методика Э.Ф.Замбацавичене
тест на тему
определение уровня интеллектуального развития, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащихся.
развития перцептивно-двигательных навыков, фонематического слуха, внимания, сформированность навыков самоконтроля, планирования и организации произвольной деятельности. Данные обследования позволяют оценить готовность детей к успешному обучению в начальной общеобразовательной школе и их возможности самостоятельного овладения сложной постоянно меняющейся окружающей действительностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.5_zambitsavichene.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э.Ф.Замбацявичене.
Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р.Амтхауэру. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра включает в себя 9 субтестов, применяемых для измерения речевых, математических способностей, пространственного воображения и памяти и рассчитан на групповое применение для детей от 12 лет и выше.
Область применения: определение уровня интеллектуального развития, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащихся.
Описание методики. Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учётом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.
Третий субтест – задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвёртый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).
Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.2, 1.3, 1.20.
Инструкция.
1 субтест.
Инструкция для испытуемого: «Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?»
2 субтест.
Инструкция испытуемому: «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?»
3 субтест.
Инструкция испытуемому: «К слову «птица» подходит слово «гнездо». Скажи, какое слово подходит к слову «собака» так же, как к слову «птица» подходит слово «гнездо». Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову «роза» так же, как к слову «огурец» подходит слово «овощ». Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец – овощ, а роза - …»
4 субтест.
Инструкция испытуемому: «Каким общим словом можно назвать…?»
Задание к субтесту I
Задание | Оценка выполнения в баллах |
1. У сапога есть … шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. | 1,9 |
2. В тёплых краях обитает…медведь, олень, волк, верблюд, пингвин. | 2,8 |
3. В году…24 мес.,3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. | 2,7 |
4. Месяц зимы…сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март. | 2,3 |
5. В России не живёт…соловей, аист, синица, страус, скворец. | 2,6 |
6. Отец старше своего сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда. | 2,2 |
7. Время суток…год, месяц, неделя, день, понедельник. | 2,8 |
8. Вода всегда…прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная. | 3,4 |
9. У дерева всегда есть…листья, цветы, плоды, корень, тень. | 2.8 |
10. Пассажирский транспорт…комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз. | 2.6 |
Задание к субтесту II
Задание | Оценка выполнения в баллах |
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. | 2,6 |
2. Река, озеро, море, мост, болото. | 2,3 |
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. | 2,7 |
4. Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород. | 2.6 |
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита. | 2,4 |
6. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. | 2,5 |
7. Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат. | 2,5 |
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля. | 2,3 |
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение. | 3,0 |
10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. | 2,7 |
Задание к субтесту III
Задание | Оценка выполнения в баллах | ||
1 | Огурец | Роза | 2,0 |
овощ | Сорняк, роса, садик, цветок, земля | ||
2 | Огород | Сад | 2,4 |
морковь | Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | ||
3 | Учитель | Врач | 2,2 |
ученик | Очки, больница, палата, больной, термометр | ||
4 | Цветок | Птица | 2,6 |
ваза | Клюв, чайка, гнездо, перья | ||
5 | Перчатка | Сапог | 2,4 |
рука | Чулки, подошва, кожа, нога, щётка | ||
6 | Тёмный | Мокрый | 2,1 |
светлый | Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный | ||
7 | Часы | Термометр | 2,5 |
время | Стекло, температура, кровать, больной, врач | ||
8 | Машина | Лодка | 2,2 |
мотор | Река, маяк, парус, волна | ||
9 | Стол | Пол | 2,2 |
скатерть | Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди | ||
10 | Стул | Игла | 2,1 |
деревянный | Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |
Задание к субтесту IV
Задание | Оценка выполнения в баллах |
1. Метла, лопата - …(инструменты) | 2,6 |
2. Лето, зима - …(времена года) | 2.1 |
3. Окунь, карась - …(рыбы) | 3.0 |
4. Огурец, помидор - …(овощи) | 2.2 |
5. Сирень, ракита - …(кустарники) | 2.6 |
6. Шкаф, диван - …(мебель) | 3.0 |
7. Июнь, июль - …(месяцы) | 2.4 |
8. День, ночь - …(время суток) | 2.8 |
9. Слон, муравей - …(животные) | 2.2 |
10. Дерево, цветок - …(растения) | 2.2 |
Обработка и интерпретация данных.
Каждому заданию присваивается определённая оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путём суммирования баллов по всем 10 заданиям.
В первых трёх субтестах правильные ответы выделены курсивом, а в 4 субтесте даны в скобках.
Оценка в баллах по каждому заданию получается путём суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов, - по 26 баллов, III – 23 балла, IV – 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 1000 баллов.
Интерпретация полученных школьником результатов проводится следующим образом:
100 - 80 баллов – высокий уровень умственного развития;
79 – 60 баллов – средний уровень;
59 – 40 баллов – недостаточный (ниже среднего) уровень развития;
39 – 20 баллов – низкий уровень развития;
меньше 20 баллов – очень низкий уровень.
При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результаты.
Фамилия Имя Отчество____________________________________
дата __________класс_______школа_________
Задание 1
1. У сапога есть … шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. 2. В тёплых краях обитает…медведь, олень, волк, верблюд, пингвин. 3. В году…24 мес.,3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. 4. Месяц зимы…сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март. 5. В России не живёт…соловей, аист, синица, страус, скворец. 6. Отец старше своего сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда. 7. Время суток…год, месяц, неделя, день, понедельник. 8. Вода всегда…прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная. 9. У дерева всегда есть…листья, цветы, плоды, корень, тень. 10. Пассажирский транспорт…комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз. |
Задание 2
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 4. Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород. 5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита. 6. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 7. Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат. 8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля. 9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение. 10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. |
Задание 3
1 | Огурец | Роза |
овощ | Сорняк, роса, садик, цветок, земля | |
2 | Огород | Сад |
морковь | Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | |
3 | Учитель | Врач |
ученик | Очки, больница, палата, больной, термометр | |
4 | Цветок | Птица |
ваза | Клюв, чайка, гнездо, перья | |
5 | Перчатка | Сапог |
рука | Чулки, подошва, кожа, нога, щётка | |
6 | Тёмный | Мокрый |
светлый | Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный | |
7 | Часы | Термометр |
время | Стекло, температура, кровать, больной, врач | |
8 | Машина | Лодка |
мотор | Река, маяк, парус, волна | |
9 | Стол | Пол |
скатерть | Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди | |
10 | Стул | Игла |
деревянный | Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |
Задание 4
1. Метла, лопата - |
2. Лето, зима - |
3. Окунь, карась - |
4. Огурец, помидор - |
5. Сирень, ракита - |
6. Шкаф, диван - |
7. Июнь, июль - |
8. День, ночь - |
9. Слон, муравей - |
10. Дерево, цветок - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Методика исследования словесно-логического мышления. Методика исследования словесно-логического мышления. Диагностика
тест направлен на выявление осведомлённости,...
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Речевые и неречевые ошибки...
Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)
Методика для диагностики сформированности коммуникативных УУД...
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...
Оптимизированный вариант известных методик по развитию устойчивых каллиграфических навыков.Методики Потаповой Е.Н, Безруких М.М.и Илюхиной И.А.
Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка одна из главных задач школы.Каллиграфически правильное письмо содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитани...
- Мне нравится (1)