«Организация работы в школе по введению ФГОС и ее психолого-педагогическое сопровождение».
статья на тему

Власова  Марина Сергеевна

В данной статье рассмотрено понятие федерального государственного образовательного стандарта. Особое внимание уделено психолого-педагогическому  сопровождению основной образовательной программы. Речь идет о ряде целевых инструментальных функций психолога. Обобщается практический опыт взаимодействия психолога и учителей, участвующих в реализации ФГОС НОО. В статье раскрываются проблемы соотнесения результатов педагогической и психологической оценки, а также необходимость приведения их в единую систему, шкалу. Проанализированы цель и задачи психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС, а также  основные направления деятельности школьной психологической службы. Автор дает полную характеристику универсальных учебных действий (УУД).  В статье рассматриваются ключевые этапы диагностических измерений сформированности УУД  при поступлении ребенка в школу. Положения и рекомендации данной темы могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволят сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация работы в школе по введению ФГОС и ее психолого-педагогическое сопровождение».

М.С.Воробьева.

        Аннотация:

        В данной статье рассмотрено понятие федерального государственного образовательного стандарта. Особое внимание уделено психолого-педагогическому  сопровождению основной образовательной программы. Речь идет о ряде целевых инструментальных функций психолога. Обобщается практический опыт взаимодействия психолога и учителей, участвующих в реализации ФГОС НОО. В статье раскрываются проблемы соотнесения результатов педагогической и психологической оценки, а также необходимость приведения их в единую систему, шкалу. Проанализированы цель и задачи психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС, а также  основные направления деятельности школьной психологической службы. Автор дает полную характеристику универсальных учебных действий (УУД).  В статье рассматриваются ключевые этапы диагностических измерений сформированности УУД  при поступлении ребенка в школу. Положения и рекомендации данной темы могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволят сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

        Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; целевые инструментальные функции; универсальные учебные действия (УУД);  коммуникативные УУД; личностные  УУД;  регулятивные УУД; познавательные УУД.

        В соответствии с законодательством РФ федеральный государственный образовательный стандарт – главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении.

        Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса - создание информативно-методического пространства, включает в себя: организацию и проведение мониторинга для оценки изменений в образовательном процессе школы, уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования; систему методического и психологического сопровождения по вопросам проектирования и реализации разрабатываемых педагогами, в контексте нового ФГОС, образовательных программ; систему модульных курсов, предполагающих проведение обучающих семинаров, консультаций, тренингов по повышению психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса в условиях перехода и реализации ФГОС. Традиционные направления деятельности, закрепленные Положением о психологической службе, трансформировались в формы работы педагога-психолога.

        Таким образом, основным предметом деятельности психолога становится психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы. Деятельность психолога в части обеспечения психолого-педагогических условий реализации программы включает следующие направления: психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы начального общего образования для достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;  выявление и развитие способностей обучающихся;  работа с одаренными детьми;  психолого-педагогическое сопровождение разработки основной образовательной программы начального общего образования, проектирования и развития внутришкольной социальной среды, а также формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;  использование в процессе психологического сопровождения современных технологий деятельностного типа; психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся; психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации. Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации основной образовательной программы принимает участие в планировании и реализации ее составляющих.

        Психолого-педагогическое сопровождение реализует ряд целевых инструментальных функций. Среди целевых можно определить оказание целенаправленного влияния на развитие ребенка, раскрытие всех сфер его индивидуальности, своевременную поддержку в решении проблем, содействие в преодолении трудностей, коррекцию личностной позиции школьника. Из инструментальных – выявление причин возникающих у ребенка затруднений и проблем, построение прогноза на перспективы развития, помощь в формулировке конкретных личных планов, организация взаимодействия участников образовательного процесса.

        ФГОС начального образования определяет комплекс условий реализации основной образовательной программы, но необходимо подчеркнуть, что эти условия не уникальны для начального звена, они ориентированы на все образовательное пространство и участвовать в их создании не могут изолировано педагоги какой-либо одной параллели; это дело целого коллектива. Часть задач, определенных в данном случае Стандартом, можно решить, объединив усилия администрации школы, методической службы и педагога-психолога, включив элементы психологического информирования, просвещения в систему деятельности педагогического коллектива. Выступления психолога должны встраиваться в систему педагогических советов, акцентируя вопросы, на которые не всегда обратят внимание педагоги, предоставляя свой взгляд на обсуждаемые проблемы.

        По результатам совместной с учителями работы выявлено ряд значимых моментов в оценке самими педагогами, работающими с первыми классами, собственной деятельности:  педагоги, участвующие в реализации ФГОС НОО хорошо информированы относительно принципиальных позиций, на которых базируются новые направления в организации обучения школьников, относительно имеющейся нормативно-правовой базы введения Стандартов; учителя не испытывают затруднений в реализации принципов системно- деятельностного подхода в обучении, организации самостоятельной, творческой деятельности обучающихся, использовании информационно-коммуникативных технологий в рамках учебных занятий и внеурочной деятельности; значительные проблемы в профессиональной деятельности педагогов вызваны неразработанностью системы документации, большим количеством текущих документов и сложностью их своевременного ведения при высокой наполняемости классных коллективов; самые серьезные затруднения связаны с необходимостью разработки на внутришкольном уровне системы оценивания достижений обучающихся и ее применения в рамках учебных занятий. Сложности в данном отношении испытывают школьные психологи, поскольку ожидается помощь в оценке, прежде всего, личностных результатов, а способ организации подобной оценки также не определен. Методики диагностики в данном случае чаще всего могут использоваться с достаточной степенью надежности лишь в индивидуальной работе. Кроме того, возникают сложности с соотнесением результатов педагогической и психологической оценки, а также с необходимостью приведения их в единую систему, шкалу. Часть нагрузки по обеспечению условий реализации образовательной программы могут взять на себя занятия в рамках программы внеурочной деятельности. Особая роль в данном случае может быть отведена программам социально-педагогического и психологического сопровождения первоклассников.

        Главной социально-психологической особенностью ФГОС является учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии, чем обеспечивается сохранение дееспособного и продуктивного поколения будущего. Цель психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС: организация такого сетевого взаимодействия, которое может содействовать созданию:  личностной культуры, семейной культуры,  социальной (экологической) культуры. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

        Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи: систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения; формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.         Основные направления деятельности школьной психологической службы: диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества; формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза); разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с обучающимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований. Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: разработка и осуществление развивающих программ для обучающихся с учетом задач каждого возрастного этапа; выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на следующую возрастную ступень. Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, обучающиеся, родители. Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, обучающихся и родителей к психологической культуре.         Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе. Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающихся, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

        Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы: коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД - обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.

3. Групповая и индивидуальная консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.

II этап – первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Основной формой  проведения являются различные игры.  На занятиях у обучающихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Педагог-психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

5. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации.

4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.

5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики.

6. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.

7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность.

        Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Литература:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие  для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Вилкова Н.Н., Зейналова Л.Н. Планирование работы психолога по сопровождению реализации ФГОС // Справочник педагога- психолога – N4, 2012.
  3. Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС// Справочник педагога-психолога. – N4, 2012.
  4. Лебедева М.В. Приоритеты психолого-педагогического  обеспечения внедрения ФГОС // Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011 - С. 167-169.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов.М.: Просвещение, 2010.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. А.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
  9. Узянова И.М., Балакина И.М. План работы педагога-психолога МБОУ на учебный год// Справочник педагога-психолога –  N8, 2012. – С.4-15.

M. S. Vorobyova.

"The organization of work at school on introduction of FGOS and its psychology and pedagogical maintenance".

 Summary:

 In this article the concept of the federal state educational standard is considered. The special attention is paid to psychology and pedagogical maintenance of the main educational program. It is about a number of criterion tool functions of the psychologist. Practical experience of interaction of the psychologist and the teachers participating in realization of FGOS NOO is generalized. In article problems of correlation of results of a pedagogical and psychological assessment, and also need of their reduction in uniform system, a scale reveal. The purpose and problems of psychology and pedagogical maintenance of introduction of FGOS, and also the main activities of school psychological service are analysed. The author gives a total characteristic of the universal educational actions (UEA). In article key stages of diagnostic measurements of formation of UUD at arrival of the child in school are considered. Provisions and recommendations of this subject can become a basis of carrying out monitorings for the purpose of an assessment of success of personal and informative development of children, will allow to keep unity of continuity of steps of educational system.

Keywords: psychology and pedagogical maintenance; criterion tool functions; universal educational actions (UEA); communicative UUD; personal UUD; regulatory UUD; informative UUD.                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения

Презентация. Организация внеучебной (внеурочной) деятельности  при введении ФГОС НОО второго поколения  на  первой  ступени  обучения....

Из опыта работы "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения".

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...