"Муха-Цокотуха" коррекция детских страхов
план-конспект занятия (1, 2 класс) на тему

Ершова Анна Николаевна

Данное занятие является авторской разработкой и апробировано педагогом-психологом Ершовой А.Н. в 11.2014г. на первоклассниках с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mukha-tsokotukha.docx424.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия педагога-психолога

Тема занятия: «Муха-Цокотуха. Работа со страхами»

Автор – педагог-психолог Ершова Анна Николаевна

Продолжительность: 1 занятие - 40 минут

Контингент: 1 класс, слабовидящие дети

Использованные технологии: мультимодальный подход: элементы сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики, танцедвигательной терапии.

Цель занятия – осознание детьми эмоциональных состояний, принятие страхов, управление собственным эмоциональным состоянием.

Задачи:

  1. Побуждение к самонаблюдению, рефлексии;
  2. Развитие познавательных процессов: концентрация внимания, скорость реакции, пространственные представления, цветовосприятие;
  3. Осознание и принятие собственных эмоциональных состояний;
  4. Отработка навыков преодоления страхов.

Актуальность – использование приемов сказкотерапии  в коррекционных занятиях с детьми младшего школьного возраста помогает повысить мотивацию детей к занятиям, а также в доступной и игровой форме донести до детей информацию, облегчает усвоение знаний. Повышение эмоциональной компетентности у детей с нарушениями зрения – является важной задачей школьного педагога-психолога.

Список использованных источников:

  1. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры — СПб.: Речь, 2002. —168 с.
  2. Чистякова М.И.Психогимнастика  /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
  3. Чуковский К.И. Муха-Цокотуха

  1. Вводный этап – вход в сказку(1-2 мин.)

Цель: Создание мотивации на совместную работу. Вхождение в сказку.

Психолог: Здравствуйте, гости дорогие!

Ребята, угадайте, в какую сказку вы сегодня попали?

Вот вам подсказка:

… по полю пошла, 

… денежку нашла.

Пошла … на базар 

И купила самовар.

Дети: Муха-Цокотуха

Психолог: Молодцы. А скажите, какой праздник сегодня у Мухи?

Все вместе: Нынче Муха-Цокотуха именинница!

Психолог: Молодцы, вспомнили сказку и оказались в ней. Позвольте представиться, я сегодня Муха-Цокотуха. А вы мои гости, букашечки-таракашечки. Прошу, к столу, будем играть!

  1. Разминка – игра «Муха»(5-7 мин.)

Цель:упражнение на концентрацию внимания, пространственную ориентировку, скорость реакции и коррекцию цветового восприятия.

На доске висит рисованный плакат для игры. Перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("Вверх!", "Вниз!", "Вправо!" или "Влево!") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" — центральная клетка игрового поля (серая) (рис.1)  Команды подаются ведущим.

Перед каждым играющим на парте лежат 8 цветных карточек, соответствующих цветам клеточек на плакате (все цвета, кроме серого, т.к. на серой клеточке "сидит муха") (рис.2)

Ведущий дает команду, например: "Муха села, посидела, муха встала, полетела: вверх, вправо, стоп!" Игроки должны поднять карточку того цвета, на какое поле прилетела "муха" (в данном случае красную). При выполнении задания учитывается правильность, скорость. За каждый правильный и своевременный ответ игрокам выдается фишка. В конце занятия фишки меняются на конфеты.

Игра проходила в 5 периодов.

  1. Психогимнастика и рассказывание сказки методом воспоминания (2-3 мин.)

Цель: снятие мышечного напряжения, активизация мыслительных процессов, актуализация знаний сюжета сказки.

Психолог: Давайте вспомним, что же произошло в сказке про муху дальше.

Вдруг какой-то старичок 
Дети: Паучок 
Психолог: Нашу Муху в уголок 
Дети: Поволок - 
Психолог: Хочет бедную убить, 
Дети: Цокотуху погубить!

Психолог: Страшно? А мне ой, как страшно! Вставайте, идите ко мне, будем вместе бояться, вместе бояться веселей!

Я буду говорить: боимся, и мы все будем показывать, как сильно мы боимся. Игра «Боимся-не боимся» 3 захода. Команда «боимся»: напряжение мышц; команда «не боимся»: расслабление.

Психолог: Что люди делают, когда боятся?

Дети: Стараются спрятаться, уменьшиться, стать незаметным, мышцы напрягаются, дыхание учащается

Психолог: А как ведут себя люди, когда не боятся?

Дети: Расслаблены, улыбаются, спокойно дышат

  1. Рисование и превращение страхов (12-15 мин.)

Цель: визуализация страхов, осознание способов преодоления страхов.

Психолог: Ой, и страшный же этот паук. Я так его боюсь. А вы чего-нибудь боитесь?

Дети: (кто боится чего-то, называет).

Психолог: Нарисуйте, пожалуйста, чего вы боитесь или просто что-нибудь страшное.

Дети работают индивидуально. Рисунки выполняются карандашами.

По завершении рисования, каждый выходит к доске и вешает свой рисунок (выставка страхов).

Психолог: Ой, и страшные чудища у вас получились.

А давайте, вспомним, что дальше в сказке было?  Кто Муху спас? Вдруг откуда-то летит, Дети: Маленький комарик

Психолог: И в руке его горит

Дети: Маленький фонарик.

Психолог: Как вы думаете, зачем комарику фонарик?

Дети с помощью психолога: Когда светло, не страшно. Страхи темные. Страшное прячется в темноте. Фонарик помогает превратить страшное в нестрашное.

Психолог: Давайте, каждый из вас сейчас превратится в маленького храброго комарика. Кто первый? Выбирай фломастер, он будет твоим фонариком.

Детям предлагаются фломастеры ярких цветов (желтый, красный, зеленый, голубой) Психолог: Сейчас мы поколдуем фломастером-фонариком и превратим страшных чудовищ во что-нибудь совсем нестрашное.

Что можно изменить в этом рисунке или дорисовать, чтобы он стал нестрашным?

Дети подсказывают: Солнышко, улыбку, цветок, воздушные шарики…(рис.3, 4, 5)

Превращение страхов (5 мин.)

Психолог: Ну, как смешные страшилки получились? Добрые и совсем не страшные!

  1. Рефлексия (5-7 мин.)

Цель: оценка своего эмоционального состояния, анализ появления положительно-окрашенных эмоций.

 Дети по очереди анализируют свои рисунки, отвечая на вопросы:

Психолог: Довольны ли тем, что получилось? Что нужно было сделать, чтобы страшное перестало быть таким страшным?

Дети: нарисовать что-нибудь радостное или смешное

Психолог: Как надо себя вести, если вы попадаете в ситуацию, когда вам страшно?

Дети с помощью психолога: нужно улыбнуться, подумать о чем-нибудь хорошем, смешном, расслабить мышцы, успокоить дыхание

  1. Танцедвигательная терапия (2-3 мин.)

Цель: снятие мышечного напряжения, упражнения на координацию движений, практические упражнения по приобретению навыков преодоления страхов.

Психолог: Ну вот вы все побывали смелыми комариками, злодея победили, меня освободили. А теперь надо потанцевать: Та-ра-ра, та-ра-ра, заплясала мошкара.

Дети встают в круг и повторяют движения за психологом. Танец под песню «Приходите в гости к нам»

  1. Выход из сказки

Произнесение хором фразы «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Обмен фишек на конфеты.

Приложение

Рисунок 1                                Рисунок 2

Рисунок 3                                           Рисунок 4

Рисунок 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.

Программа коррекции тревожности и страхов с использованием куклотерапии. Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Время. Продолжительность кажд...

Детские страхи.

Детские страхи. Что же это такое и как с ними бороться? Именно об этом и пойдёт речь в этой статье. Здесь собраны самые полезные рекомендации ведущих детских психологов и психиатров, даны ответы...

"О детских страхах и фобиях"

Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвест...

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Методическое пособие подготовлено для родителей дошкольников, а также родителей детей младшего школьного возраста. В нем затрагиваются вопросы, связанные с причинами возникновения детских страхов и пу...

"Детские страхи".

В статье говорится о видах детских страхов, о причинах и последствиях их возникновения....

Материал для родительского собрания "Детские страхи"

Материал содержит происхождение некоторых детских страхов и пути их преодоления. Подобраны  советы для родителей по преодолению этих страхов....

Детские страхи.

Советы родителям для преодоления детских страхов...