Определение готовности к обучению в школе
методическая разработка на тему
Методики для определения готовности 6-7 - летнего ребенка к обучению в школе по разным направлениям:
- готовность психофизическая;
- интеллектуальная;
- личностная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_opredeleniya_gotovnosti_k_obucheniyu.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение готовности к обучению в школе
Методики для определения готовности 6-7 - летнего ребенка к обучению в школе по разным направлениям:
- готовность психофизическая;
- интеллектуальная;
- личностная.
Эти методики позволяют:
- диагностировать уровневые характеристики психологических особенностей детей;
- осуществлять обоснованный отбор дошкольников для поступления в школу;
- определить оптимальные условия организации учебно-воспитательного процесса для каждого ребенка;
- прогнозировать пути дальнейшего становления психологических особенностей детей.
Психофизическое направление предполагает изучение ребенка с точки зрения:
- общего физического развития;
- характеристики движений;
- моторики руки;
- произвольной регуляции действий;
- исследования процесса пресыщения.
Общее физическое развитие определяется на основе изучения медкарты; внешнего вида ребенка, отмечаются особенности его физического развития (рост, вес), какие-либо дефекты.
Характеристика движений
Упражнения:
1. Стояние на одной ноге в течение 15 сек., с открытыми глазами. Упражнение проделывается для обеих ног с 12 минутным интервалом.
2. Завязывание узла. Местоположение узла не имеет значения. Время работы 1 минута.
3. Свести с открытыми глазами указательные пальцы обеих рук. Ограничиваться для каждого раза временем в 5 сек. Из трех попыток требуется два верных исполнения. Для детей 6 лет задание может быть предварительно продемонстрировано диагностом.
4. Для выявления согласованности различного рода движений ребенку предлагается выполнить различные упражнения, которые даются в школе во время физкультурных минуток.
На основе анализа полученных данных выделяются три уровня: низкий, средний, высокий.
Высокий уровень - все задания выполнил правильно, различные виды движений согласованы, ловко выполнил все виды заданий.
Средний уровень - при выполнении заданий допускал ошибки, которые сам замечая и исправлял, наблюдалась некоторая неловкость в выполнении отдельных упражнений.
Низкий уровень - с трудом успевал выполнить то, что от него требовали, допуская ошибки, все валится из рук.
Моторика руки
Задание N 1.
Материал: ножницы, лист картона (тонкого) или бумаги с изображением круга, квадрата, треугольника.
Проведение работы: ребенка просят вырезать изображенные фигуры при помощи ножниц.
Анализ данных:
высокий уровень - почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
средний уровень - имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
низкий уровень - значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
Задание N 2.
Материал: лист бумаги с заранее написанной фразой: Мой руки! Или: Он ел суп. Фраза должна быть написана рукописными буквами, изображение печатными не допускаются. Примечание: если ребенок умеет читать, то ему необходимо предъявить фразу из трех слов на иностранном языке.
Проведение работы: ребенка просят скопировать эту фразу рядом. "Ты не умеешь еще читать и писать, поэтому нарисуй так же как здесь".
Анализ данных:
высокий уровень - хорошее подражание написанному образцу, буквы соединены в слова, заглавная имеет заметную высоту, переписанная фраза не отклоняется от горизонтали более чем на 30 градусов;
средний уровень - разборчивое подражание написанному, величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются;
низкий уровень - на образец похожи 2-3 буквы, хотя строчка письма сохранена.
Произвольная регуляция действий Материал: тетрадный лист в клетку.
Инструкция: "Сейчас мы будем с тобой рисовать узоры. На твоем листке бумаги стоит точка, от которой ты должен будешь начать рисовать первый узор. Выполняй задания под мою диктовку".
Графический диктант N 1.
"Одна клеточка вверх, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо, одна - вверх, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо, одна - вверх, одна - вправо, одна - вниз.
Графический диктант N 2.
"Теперь нарисуем еще один узор от этой точки. Слушай меня внимательно. Одна клеточка - вправо, одна - вверх, одна - вправо, одна - вверх, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо, одна - вверх, одна - вправо, одна - вверх, одна - вправо, одна
- вниз, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо".
Графический диктант N 3.
"Одна - вправо, три - вверх, одна - вправо, две - вниз, одна
- вправо, две - вверх, одна - вправо, три - вниз, одна - вправо, две - вверх, одна - вправо, две - вниз, одна - вправо, три - вверх, одна - вправо".
Оценка результатов:
безошибочное воспроизведение узора - 4 балла; за 1-2 ошибки - 3 балла; за большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков - 1 балл. На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения: 10-12 б. - высокий; 6-0 б. - средний; 3-5 б. - низкий; 0-2 б. - очень низкий.
Исследование процесса пресыщения
Цель работы: проследить, каким образом изменяется деятельность ребенка при длительном выполнении монотонного задания. Через какой промежуток времени наступает признак психического пресыщения.
Проведение работы:
На листе бумаги изображены 10 кружков диаметром 4 сантиметра. Ребенка просят поставить в кружок как можно больше точек. Отмечается поведение ребенка в процессе выполнения задания. Учитывается время, в течение которого он активно работал.
Оценка результатов: если ребенок активно работал без дополнительной внешней стимуляции в течение 8-10 мин - высокий результат; 5-7 мин
- средний; постоянно отвлекался, не мог сосредоточиться на выполнении задания - низкий.
Результаты обследования
детей по психофизическому направлению могут быть внесены в следующую таблицу
ФамилияХар-ка
движ.Мотор.
рукиПроизвол. регуляцияПресыщениеВ.Ср.Н.В.Ср.Н.В.Ср.Н.В.Ср.Н.
Соотнесение данных по всем показателям психофизической готовности не только позволяет судить об уровне развития ребенка с этой точки зрения, но и предоставляет возможность:
1. Определить, на что необходимо обратить внимание для совершенствования этих функций.
2. Определить, каким образом следует тренировать ребенка.
3. Сделать прогноз об успешности овладения различными умениями и навыками учебной работы.
4. Определить оптимальные условия организации учебного процесса для успешного решения познавательных и развивающих задач обучения.
Библиография
Психодиагностическая работа в начальной школе. Ч. 1. Определение готовности к обучению в школе / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена; Авт.-сост. И.А.Архипова, А.А.Матвеева.- СПб.: Образование: АО "СВ-КОНСАЛТИНГ Лтд", 1994.- 78 с.- Из содерж.: [Разд. Психофизическое направление], с.6-11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение уровня готовности к обучению в школе 1 ступени в условиях предшкольного образования в группе кратковременного пребывания на базе школы.
Подготовка детей к школе - одна из актуальных проблем, волнующая как педагогов, так и родителей. Особого внимания требует организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе об...
Психологическая готовность к обучению в школе
Критерии психологической готовности детей к обучению в школе. рекомендации психолога....
Готовность к обучению в школе
Готовность к школе – это не отдельные знания и умения, а их совокупность, комплекс, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя их уровень развития может быть разным!...
Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении.
Начало учебного года – время и радостное и тревожное. Успешная адаптация в первом классе во многом зависит от того, насколько ребенок готов к обучению в школе. Свою точку зрения на проблему «предшколь...
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе....
"Комплекс адаптированных диагностических материалов для определения готовности к обучению в школе детей с интеллектуальными нарушениями по методике Т.В. Бегловой"
Методическая разработка предназначена для определения готовности к обучению в школе детей с интеллектуальными нарушениями по методике Т.В. Бегловой. Представлен комплекс заданий с учетом психофизическ...
Проект "Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения посредством обучения линейной графике (в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога)"
В публикации представлен Проект, раскрывающий содержательные и организационные аспекты коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога, направленной на формирование социально-п...