Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)
методическая разработка (2, 3, 4 класс) на тему

Выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otseni_postupok.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета «Оцени поступок»(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки:

1 балл — так делать можно,

2 балла — так делать иногда можно,

3 балла — так делать нельзя,

4 балла — так делать нельзя ни в коем случае.

Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.

Процедура проведения задания занимала от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.

В таблице 2 представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).

Вид социальных норм

категории конвенциональных норм

конвенциональные нормы

мини-ситуации нарушения конвенциональных норм

конвенциональные нормы

ритуально — этикетные

  • культура внешнего вида,
  • поведение за столом,

правила и формы обращения в семье

  • не почистил зубы;
  • пришел в грязной одежде в школу;
  • накрошил на столе;

ушел на улицу без разрешения;

организационно – административные

  • правила поведения в школе,
  • правила поведения на улице,

правила поведения в общественных местах,

  • вставал без разрешения на уроке;
  • мусорил на улице;

перешел дорогу в неположенном месте;

моральные нормы

Нормы альтруизма

Нормы ответственности, справедливости и законности

  • норма помощи,
  • норма щедрости,

норма ответственности за нанесение материального ущерба

  • не предложил друзьям помощь в уборке класса;
  • не угостил родителей конфетами;
  • взял у друга книгу и порвал ее;

 

Всего в предложенной анкете было представлено:

  • семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17)
  • семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16,

четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, .15, 8, 18)

1 балл

Так делать можно

2 балла

Так делать иногда можно

3 балла

Так делать нельзя

4 балла

Так делать нельзя ни в коем случае

Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.

  1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
  2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
  3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
  4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.
  5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
  6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
  7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
  8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
  9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
  10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
  11. Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.
  12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
  13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
  14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
  15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
  16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
  17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.

Уровни:

1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;

2 – суммы равны (+ 4 балла);

2 — сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы уроков по БУП - 2004.

Какие у тебя игрушки и др....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях семьи и школы (морально-этические нормы и качества)

Уважаемые преподаватели! Давайте проведём самоанализ своего педагогического стиля работы....

Анкета по Э.Туриэлю.

Оцениваемые универсальные учебные действия: выделение морального содержания действий и ситуаций....

Анкета «Оцени Поступок» в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой

Анкета «Оцени Поступок» в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой...