Адаптация дошкольника
консультация на тему
проблемы адаптации детей дошкольного возраста, признаки дезадаптации
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.
Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени: в среднем дошкольном возрасте – 2-3 недели, а в старшем дошкольном возрасте – месяц. Состояние аффекта в первое время посещения детского сада выявляется у каждого второго мальчика и каждой третьей девочки.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и быстро выполнять новые требования). С приходом в садик у ребенка начинается новый этап в его жизни.
Учеными было выделено три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять недель).
3.Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Тяжело адаптируются дети, являющиеся единственными в семье, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее. Дети, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, беззащитности, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры.
Длительность периода адаптации зависит:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
Упрямство (причины):
-перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
- привычная форма поведения избалованного ребенка;
-своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):
- отсутствие уважения взрослых к ребенку;
- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
- недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
- утомление от однообразной деятельности.
Лживость (причины):
- болезнь, страх наказания;
- желание привлечь к себе внимание, хвастливость.
Лень (причины):
-неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия;
- воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.
Таким образом, адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Адаптация дошкольников. «Математика. Развивающие игры «"Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет.
Адаптация дошкольников. «Математика. Развивающие игры «"Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет....
Статья "Роль подготовительных курсов в адаптации дошкольников к 1 классу общеобразовательной школы"
Роль подготовительных курсов в адаптации дошкольников к 1 классу общеобразовательной школы.Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-пс...
Программа "Адаптация дошкольника к начальной школе".
Переход из старшего дошкольного возраста в младший школьный – важный момент в жизни р...
Буклет «Советы родителям, учителям» для успешной адаптации дошкольников к школе»
Краткое изложение основных состовляющих успешной адаптации дошкольников к школе....
Рабочая программа "Адаптация дошкольников к условиям школьной жизни"
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общени...
Адаптация дошкольников и младших школьников к новому виду деятельности – обучению. Способы взаимодействия педагога и обучающегося в образовательном процессе.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного завед...