Мои публикации.
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Моя уникальная профессия психолог».
Моя уникальная профессия психолог, довольно распространенная.
Большинство опрошенных считает, что профессию Психолога нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Психолога, несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.
Так что же такое, быть психологом ответ на этот вопрос не прост. Этимологически слово профессия восходит к латинскому profiteri – "говорить публично", что осмысливалось в свое время как "объявлять другим о своем деле, занятии, специальности". Для чего же объявлять? Чтобы кто-то узнал в продукте моей деятельности предмет своей потребности, чтобы установился диалог, состоялись обмен ценностями, удовлетворение потребностей.
Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты общепсихологические, и социально-психологические события. Само собой разумеется, что профессия – это такое занятие, которому надо специально учиться. Но и человек, который связал себя с такой нелегкой профессией, должен обладать определенными качествами характера. Очень важным являются такие качества как пунктуальность, аккуратность, ответственность, инициативность, целеустремленность, уверенность, рациональность...Но ведь такими качествами должен обладать человек любой профессии, сказали бы вы...И оказались бы правы. Конечно же, для профессии психолога этого недостаточно. Очень важным качеством является умение решить проблему творчески, найти не стандартный подход, а подходящий определенному человеку, возможно здесь еще не менее важным качеством будет являться интуиция. Ну и этого мне кажется мало.
Так как психолог это все-таки человек, которому необходимо вникнуть, понять и проработать чужую проблему, то здесь довольно важно уметь не переносить свои проблемы на другого человека и наоборот, его проблемы не накладывать на свою жизнь. Психолог не должен основываться на своём личном житейском опыте в работе с другим человеком, он должен стремиться к объективности.
Немного поведаю о своей профессиональной деятельности. Я работаю педагогом- психологом в специальной коррекционной школе - интернат I-II вида. В данную школу попадают дети с таким диагнозом как: снижение слуха.
Нарушение слуха или полная его потеря, конечно, очень печальный диагноз и для ребенка, и для его родителей. Тяжело смириться с тем, что маленький человечек на всю жизнь лишен возможности воспринимать такой богатый и неисчислимо разнообразный мир звуков! Но гораздо больнее осознавать, что недуг возводит между малышом и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребенка - одиночество и изоляция. За полноценное существование не слышащего малыша можно и нужно бороться. Глухие – такие же, как все. Глухой - не значит изгой.
В последнее время для меня актуальна тема девиантное поведение подростка. И у слышащих и у глухих детей в одинаковом возрасте подростка, появляется девиантное поведение. Как мне кажется, подросток это достаточно лабильная личность, которая совершает что-либо вполне осознанно и значит вполне возможно достучаться до его сознания и помочь ему выразить себя в других, более интересных вещах. На них житейские проблемы давят, порою, еще жестче, чем на взрослых, а жизненного опыта нет практически никакого. Отсюда и наркомания, и беспризорность, и множество других проблем, которые чреваты самими тяжелыми последствиями. На мой взгляд, это проблема не должна проходить мимо внимания психолога, так как подростки это уже почти зрелые частички нашего общества, которые как раз и обеспечивают дальнейшее развитие поколений.
Итак, мир психологии действительно безгранично велик и каждому в нем есть место, в какой бы роли он не выступал. Очень важным моментом, является то, что на данный момент нашей культуры психологии и ее развитию выделяется довольно много внимания, что означает, что она незамедлительно развивается.
Библиографический список
1. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР»,2000.
2.Ждан А. Н. История психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1990.
3.Климов Е. А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия
Предварительный просмотр:
Психологическая характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста (6-7 лет)
К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой личность. Он отдаёт себе отчёт в том, какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу), он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многое достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе, но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребёнка выступает преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу».
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса семи лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребёнка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребёнка: он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Всё это производит впечатление странного немотивированного поведения. Ребёнок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения (особенно когда дело касается выполнения повседневных бытовых требований).
За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребёнка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса семи лет.
Согласно Л.С. Выготсткому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребёнок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях: в поведении, в отношениях с окружающими, он становится не такими понятным как раньше. Теперь по поведению ребёнка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребёнка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим .
Черты опосредованности, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребенка. Если раньше, в дошкольном детстве, он мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребёнка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.
Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально- мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребёнком в каких-либо ситуациях (учеба, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, компетентности.
Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребёнка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И.Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я». Ход психического развития ребенка приводит к тому, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни – стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность – потребность к осуществлению общественно значимой деятельности. Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру в целом.
В условиях всеобщего школьного обучения все это реализуется в стремлении к социальной позиции школьника и к выполнению деятельности, обеспечивающей реализацию этой позиции – учению.
Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребенком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому равномерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать по времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т.д. Поэтому дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети не прошедшие кризис 6-7 лет, по сути, ещё являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.
Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.
Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Эти навыки прямого и обратного счёта, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текста и т.д.
Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приеме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, еще не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками. В то же время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.
Психологическая готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.
В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.
Личностная готовность ребенка к школьному обучению во многом зависит от того, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки, желание получать отметки. И лишь позднее появляется желание учиться, узнавать в школе что-то новое.
Довольно важной стороной личностной готовности является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути является коллективной.
Волевая готовность тесно связана с уровнем развития способности контролировать поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени.
Таким образом, волевая готовность к школе позволит первокласснику включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению. Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать).
Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, стремление узнавать что-то новое.
Психологическая готовность к школе – это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период.
Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность определяется психологом, в распоряжении которого имеются специальные диагностические программы.
Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребенком при приеме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым учеником, учитывая его индивидуальные особенности.
Таким образом, выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.
Предварительный просмотр:
Урок предметно-практического обучения
2 класс
Тема: Работа с бумагой. Изготовление аппликации «Поздняя осень»
Цели: - закрепить понятия «деревья», «люди», «дождь», «лужи», «осень»;
- обогащать словарь учащихся за счет глаголов;
- учить детей понимать обращенную к ним речь, выполнять поручения;
- развивать мелкую моторику и точность движений;
- формировать умение контролировать свою деятельность;
- развивать устную речь учащихся;
- развивать чувство товарищества, взаимопомощи;
- прививать трудолюбие, дисциплинированность.
Оборудование: детали для аппликации (деревья, люди, тучи, дождь, лужи), таблички с поручениями, деформированный текст.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Какой сейчас урок?
- Посмотрите, всё готово к уроку?
2. Сообщение темы урока. Работа по образцу.
- Что мы будем делать?
(Мы будем делать аппликацию.)
- Как называется аппликация?
«Поздняя осень»
3. Актуализация прежних знаний.
- Как называется аппликация?
(Аппликация называется «Поздняя осень»)
- Почему поздняя осень?
(Сейчас месяц ноябрь)
4. Работа по плану.
- Прочитайте первый пункт плана.
(Я (мы) отобрала(и) картинки)
- Прочитайте второй пункт плана.
(Я (мы) вырезала(и) картинки.)
- Какие картинки мы вырезали?
(лужи, деревья, дождь, люди, птицы)
- Покажите птиц. Куда улетают птицы?
(Птицы улетают на юг.)
- Прочитайте третий пункт плана. Что будем делать?
(Будем располагать картинки.)
- Возьмите основу. Посмотрите на доску.
- Расположите картинки также у себя.
(самостоятельная работа)
- Что ты сделал(а)? (Я расположил(а) картинки)
- Где лужи? (Лужи внизу.)
- Где тучи? (Тучи вверху.)
- Где деревья? (Деревья слева.)
- Где люди? (Люди справа.)
- Прочитайте четвертый пункт плана.
- Что будем делать? (Будем приклеивать.)
- Приклейте картинки.
(самостоятельная работа)
- Что ты сделал(а)?
- Что мы сделали?
(Мы сделали аппликацию «Поздняя осень».)
5. Физминутка
Мы листики осенние
На веточках сидели.
Дунул ветер сильный
И мы все полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел нас, покружил
И на землю положил.
6. Закрепление нового материала.
1) Составление отчета о работе.
- Расскажи как ты делал(а) аппликацию.
(по плану)
2) Работа с деформированным текстом.
- Будем составлять рассказ по аппликации.
- Как называется аппликация?
(Аппликация называется «Поздняя осень»)
- Наш рассказ тоже будет называться «Поздняя осень».
- Запишите название рассказа в тетрадь.
- Прочитайте текст на доске. Правильно составлен рассказ? (Нет)
Поздней осенью идёт снег, дождь.
Погода пасмурная, ясная, солнечная.
На улице сыро, холодно, жарко.
Дует тёплый, холодный ветер.
Птицы улетают на юг, прилетают.
Поздней осенью люди ходят в шубах, валенках, куртках, сапогах.
- Разбор каждого предложения. (Убрать лишние слова.)
- Прочитайте текст. Мы правильно составили? (Да)
- Сейчас запишем этот рассказ в тетрадь.
(Каждый ученик получает карточку с текстом.)
а) Поздней осенью идет …. .
Погода ………
На улице ……..
Дует холодный ………
………. улетают на юг.
Поздней осенью люди ходят в …….. и куртках.
б) Поздней осенью идёт (дождь)
Погода (тучи)
На улице сыро.
…….. холодный ветер.
Птицы …….. на юг.
Поздней осенью …… ходят в куртках и сапогах.
в) Поздней осенью …….. (дождь).
………. пасмурная.
На улице сыро.
Дует …….. ветер.
(птицы) улетают на юг.
Поздней осенью люди …… в куртках и сапогах.
- Посмотрите на доску. Как вы написали?
7. Итог.
- Что мы написали?
(Мы написали рассказ)
- Как называется рассказ? «Поздняя осень»
- Почему поздняя осень?
(Дети называют признаки поздней осени.)
8. Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Уведомление о публикации материала...
Свидетельство о публикации
Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....
Публикации и творческие достижения
Мои награды....
свидетельство о публикации
Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....
Публикации
Публикации разных лет...
Свидетельства о публикациях в сети Интернет
Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...