Первоклассники: мотивация к учебе
статья (1 класс) на тему
Мотивация – это то побуждение, которое заставляет вчерашнего малыша устремиться в неизведанную взрослую школьную жизнь. Мотивация, интерес к учению намного важнее того багажа готовых знаний, который мы успели «впихнуть» в ребенка перед школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervoklassniki.docx | 14.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Первоклассники: мотивация к учебе
Мотивация – залог успеха в любом деле. Тем более, в таком серьезном начинании, как школьное обучение.
Если вашего ребенка перед школой тестировал психолог, наверняка он провел и диагностику мотивации. Но мамам, как правило, не нужны тесты, чтобы понять, хочет их ребенок в школу или нет, а если хочет, то почему именно.
Мотивация – это то побуждение, которое заставляет вчерашнего малыша устремиться в неизведанную взрослую школьную жизнь. Мотивация, интерес к учению намного важнее того багажа готовых знаний, который мы успели «впихнуть» в ребенка перед школой. Если ребенок познавательно активен, он быстро выйдет на нужный учебный уровень. Если мотивация слаба, ему будет намного сложнее.
Мотивы, привлекающие детей к школе, принято делить на внешние и внутренние.
Внешние – это те особенности школьной жизни, которые манят деток: красивый рюкзак и новые тетрадки, новые друзья и возможность поиграть и познакомиться, добрая и понимающая учительница (большинство деток хотят видеть в педагоге «вторую маму»). Даже при не очень развитых социальных навыках эти внешние мотивы играют важную роль.
Внутренние – это желание учиться, познавать новое и совершенствовать навыки. Все дети стремятся к знаниям, но не все их постигают одинаково. Соединение этих мотивов – и есть тот самый критерий готовности к школьному обучению.
Интерес к умственной деятельности возникает у дошкольника лишь в том случае, если она доставляет ему удовольствие. Первоначальные сложности в учебе преодолеваются гораздо легче, если ребенок хочет учиться, позитивно относится к школе и стремится к ней.
Как же помочь ребенку поднять мотивацию? В этом процессе многое действительно зависит от родителей. Ребенок ориентируется на наше отношение, выстраивая собственное. Если мы верим в него, он неизбежно начинает верить в себя.
Поэтому первое правило: не нагнетайте тревожность и направьте все усилия на поддержание адекватной самооценки (о ней мы тоже поговорим). Чем бы вы с ребенком ни занимались, надо определить доступную цель и постараться ее достичь. Любые успешно преодоленные мелкие сложности (даже в новой игре) будут способствовать умению концентрироваться и получать удовольствие от результата.
Второе правило: снимите «розовые очки» и не требуйте от ребенка моментальных результатов. Он должен постичь саму суть обучения, а это процесс длительный и кропотливый. В каких-то аспектах все дети «тормозят», и это их право. При поддержке родителей они обязательно перейдут на новый уровень.
Третье правило: создавайте для ребенка «зону ближайшего развития», но не делайте за него то, с чем он может справиться сам (предварительно убедитесь, что таки может). Будьте рядом при решении сложных задач, в том числе, конечно, и игровых. Помогайте там, где необходимо, но создавайте «зону успеха» – дайте ребенку додуматься самому.
Четвертое правило: не прекращайте играть. Игра для младшего школьника остается витамином роста и развития. Читайте с ребенком веселые книжки о школе (хорошее произведение «Школа клоунов» Э. Успенского), обсуждайте какие-то моменты, формируйте доверительную атмосферу.
Пятое правило: настройтесь на то, что вам предстоит быть рядом, пока у ребенка не сформируются самостоятельные навыки обучения. Верная последовательность действий, определение времени для занятий и перерывов, радость от любого, даже мельчайшего достижения – все это должно стать частью вашей «первоклассной жизни». Поймите разницу между контролем-помощью и контролем-давлением. Второй вариант контроля – сильный удар по мотивации.
Стоит помнить, что почти все дети идут в школу с целью хорошо учиться. И, действительно, учатся так хорошо, как только могут. А если что-то не получается – это повод не наказывать, а подумать, скорректировать и помочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как повысить мотивацию к учебе?
Практические советы учителя: как повысить мотивацию к учебе....
Развитие логического мышления обучающихся начальных классов как средство повышения мотивации к учебе
Представлено обобщение опыта учителя начальных классов, в котором раскрываются основные аспекты развития логического мышления младших школьников на уроках и во внеурочное время...
Доклад "Формирование мотивации к учебе"
Доклад на родлительское собрание....
Как повысить мотивацию к учебе у младших школьников?
Всем родителям приходится рано или поздно столкнуться отсутствием у ребенка мотивации к учебе. Одни дети очень последовательны в своем нежелании учиться и остаются нерадивыми учениками с первого по од...
Как повысить мотивацию к учебе?
Советы хорошего учителя...
«Как повысить мотивацию к учебе: советы для школьников и их родителей»
Психологи утверждают, что при обучении мотив в 2,5–3 раза важнее интеллекта. В теории мотивация – это побуждение человека к совершению осознанных или неосознанных действий, способность акт...
Рекомендации родителям по теме "Как повысить мотивацию к учебе?"
Повышение учебной мотивации школьников – дело, за которое должны отвечать не только сами школьники, но и родители. Главное, не нажимать на ребенка, а мягко направлять его, не требовать, а мотиви...