Приемы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся
консультация ( класс) на тему

Ячменёва Алёна Михайловна

в статье рассказывается об эффективных приемах взаимодействия педагогов и учащихся, говорится о том как не допустить конфликта между учителем и учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yachmeneva_alena_mihaylovna.docx18.71 КБ
Файл yachmeneva_alena_mihaylovna.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ячменева Алена Михайловна

Учитель начальных классов

МБОУ Яснинская СОШ № 1

Оловяннинский район

Приемы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся

Под словом «взаимодействие» обычно понимается процесс непосредственного и опосредованного  воздействия субъектов друг на друга, порождающих взаимную обусловленность и связь. Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

При этом в ряде исследований  указывается, что педагог не всегда придает особое значение общению в ходе организации учебно-воспитательного процесса. Методическая сторона педагогом оценивается как более важная, чем коммуникативная. Составной частью профессиональной роли учителя является функция фасилитатора - человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию. Выступая в этой роли, педагог способствует повышению продуктивности учебной деятельности путём активизации процесса восприятия, представления, коммуникации. В этой роли чрезвычайно важна способность учителя к самовыражению, а также его собственная активность. При психологизированном подходе важна не передача знания сама по себе, а влияние учителя посредством знаний (информации) на всестороннее развитие личности учащихся. Результативность возможна лишь тогда, когда налажен контакт с теми, кому хочешь эти знания передать, когда сознательно и ответственно используются приёмы и методы психологического воздействия.

Педагогически обоснованное взаимодействие предполагает доброжелательный, взаимоприемлемый, взаимополезный, взаимообучающий и развивающий диалог педагога и воспитуемого. Быть светлым лучом для других, самому излучать знания и тепло – вот главное качество педагога.

В рамках этого взаимодействия между двумя сторонами педагогической деятельности складываются определённые отношения. Они могут быть отношениями сотрудничества, внимания, работы, а могут быть отношениями доминирования, диктата, требований, то есть авторитарными отношениями.

Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки учителя. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Значение установки в педагогическом взаимодействии трудно переоценить. Как образно заметил  кинорежиссер А.П.Довженко «Даже глядя в лужу, можно увидеть отражение в ней чистого неба, прекрасных звезд, а можно - грязное дно». В качестве доказательства того, какой большой вклад могут внести учителя в развитие у ребенка положительной самооценки, приведем результаты одного эксперимента. Состоял он в следующем. Психолог протестировал школьников на уровень интеллекта, а затем наугад, независимо от результатов теста, выбрал из списка каждого пятого и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. После чего в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей, в результате чего выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других. Это и доказывает зависимость развития Я-концепции от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям. В психологии этот феномен носит название «эффект Пигмалиона». Суть его состоит в следующем: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.

Таким образом, позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения, являются важной стороной педагогического общения.

Весьма действенным в плане привлечения и удержания внимания, усиления психологического воздействия является приём персонификации, когда педагог использует человеческую способность сопереживать при восприятии информации.

Прием новизны заключается в том, что учитель в начале урока, беседы заинтриговывает своих питомцев сообщением какой-то новой для них информации.

Успешному овладению вниманием своих воспитанников поможет прием, использующий феномен психической заразительности.

Не менее эффективен и прием соучастия.

Психологические приемы, используемые педагогами на уроке можно условно разделить на следующие категории:

Непосредственно коммуникативные навыки: способность ведения дискуссии или ее регуляции; навык резюмирования, обобщения, постепенного подведения к ответу – создание условий для совершения «открытия» учащимися;

Паралингвистические категории (темп, тембр, интонации, паузы, нарочитость, громкость)

Особенности поддержки и похвалы

Особенности организации рефлексии

Анализ психологического состояния учащихся на уроке

Инструктирование учащихся

Создание мотивации, организация работы в группах

Соблюдение принципов возрастной психологии – соответствие форм работы возрасту учащихся и др.

Список использованной литературы

  1. Хохлов С.И. Психология эффективного взаимодействия педагога и учащегося: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 256 с.
  2. Небыкова С.И. Заметки школьного психолога: как помочь ребенку? Неосоционический практикум/ С.И. Небыкова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 156 с.
  3. Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно. – Москва: АСТ, 2013. – 142 с.



Предварительный просмотр:

Ячменева Алена Михайловна

Учитель начальных классов

МБОУ Яснинская СОШ № 1

Оловяннинский район

Приемы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся

Под словом «взаимодействие» обычно понимается процесс непосредственного и опосредованного  воздействия субъектов друг на друга, порождающих взаимную обусловленность и связь. Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

При этом в ряде исследований  указывается, что педагог не всегда придает особое значение общению в ходе организации учебно-воспитательного процесса. Методическая сторона педагогом оценивается как более важная, чем коммуникативная. Составной частью профессиональной роли учителя является функция фасилитатора - человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию. Выступая в этой роли, педагог способствует повышению продуктивности учебной деятельности путём активизации процесса восприятия, представления, коммуникации. В этой роли чрезвычайно важна способность учителя к самовыражению, а также его собственная активность. При психологизированном подходе важна не передача знания сама по себе, а влияние учителя посредством знаний (информации) на всестороннее развитие личности учащихся. Результативность возможна лишь тогда, когда налажен контакт с теми, кому хочешь эти знания передать, когда сознательно и ответственно используются приёмы и методы психологического воздействия.

Педагогически обоснованное взаимодействие предполагает доброжелательный, взаимоприемлемый, взаимополезный, взаимообучающий и развивающий диалог педагога и воспитуемого. Быть светлым лучом для других, самому излучать знания и тепло – вот главное качество педагога.

В рамках этого взаимодействия между двумя сторонами педагогической деятельности складываются определённые отношения. Они могут быть отношениями сотрудничества, внимания, работы, а могут быть отношениями доминирования, диктата, требований, то есть авторитарными отношениями.

Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки учителя. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Значение установки в педагогическом взаимодействии трудно переоценить. Как образно заметил  кинорежиссер А.П.Довженко «Даже глядя в лужу, можно увидеть отражение в ней чистого неба, прекрасных звезд, а можно - грязное дно». В качестве доказательства того, какой большой вклад могут внести учителя в развитие у ребенка положительной самооценки, приведем результаты одного эксперимента. Состоял он в следующем. Психолог протестировал школьников на уровень интеллекта, а затем наугад, независимо от результатов теста, выбрал из списка каждого пятого и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. После чего в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей, в результате чего выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других. Это и доказывает зависимость развития Я-концепции от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям. В психологии этот феномен носит название «эффект Пигмалиона». Суть его состоит в следующем: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.

Таким образом, позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения, являются важной стороной педагогического общения.

Весьма действенным в плане привлечения и удержания внимания, усиления психологического воздействия является приём персонификации, когда педагог использует человеческую способность сопереживать при восприятии информации.

Прием новизны заключается в том, что учитель в начале урока, беседы заинтриговывает своих питомцев сообщением какой-то новой для них информации.

Успешному овладению вниманием своих воспитанников поможет прием, использующий феномен психической заразительности.

Не менее эффективен и прием соучастия.

Психологические приемы, используемые педагогами на уроке можно условно разделить на следующие категории:

Непосредственно коммуникативные навыки: способность ведения дискуссии или ее регуляции; навык резюмирования, обобщения, постепенного подведения к ответу – создание условий для совершения «открытия» учащимися;

Паралингвистические категории (темп, тембр, интонации, паузы, нарочитость, громкость)

Особенности поддержки и похвалы

Особенности организации рефлексии

Анализ психологического состояния учащихся на уроке

Инструктирование учащихся

Создание мотивации, организация работы в группах

Соблюдение принципов возрастной психологии – соответствие форм работы возрасту учащихся и др.

Список использованной литературы

  1. Хохлов С.И. Психология эффективного взаимодействия педагога и учащегося: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 256 с.
  2. Небыкова С.И. Заметки школьного психолога: как помочь ребенку? Неосоционический практикум/ С.И. Небыкова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 156 с.
  3. Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно. – Москва: АСТ, 2013. – 142 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевые проекты как интерактивное пространство взаимодействия педагога и учащихся в начальной школе.

Прогресс не стоит на месте. Добрался он и до наших школ. Уже никого не удивишь наличием мультимедийной доски и компьютера. И что дальше? Как сделать, чтобы это чудо-техника работала во благо в п...

Беседа как активный метод взаимодействия педагога и учащихся на классном часе

Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность. ...

"Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка"

Потребность в общении - это потребность в уважении, в понимании, самореализации и самодостаточности, в стремлении познать других людей. Общение между людьми помогает развитию и формированию личности. ...

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка

Статья рассматривает проблему педагогического общения как основного фактора взаимодействия педагога и ребёнка в учреждении образования, раскрывает различные психологические, педагогические, методологи...

Приемы эффективной работы педагога-психолога с детьми в период адаптации к ОУ

Как педагог-психолог помогает создавать условия для позитивной адаптации школьников....

Педагогическое общение. Эффективное взаимодействие педагога и ребёнка

Мир состоит из разных людей, но все мы должны уметь и понимать, и уважать друг друга. Общение - это единственное, что может расположить людей друг к другу с первого взгляда. «Общение способно ст...