Дислексия у детей: правильные симптомы и правильное лечение. Консультация для родителей.
консультация ( класс) по теме

Кудряшова (Попова) Ирина Владимировна

Дислексией называют определенное состояние ребенка, при котором нарушается координация его внимания, правильное восприятие слов и звуков. Дислексия у детей обычно выражается в затруднении изучения письма и счета, в понимании смысла произносимых кем-то или читаемых текстов. Слух и зрение у маленького пациента при данном заболевании не нарушаются, как и задержка умственного развития, но при обучении малыш испытывает много сложностей и отстает от сверстников. Первые симптомы этого заболевания могут проявиться у младших школьников или у дошкольников, если малыш посещает хороший детский сад. Сразу при начале обучения счету, письму или чтению малыш начинает испытывать трудности без, казалось бы, особых видимых на то причин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disleksiya_u_detey.docx18.12 КБ
Office presentation icon disleksiya.ppt517 КБ

Предварительный просмотр:

Дислексия у детей: правильные симптомы и правильное лечение

Дислексией называют определенное состояние ребенка, при котором нарушается координация его внимания, правильное восприятие слов и звуков. Дислексия у детей обычно выражается в затруднении изучения письма и счета, в понимании смысла произносимых кем-то или читаемых текстов. Слух и зрение у маленького пациента при данном заболевании не нарушаются, как и задержка умственного развития, но при обучении малыш испытывает много сложностей и отстает от сверстников. Первые симптомы этого заболевания могут проявиться у младших школьников или у дошкольников, если малыш посещает хороший детский сад. Сразу при начале обучения счету, письму или чтению малыш начинает испытывать трудности без, казалось бы, особых видимых на то причин.

Что же такое дислексия

Как доказали исследования, проводимые учеными, дислексия, как и детская, возникает на основе генетического фона. Хоть и причина не была полностью выяснена, но было установлено, что дислексией чаще страдают мальчики, и наследуется болезнь именно по мужской линии. Многие исследователи связывают этот фактор наследственности с Y-хромосомой.

Симптомы дислексии

 С точностью распознать заболевание и поставить диагноз можно только у младших школьников, когда начинается активный процесс обучения. У детей более младшего возраста распознать наличие дислексии невозможно, поскольку они только начинают знакомиться с первыми буквами и цифрами. На этом этапе развития многие дети испытывают трудности в освоении новых навыков, часто даже те, кто в дальнейшем будет учиться на отлично. Дислексия у детей

Но есть и симптомы, которые позволяют предвидеть развитие заболевания у ребенка даже в младенческом возрасте, но, конечно, такая «диагностика» не может быть точной. Например, некоторые специалисты одним из самых ранних признаков дислексии считают отсутствие у малыша желания ползать в положенный период развития. Многими врачами замечен тот факт, что у малышей, которые не ползали перед тем, как начали ходить проблемы с изучением письма, чтения и математики возникают гораздо чаще, чем у тех, кто ползал. Но не нужно впадать в панику, если малыш не начал ползать в положенный срок, это совсем не значит, что в будущем его необходимо будет лечить и у него точно будут проблемы с обучением. Такой симптом является скорее предположением, но не гарантией. Однако есть и определенные признаки дислексии, на которые в поведении ребенка нужно обратить особенное внимание. К таким симптомам можно отнести:

нежелание малыша рисовать, трудности с самим процессом рисования, даже при проведении простых линий или раскрашивании картинок. явные проблемы с мелкой моторикой, когда дошкольник не может завязать шнурки или застегнуть пуговицы, роняет столовые приборы или испытывает трудности при их использовании. задержку речевого развития у детей или выраженные проблемы с речью. трудности с запоминанием информации, стихотворений, концентрацией внимания.

Формы дислексии Основное заболевание подразделяется на несколько определенных типов, имеющих свои признаки и особенности. Дислексия может быть нескольких видов: фонематическая механическая аграмматическая оптическая мнестическая

Дислексия фонематическая В русском языке единица (минимальная) звукового строя называется фонемой. Сама по себе фонема самостоятельного значения не имеет, но при этом придает словам определенные смыслоразличительные функции. К примеру, «ком — том — дом» или «пила — липа». Замена одной фонемы в слове или перестановка нескольких образуют новое слово с другим значением. Дети с данной формой дислексии не могут различать слова, имеющие один смыслоразличительный признак, а потому смешивают в них звуки.

Механическое чтение — семантическая дислексия В данном случае у школьника наблюдается непонимание читаемого текста в целом и отдельных предложений. Это нарушение никак не отражается на внятности и скорости чтения, но пересказать прочитанное и выделить его суть он не может. При этой форме заболевания у детей нарушается мыслительный звуковой анализ — не удается разделить фонемы на определенные сочетания звуков. Но кроме этого присутствует и нечеткость восприятия синтаксической связи в отдельных предложениях. Поэтому школьник воспринимает все слова по отдельности, не связывая их с другими.

 Дислексия аграмматическая Этот вид нарушения встречается у детей с выраженным недоразвитием речи системного характера. В данном случае наблюдается неправильное изменение числа существительных, окончаний падежей, согласования слов в выражении по числу, падежу и роду. Пример — «интересный книга», «ясная день», «красивый ваза». Также ребенок ставит неправильные окончания во многих глаголах — «сделул», «сидю», «смотру».

Дислексия мнестическая При этом нарушении дети не могут определить, какой звук соответствует определенной букве.

Дислексия оптическая Для школьника с этой формой заболевания наибольшую трудность представляет написание букв, которые внешне состоят из похожих элементов, но в пространстве расположенных по-разному. Пример — пары букв Н — П, Ь — Ы.

Список симптомов,

связанных со сложностями в чтении или обучении: 

1. Держит книгу слишком близко к глазам.

2. Немного косит.

3. При чтении не замечает отдельные места.

4. При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз.

5. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.

6. Испытывает во время чтения или после головную боль.

7. Покачивает головой вперед-назад.

8. Часто трет глаза.

9. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и

 воспроизведении основных геометрических фигур.

10. Быстро устает.

11. При чтении пропускает слова.

12. Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед.

13. Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий.

14. Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту.

15. Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают

 друг на друга.

Что делать, если у ребенка дислексия Диагностика заболевания, как правило, заключается в проведении многих специально разработанных тестов, а также в исследовании головного мозга. Если возникают подозрения (у родителей или учителей) на наличие у ребенка дислексии любой формы, следует обратиться за консультацией к неврологу, логопеду и детскому психологу. Если дислексия у ребенка распознана, не нужно впадать в отчаянье и думать, что изменить ничего уже нельзя. Такое мнение будет ошибочно, поскольку заболевание поддается достаточно успешной коррекции и его можно вылечить. Отличные результаты при лечении заболевания показывает метод Дейвиса, позволяющий многим детям преодолеть имеющиеся трудности достаточно быстро. Также сегодня все чаще применяют физическое движение, как метод коррекции имеющихся нарушений. Специальные упражнения дают отличный результат независимо от возраста пациентов и помогают даже подросткам.

Взято отсюда: http://doktordetok.ru/logopatolog/disleksiya-u-detey.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дислексия у младших школьников или Как тяжело плохо читать…

Слайд 2

Понятие о дислексии. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Этот недуг, порой называемый "словесной слепотой", связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей.

Слайд 5

Формы дислексии: ♦ фонематическ ая ♦ семантическ ая ♦ аграмматическ ая ♦ мнестическ ая ♦ оптическ ая

Слайд 6

Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.

Слайд 7

Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) – дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Слайд 8

Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.

Слайд 9

Мнестическая дислексия (греч. Mnesis -смысловой) – дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Слайд 10

Оптическая дислексия (греч. optikos относящийся к зрению ) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.

Слайд 11

Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками: 1.Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. 2. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. 3. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. 4. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. 5. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, ребусы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие . 6. Метод "озвученного" чтения. 7. Метод словесных анаграмм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Почему ребёнок не научился говорить правильно"

Данный материал представлен в виде консультации для родителей. Даны советы и рекомендации по своевременному обращению к специалисту-логопеду.Раскрыты видимые и невидимые причины дефектов речи, и ...

Консультация для родителей:"Почему ребёнок не научился говорить правильно"

Данный материал представлен в виде консультации для родителей. Даны советы и рекомендации по своевременному обращению к специалисту-логопеду.Раскрыты видимые и невидимые причины дефектов речи, и ...

Консультация для родителей будущих первоклассников "Значение правильной речи в жизни ребёнка"

Хорошая речь - является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.  Специалисты рекоме...

Урок по риторике ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!...

Йога для детей – что это, и нужно ли? (консультация для родителей)

Сегодня никого не удивишь йогой – каждый как минимум слышал, многие пытались заниматься, а некоторые упражняются регулярно.А вот йога для детей пока в новинку. Так что же это – просто модн...

Консультация для родителей "Правильное дыхание- правильная речь"

Консультация учителя-логопеда для родителей...

Консультация для родителей «Красивая и правильная речь ребенка – мечта любого родителя!»

Цель: познакомить родителей с основными правилами «воспитания» правильной речи ребенкаДетям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в ...