Развивающие занятия для учеников 3 класса по психологии.
рабочая программа (3 класс) по теме
Данная программа является комбинированной и проводится в виде комплексных занятий, направленных на такие аспекты развития как
познавательные процессы, коммуникативные навыки, самопознание, сохранение психологического здоровья младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3_klass.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Третьеклассники - это завтрашние подростки, некоторые из них уже по своим психологическим характеристикам фактически могут считаться младшими подростками. Проблема общения становится (или станет в самое ближайшее время) актуальнейшей; как ведущая деятельность общение потеснит учебу и другие виды деятельности. Пропедевтическая работа, организуемая на занятиях по "Психологической азбуке", поможет сделать переход к новой ведущей деятельности и возникающий кризис менее болезненными. Представляется интересной возможность проектирования образовательной среды, в которой общение и обучение выступают в единстве, и основой такой образовательной среды может стать программа "Психологическая азбука". Программа "Психологическая азбука» направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться. Общение позволяет детям выйти на новый уровень самосознания - осознания себя в системе разнообразных отношений, что является логичным завершением подготовки «питательной почвы» для запуска механизма саморазвития в подростковом возрасте.
ЦЕЛЬ: познание самого себя и овладение элементарными навыками и умениями эффективного взаимодействия со сверстниками, учителями, членами своей семьи и другими людьми.
ЗАДАЧИ: 1. Познакомить с элементарными понятиями психологии общения, помочь увидеть их значение в обыденной жизни;
2. Учить пониманию внутреннего мира другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;
3. Познакомить с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;
4. Развивать личностные качества, необходимые для продуктивного взаимодействия с другими людьми;
5. Развивать навыки сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения, учить добиваться успеха без соперничества;
6. Развивать уважение к другим людям и самоуважение, формировать навыки эмпатии сопереживания
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: ЗНАКОМСТВА детей с основными психологическими понятиями, тренировка элементарных умений и навыков общения.
Курс рассчитан на 34 часа.
Продолжительность: занятия 1час.
Проведение занятий: один раз в неделю.
Количество человек: весь класс
Возрастная категория: 9 -10 лет
Схема занятий: 1. Ритуал приветствия. Позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. 2. Разминка. Воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. 3.Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. 5.Ритуал завершения занятий.
Завершением занятий: является интеграция опыта, полученного на занятиях.
Учебно - тематический план программы групповых занятий «Психологическая азбука».
№ | ||
1. | Новая встреча с психологией. | 1час |
2. | Мои летние впечатления. | 1час |
3. | Какой я? | 1час |
4. | Начало путешествия в страну общения. | 1час |
5. | Что взять с собой в путешествие. | 1час |
6. | Что мы знаем об общении. | 1час |
7. | Общение – дело общее. | 1час |
8. | Что я знаю о себе. | 1час |
9. | Как и почему начинаются ссоры? | 1час |
10. | Сказка о конфликте и контакте. | 1час |
11. | Какие мы в общении. | 1час |
12. | Качества, важные для общения. | 1час |
13. | Как хорошо уметь. | 1час |
14. | Как хорошо уметь слушать. | 1час |
15. | Как важно уметь задавать вопросы. | 1час |
16. | Практикум активного слушания. | 1час |
17. | Поговорим без слов. | 1час |
18. | Практикум не речевого общения. | 1час |
19. | Практикум не речевого общения 1. | 1час |
20. | Речь. | 1час |
21. | А умеете ли вы спорить? | 1час |
22. | Правила доброго общения. | 1час |
23. | Девчонки + мальчишки = | 1час |
24. | Я и мои родители. | 1час |
25. | Я и моя учительница. | 1час |
26. | Я и мои друзья. | 1час |
27. | Мы такие разные. | 1час |
28. | В море знаний. | 1час |
29. | В пещере эмоциональных взрывов. | 1час |
30. | Выиграть – проиграть? | 1час |
31. | Сказка о понимании. | 1час |
32. | Мы умеем сопереживать! | 1час |
33. | Как мы понимаем эмоции других. | 1час |
34. | Мы дружная команда! | 1час |
Занятие 1. Новая встреча с психологией. Цель: Актуализация имеющихся у детей психологических знаний. Показать значение психологических сведений для школьной и повседневной жизни. Способствовать развитию у детей навыков коллективного сотрудничества.
Занятие 2. Мои летние впечатления. Цель: Научить детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобразительных средств. Содействовать умению слушать. Создать мотивацию на совместную работу.
Занятие 3. Какой я? Цель: Помочь детям осознать качества своего характера и личностные изменения, происшедшие за лето. Способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества.
Занятие 4. Начало путешествия в страну общения. Цель: Мотивировать на необходимость изучения психологии общения в школе.
Занятие 5. Что взять с собой в путешествие. Цель: Осмысление трудностей общения между людьми.
Занятие 6. Что мы знаем об общении. Цель: Создание условий для обращения учащихся к своему опыту общения на модели игровой ситуации.
Занятие 7. Общение – дело общее. Цель: Помочь в осознании особенностей своего общения с другими людьми.
Занятие 8. Что я знаю о себе? Цель: Помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.
Занятие 9. Как и почему начинаются ссоры? Цель: Развитие умения договариваться друг с другом.
Занятие 10. Сказка о конфликте и контакте. Цель: Развитие навыков бесконфликтного общения. Дать представление о различных формах поведения при конфликтах. Познакомить детей с некоторыми стратегиями разрешения конфликта.
Занятие 11. Какие мы в общении. Цель: Вскрыть и обсудить проблему понимания человека человеком.
Занятие 12. Качества, важные для общения. Цель: Показать значение внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми.
Занятие 13. Как хорошо уметь. Цель: Мотивировать учащихся на овладение одним из важнейших умений в общении — умением слушать. Помочь разобраться в содержании умения слушать.
Занятие 14. Как хорошо уметь слушать. Цель: Помочь разобраться в различении понятий “слушать” и “слышать”. Способствовать рефлексии детьми позиций говорящего и слушающего. Развивать у детей навыки активного слушателя.
Занятие 15. Как важно уметь задавать вопросы. Цель: Развивать умение формулировать вопросы.
Занятие 16. Практикум активного слушания. Цель: Развивать у детей навыки активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему.
Занятие 17. Поговорим без слов. Цель: Познакомиться с неречевыми средствами общения; развивать умение передавать информацию без слов.
Занятие 18. Практикум не речевого общения. Цель: Развивать эффективное неречевое общение; создать условия для проявления партнерских отношений в групповых заданиях.
Занятие 19. Практикум не речевого общения 1. Цель: Развивать эффективное неречевое общение; создать условия для проявления партнерских отношений в групповых заданиях.
Занятие 20. Речь. Цель: Объяснить детям значение правильной, культурной речи в общении; развивать навыки культурной речи.
Занятие 21. А умеете ли вы спорить? Цель: Создать условия для проявления качеств, важных для общения. Раскрыть содержание умений спорить и дискутировать. Тренировать умение убеждать, аргументировано спорить.
Занятие 22. Правила доброго общения. Цель: Развитие навыков общения.
Занятие 23. Девчонки + мальчишки = Цель: Способствовать формированию у девочек и мальчиков позитивных установок по отношению друг к другу в ходе общения.
Занятие 24. Я и мои родители. Цель: Помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями. Обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.
Занятие 25. Я и моя учительница. Цель: Предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя. Помочь детям принять учителя таким каким он есть.
Занятие 26. Я и мои друзья. Цель: Помочь детям осознать качества настоящего друга. Подвести учащихся к сознанию собственного умения дружить.
Занятие 27. Мы такие разные. Цель: Развивать способность быть внимательным к чувствам другого человека.
Занятие 28. В море знаний. Цель: Мотивировать учащихся на общение во время совместного поиска новой информации.
Занятие 29. В пещере эмоциональных взрывов. Цель: Работать над расширением эмоционального словаря ребят. Развивать умение осознавать собственные чувства и переживания в различных ситуациях.
Занятие 30. Выйте – проиграть? Цель: Развивать умение анализировать свои действия и поступки других людей; дать представление о различных формах поведения при конфликтах; познакомить детей с некоторыми стратегиями разрешения конфликта.
Занятие 31. Сказка о понимании. Цель: Вскрытие и обсуждение проблемы понимания человека человеком. Развитие у детей понимания и чувствования друг друга.
Занятие 32. Мы умеем сопереживать! Цель: Развитие у детей чувствования друг друга.
Занятие 33. Как мы понимаем эмоции других. Цель: Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Занятие 34. Мы дружная команда! Цель: Развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога.Тема:Путешествие в страну "Ключик знаний"
Путешествуя с детьми по стране "Ключик знаний", дети выполняютт различные задания, при этом развивают дыхание, голос, непроизвольное внимание, долговременную память, зрительно-пространственные ориенти...
Развивающие занятия для учеников 4 класса по психологии.
Программа "Уроки психологии в 4 классе" направлена на эффективную помощь ребёнку в решении его проблем. Помогает детям уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанн...
Конспект развивающего занятия с учениками 2 кл
Содержание занятия:· Психогимнастика.·...
коррекционно-развивающее занятие для учеников начальных класссов "Ставлю цель"
коррекционно-развивающее занятие "Ставлю цель" хорошо использовать на коррекционном занятии(групповом) 2-3 классе...
Программа индивидуальных коррекционно- развивающих занятий с учеником 4 класса, обучающимся по АООП.
В статье описываются формы и методы индивидуальной психокоррекционной работы педагога-психолога с ребенком с ЗПР....
Материал к коррекционно-развивающему занятию во 2 класс. Занятие 24.
В презентации представлены развивающие задания для развития познавательных процессов во 2 классе...
Материал к коррекционно-развивающему занятию в 1 классе. Занятие 24.
Презентация содержит материал для проведения коррекционно-развивающего занятия в 1 классе....