Игры на развитие внимания
материал на тему

Мендалина Жанар Бектемировна

Предложенные упражнения и игры, развивающие произвольное внимание, можно чередовать, выбирая те, которым  ребенок отдает больше предпочтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya-psiholog.rar60.49 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие внимания

Внимание бывает:

 - непроизвольным (пассивным, эмоциональным),

 - произвольным (активным, волевым).

Произвольное внимание необходимо для успешного обучения ребенка.

Условия, благоприятствующие развитию произвольного внимания:

 - Нормальное физическое и психоэмоциональное состояние.

 - Планомерная организация работы (создание благоприятных внешних и внутренних условий).

 - Организация отдыха для восстановления ресурсов.

 - Четкая постановка цели.

  - Чередование видов деятельности.

Предложенные упражнения и игры, развивающие произвольное внимание, можно чередовать, выбирая те, которым  ребенок отдает больше предпочтения. Время не должно превышать 10-15 минут в день.

1. Корректурные задания. Необходимо взять любой печатный текст (старые ненужные книги, газеты)с крупным шрифтом. Ребенок в течении 5минут должен найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы Д (можно указать любую букву): и маленькие и заглавные. По мере овладения игрой можно усложнять задание, одновременно отыскивая две буквы (Г и М), одна из которых, например, зачеркивается крестиком, другая- обводится кружком.

Ребенок должен работать в своем темпе. Необходимо стремиться к тому, чтобы число ошибок не превышало четырех.

Проигрыш не должен оставлять чувства неудовольствия, поэтому штрафы должны быть веселые: помяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать громко, проскакать на одной ноге и т.п.Проводить ежедневно по 5 минут 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.

2.В таблицах расположены цифры от 1 до 25. Нужно найти и показать каждую цифру числового ряда в порядке возрастания, а потом убывания (от 25  до 1). Цифры должны произноситься вслух. Упражнение не должно занимать более 5 мин. в день, 4-5 раз  в неделю в течение 1-2 месяцев. Ниже приведены четыре варианта таблиц, которые можно использовать по одной в день.

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTnlWzQYuJZfP7B_ewRZSNVdOD0PdUUlq8JXNDFCfWBGDsth93XQg

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQZg57MwCFrfgGLzzsmcHwIz3U5p_RZfuhU8wYXy3uF6nGAuoPkGw

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT3S-uA09p2gJHnK5vXVVIhsiDitqyvv7JXOCQ6pTJhKw4XiwRVWQ

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRB6D0SuUDMGn7Ythbo4pFXjz4mqXW3lP5Q8PvhEvGLDFZe8DkW

3.«Муха»

Необходимо подготовить: листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3х3, фишки (ими могут быть пуговицы, монеты, кружочки из картона, камешки, нарисованная муха).

Игра проводится в парах  по 5-10 минут 2-3 раза в неделю в течение 1-2 месяцев.

Инструкция: «Игра проходит на поле с клетками. Фишка – это «муха», которая села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Один игрок отворачивается от поля и, не глядя на него, подает команды, а второй передвигает «муху». Нужно постараться продержать муху на поле в течение 5 минут, не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Если «муха улетела» или прошло 5 минут, игроки меняются ролями».

Когда поле в 9 клеток будет освоено, можно переходить к движению по полю в 16, 25, 36 клеток.

Игру можно усложнить, если подключить третьего игрока. Тогда двое, отвернувшись по очереди подают команды, а третий передвигает фишку. Тот, у кого «муха улетит» раньше уступает свое место контролеру. Игра проходит не больше 10 минут, т.е. по 3 минуты на каждого. Выигрывает тот, кто продержит «муху» 3 минуты на игровом поле.

Игровое поле может быть любого размера. Пример игрового поля 3х3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Игра, которая развивает внимание, а также вырабатывает умение задавать психологически сложные вопросы, отвлекая внимание от задания. Длительность игры -  до 10 минут.

Игроки договариваются не говорить определенные слова в ответах на вопросы. Вопросов должно быть много и они могут быть разные. Тот кто при ответе на вопрос не произнес запрещенное слово, получает 1 очко, если произнес, то одно очко вычитается. Отвечать следует сразу, не раздумывая. Если ребенок внимателен, то при выполнении данного задания может набрать от 10 и выше баллов.

Варианты такой игры.

1.Инструкция: «Я буду задавать вопросы, а тебе следует быть внимательным и следить за своей речью. Запрещается говорить «да», «нет», «я», «мое», «мой».

Примеры вопросов:

- Ты любишь лето?

- С кем тебе нравится играть?

- В какую игру ты играл сегодня со своими друзьями?

- Вы сегодня хорошо позанимались? и т.д.

2. В прошлом столетии была популярна игра «Золушка». Ее правила очень нравились девочкам: «Да» и «нет» - не говорить, черное с белым - не носить».

 Вопросы:

- Вы поедете на бал?

- Вы наденете белое платье?

- Ваше платье должно быть длинным?

- Какого цвета лошади будут запряжены в вашу карету?...

Выбирая любую тему игры, можно дать возможность ребенку рассказать о том, что его интересует. Игра не требует специальных условий, в нее можно играть дома, на улице, в транспорте.

5.«Наоборот»

Игра заключается в том, что ведущий показывает какие-то движения, а ребенок должен делать движение, наоборот. Если ведущий поднимает руки, то ребенок опускает, вперед – назад, сжать кулаки – разжать кулаки, правая рука(нога) – левая рук (нога), хлопнуть – топнуть, голова вверх – голова вниз и т.д. Кто ошибается, становится ведущим. Можно играть с братьями и сестрами вместе с родителями или под их наблюдениемне более 5 минут, 4-5 раз в неделю в течение 1-2 месяцев.

6. «Каждой руке - свое дело»

Необходимо взять два фломастера и лист бумаги. Рисовать одновременно обеими руками в течение 1 минуты, одной рукой — круг, второй — треугольник. Причем одновременно начиная и заканчивая.  Круг должен быть по возможности с ровной окружностью, а треугольник — с острыми кончиками углов. «Треугольники» с округленными вершинами и «круги» с  углами не считаются.

Нужно стремиться к тому, чтобы количество кругов и треугольников, нарисованных за 1 мин. было больше пяти. После того, как начнет получаться,попробовать нарисовать за 1 мин. максимум кругов и треугольников. Если в этом случае количество пар фигур превысит 10, то это отличный результат. Задание можно выполнять несколько раз в неделю 2-5 минут в течение 2-х месяцев.

7.Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно. 

Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания — 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество хлопков. Чем больше кружков нарисовано и правильно сосчитаны хлопки, тем больше баллов выигрывается.

Поощрение оговаривается заранее. Упражнение выполняется 2-3 раза, несколько раз в неделю в течение 1- 2-х месяцев.

8.  «Что изменилось?»

 Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка, игрушка и т. п.) раскладывают на столе и накрывают газетой.Количество предметов может начинаться от 7 и в дальнейшем увеличиваться до 15штук.Ребенку предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов. Потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом.Играющего спрашивают, что изменилось в расположении предметов и какие из них были переложены?

Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается выигрыш в 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается. Ошибкой также считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место. Поощрение оговаривается заранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры на развитие внимания

игры на развитие внимания...

Игры для развития внимания, памяти и мышления.

Сложи узор.Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), ...

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Настоящее пособие предлагает  задания и игры,  которые можно использовать в качестве развивающих  упражнений  для занятий с детьми....

Подвижные игры на развитие внимания с элементами релаксационных упражнений.

Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях....

Игры на развитие внимания

Буклет для родителей...

Игры на развитие внимания в 1 классе.

Используются игры,направленные на развитие слухового, произвольного внимания,устойчивости и объёма внимания, на развитие скорости реакции, коордиации слухового и двигательного аналиаторов....

Советы психолога.Игры на развитие внимания.

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний......