Конспект группового занятия Волшебное яблоко с элементами сказкотерапии по адаптации первоклассников к школе.
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Леванцова Екатерина Алексеевна

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Цель: продолжить занятия по адаптации первоклассников к школе.

Задачи:

Образовательные:

1. Повышать речевую активность, обогащать активный и пассивный словарь существительными, прилагательными, глаголами по теме: «Сказки»;

2. Развивать активность, гибкость сформированных представлений о сказках;

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, используя знания, полученные в процессе учебных занятий;

2. Формировать межмодальные перцептивные взаимодействия, активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения;

Воспитательные:

1.                Воспитывать личностные качества, контроль за собственной деятельностью;

2.                Формировать интерес и любовь к творчеству;

3.                Способствовать сплочению классного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №7 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Конспект группового занятия "Волшебное яблоко" с элементами сказкотерапии по адаптации первоклассников к школе.

        Выполнила: педагог-психолог
Леванцова Екатерина Алексеевна

г. Бутурлиновка

2016

Пояснительная записка.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Цель: продолжить занятия по адаптации первоклассников к школе.

Задачи:

Образовательные:

1. Повышать речевую активность, обогащать активный и пассивный словарь существительными, прилагательными, глаголами по теме: «Сказки»;

2. Развивать активность, гибкость сформированных представлений о сказках;

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, используя знания, полученные в процессе учебных занятий;

2. Формировать межмодальные перцептивные взаимодействия, активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения;

Воспитательные:

  1. Воспитывать личностные качества, контроль за собственной деятельностью;
  2. Формировать интерес и любовь к творчеству;
  3. Способствовать сплочению классного коллектива.

Оборудование:

Сюжетные и разрезные картинки с иллюстрациями к сказкам "Иван-царевич и серый волк" , "Крошечка-Хаврошечка", " Гуси-лебеди", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"; яблоки и другие фрукты; мешочек для тактильной игры; воздушно-пузырьковая колонна; музыкальный проигрыватель; плакат "Дерево" для рефлексии; поднос; яблоки из бумаги с изображением эмоционального состояния "грусть" и "радость"; конверты с заданиями.

Ход занятия:

1. Вводно-мотивационный этап.

Ритуал начала занятия:

Педагог-психолог:

"Тому, кто справа, улыбнись. 
Тому, кто слева, улыбнись. 
Тому, кто справа, руку дай. 
Тому, кто слева, руку дай. 
Теперь по кругу ты шагай, и друзьями вместе ты шагай. 
Ну, вот закончилась игра, 
На занятие пора!!

Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!"

Обучающиеся проходят на свои места

2. Этап определения задач.

Педагог-психолог: "Ребята, сегодня на занятии мы с вами сможем совершить сказочное путешествие.  А какие сказки вам больше всех нравятся, давайте по очереди пусть каждый назовет свою самую любимую сказку.

Помогут нам совершить сказочное путешествие волшебные яблочки. Пусть каждый по кругу передаст этот мешочек и на ощупь выберет среди всех фруктов, овощей одно яблоко."

Дети достают яблоки из мешочка путем тактильных ощущений.

Педагог-психолог: "Молодцы, все справились с заданием! Теперь можете положить эти яблоки на поднос. А как вы думаете, почему именно яблочки помогут нам совершить сказочное путешествие? Да, яблони и яблоки занимают центральное место в русских сказках. Ребята, а знаете ли вы в каких сказках упоминаются яблочки? Давайте вместе вспомним."

Педагог-психолог показывает сюжетные картинки сказок, вместе с обучающимися вспоминает эпизоды из них, в которых упоминаются яблоки.

- "Иван-царевич и серый волк" : Был у царя Берендея великолептный сад, в котором росла яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. И бала это Жар-птица.

"Крошечка-Хаврошечка": И выросла из них (коровьих косточек) яблонька - да какая! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, кто проходит близко - тот заглядывается.

" Гуси-лебеди": Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня.

- Яблоня, матушка, спрячь меня!

- Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и "спасибо" сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо.

Пушкин А.С. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" :

Подождать она хотела
До обеда, не стерпела,
В руки яблоко взяла,
К алым губкам поднесла
И кусочек проглотила.

Педагог-психолог показывает поднос с яблоками : "Это яблоки не простые, волшебные, тот кто их съест становится самым добрым, вежливым и внимательным.  Но они заколдованы, есть пока их нельзя., сначала нужно выполнить все задания"

3. Основной этап.

Педагог-психолог: "Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях, гор высота, небес красота... а нам с вами путешествие волшебное открывается...

Вот и первое задание"

Педагог-психолог достает конверт с заданием и громко читает: "Ребята, каждому из вас нужно собрать и склеить разрезные картинки из сказок.

Молодцы, у всех получилось. На этих картинках изображены сказки о которых мы с вами сегодня говорили.

А теперь давайте встанем и пройдем по дорожкам, начнем наше путешествие. Будьте внимательны друг к другу, не спешите."

Дети проходят по тактильным коврикам, подходят к воздушно-пузырьковой колонне, к которой прикреплено изображение гор.

Педагог-психолог: "Ребята, а теперь громко и четко повторяйте за мной

- Ра-ра-ра - вот высокая гора;

- Ре-ре-ре - за горою море;

- Ту-ту-ту - все имеем мы мечту;

- Е-е-е - загадаем мы желание!

Пусть каждый возьмет в руки рыбку, закроет глазки и загадает самое заветное желание, постарайтесь мысленно представить то, о чем мечтаете. А теперь опустите своих "золотых" рыбок в воду и ваши желания обязательно сбудутся. Ребята, скажите в каких сказках рыбы умели исполнять желания? Правильно в сказке "О рыбаке и рыбке" и в сказке "По щучьему велению".

Давайте продолжим наше путешествие, повторяйте за мной:

- Жа-жа-жа - мы нашли в лесу ежа;

- Жу-жу-жу - дали яблоко ежу; (дети приклеивают яблоки из бумаги к колючкам ежика)

- Же-жеже - ёжик съел его уже.

Ребята, ежик съел наши яблочки и передал нам конверт с заданиями."

Педагог-психолог открывает конверт и проводит подвижные игры "Угадай, кто затейник" и "На дереве росло....яблок" под музыку.

Педагог-психолог проводит психогимнастическое упражнение: "А теперь давайте встанем так, чтобы образовался круг. Представьте себе, что перед нами  в центре растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над нашими головами, но без труда их достать не удастся. Посмотрите на меня, я покажу каким образом их можно сорвать, повторяйте за мной. Вверху справа висит большое яблоко, потянемся правой рукой поднимемся на цыпочки и сорвем яблоко правой рукой. Это у нас хорошо получилось, теперь нагнемся и положим яблоко в небольшую корзинку, стоящую на земле. Выпрямимся, посмотрим налево, там висят два чудесных яблока. Сначала дотянемся туда правой рукой, сорвем одно яблоко, потом левой- сорвем другое и положим яблоки в корзинку на земле. хорошо, выпрямились.

Теперь выполним следующее упражнение:

-У дороги яблонька стоит (дети встали, руки по сторонам);

-На ветке яблочко висит (руки сжали в кулачки);

-Сильно ветку я потряс (машут руками);

-Вот и яблочко у нас (руки перед собой, имитируют предмет в руках).

 Хорошо, ребята, давайте теперь сядем на места и вернемся к своим волшебным яблочкам."

Педагог-психолог раздает каждому по яблоку.

Педагог-психолог: "Давайте назовем, чем же наши яблоки похожи. Правильно, формой, строением, цветом, тем, что это фрукт. А теперь, если хотите, то можете обменяться яблоками друг с другом. Яблоко, которое находится сейчас у вас в руках является особенным, необыкновенным яблоком. Ваша задача найти 3 черты, отличающие ваше яблоко от других; запомните, чем оно особенно для вас. Вы можете придумать любые образы и сравнения для выделения вашего яблока: его узоров, длины черенка, цвета, формы. А теперь верните яблоки на поднос, я их перемешаю. Попробуйте найти среди всех яблок именно своё. Давайте обсудим, может кому-нибудь было трудно? Кто из вас захотел взять чужое? Мы люди тоже вроде бы все похожи, но и очень сильно отличаемся друг от друга и внешностью и характерами."

 

4. Контрольно-оценочный этап.

Педагог-психолог: "Молодцы, дети! Наше путешествие подошло к завершению, надеюсь, что волшебные яблочки принесут вам удачу!

Скажите, с какими заданиями вам было трудно справляться? А легко?

Теперь посмотрите, вот это яблоня, но на ней пока нет яблок (педагог-психолог показывает нарисованное дерево). Ваша задача - выбрать то яблочко, которое соответствует вашему настроению на данный момент и приклеить его к яблоне. Давайте поделимся, у кого какое настроение к концу нашего занятия?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на адаптацию первоклассников к школе

Занятие, направленное на содействие успешной социально-психологической адаптации учащихся первых классов к школьному обучению. Может быть использовано как самостоятельное, проводимое перед диагностико...

Конспект внеурочного занятия "Волшебный мир театра" (игра - занятие с элементами театрализации )1 класс

Задачи данного занятия - в интересной, увлекательной форме познакомить детей с удивительным миром театра, профессиями людей: режиссером - постановщиком, дирижером, оркестром, осветителями сцены, костю...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...