель: Актуализация личностных ресурсов.

Занятие 30. Я умею делать задание вместе.                                                                                    Цель: Развивать умение, анализировать свои действия и поступки других людей; дать представление о различных формах поведения при конфликтах; познакомить детей с некоторыми стратегиями разрешения конфликта.

Занятие 31. Я умею слышать мнение других.                                                                                     Цель: Вскрытие и обсуждение проблемы понимания человека человеком.                              Развитие у детей понимания и чувствования друг друга.

Занятие 32. Я учусь жить мирно.                                                                                                                          Цель: Обучение навыкам общения.

Занятие 33. Мы разные.                                                                                                                         Цель: Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

Занятие 34. Умеем играть вместе.                                                                                                 Цель: Развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога.Тема:Путешествие в страну "Ключик знаний"

Путешествуя с детьми по стране "Ключик знаний", дети выполняютт различные задания, при этом развивают дыхание, голос, непроизвольное внимание, долговременную память, зрительно-пространственные ориенти...

Развивающие занятия для учеников 3 класса по психологии.

Данная программа является комбинированной и проводится в виде комплексных занятий, направленных на такие аспекты развития как                     ...

Конспект развивающего занятия с учениками 2 кл

Содержание занятия:·                   Психогимнастика.·...

коррекционно-развивающее занятие для учеников начальных класссов "Ставлю цель"

коррекционно-развивающее занятие "Ставлю цель" хорошо использовать на коррекционном занятии(групповом) 2-3 классе...

Программа индивидуальных коррекционно- развивающих занятий с учеником 4 класса, обучающимся по АООП.

В статье описываются формы и методы индивидуальной психокоррекционной работы педагога-психолога с ребенком с ЗПР....

Материал к коррекционно-развивающему занятию во 2 класс. Занятие 24.

В презентации представлены  развивающие задания для развития познавательных процессов во 2 классе...

Материал к коррекционно-развивающему занятию в 1 классе. Занятие 24.

Презентация содержит материал для проведения коррекционно-развивающего занятия в 1 классе....