Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся.
статья по теме

Котенёва Надежда Николаевна

В статье идёт речь о необходимости создания ситуации успеха в обучении, ведь успех в учении и в жизни – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться, залог будущей успешной социализации выпускника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Методы и приемы организации    ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся.

Котенёва  Надежда Николаевна

- Закройте глаза. Представьте себе улыбку. А теперь, откройте глаза и подарите улыбку соседу справа, теперь соседу слева. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.

 Сегодня мы будем говорить о необходимости создания ситуации успеха, ведь успех в учении и в жизни – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться, залог будущей успешной социализации выпускника.

   За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.

Главная задача специального образования – социальная адаптация

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”.

Что такое успех с педагогической точки зрения?

Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, пи которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом.

Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Что такое успех с психологической  точки  зрения?

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.

  Психологические аспекты проблемы успеха обсуждались в работах П.К. Анохина, Л.С. Выготского, В.К. Вилюноса, У. Глассера, М. Даугалла, Л.В'. Ительсона, С.Л. Рубинштейна, Э.Ш. Натанзон и других.

   Педагогические и научно-методические аспекты затрагивались в трудах Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкина, А.Н. Лутошкина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и многих других исследователей.

   Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Учащимся в массе своей достигать состояний радости, удовлетворения, признания не так-то просто, а именно эти состояния активизируют их позитивное общеличностное развитие. Значение ситуаций успеха в ходе педагогического процесса не ограничивается активизацией развития личности  ученика,  ибо сам процесс   развития осуществляется в учебно-познавательной, эстетической, трудовой, нравственной деятельности и деятельности по усвоению социально-нравственных норм взаимоотношений между людьми.

   Успех играет роль адаптивно-компенсаторного механизма, сглаживающего состояния дезадаптации у учащихся и увеличивающего степень вероятности их позитивной самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников.

     Урок является сложным педагогическим объектом. Это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.

Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность,  активность;
  • развивает коммуникативные способности;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Факторы, создающие ситуацию успеха

  • Соответствие материала по сложности и типу класса;
  •  Применение уровневого деления учащихся;
  • Учет психофизического развития каждого ученика
  • Ориентация на зону «ближайшего» и «дальнего» развития ученика;
  • Оптимальный темп урока;
  • Межпредметная связь
  • Опора на знания учащихся;
  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
  • Индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся;
  • Использование здоровьесберегающих технологий
  • Создание положительного психологического климата на уроке

                    Индивидуальный и          дифференцированный подход

В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей.

 Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, переживает успех от осуществляемой деятельности.

Использование здоровьесберегающих технологий

   Двигательная активность учеников на уроках способствует лучшему овладению материала,

 снятию усталости и перенапряжения, повышает мотивацию к обучению.

Создание положительного психологического климата на уроке

 Успешность ученика на уроке во многом зависит от учителя.   Никто не оспаривает  тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Я убеждена, что надо уметь находить хорошее, в любом из учеников,  даже самом «безнадёжном».

 Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение  создать атмосферу доброжелательности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

     Установки и действия педагога

         •           Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроках;

         •      Нейтрализация памяти от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности;

         •      Применение поощрения и порицания;

         •       Эмоциональное ободрение и стимуляция учебной деятельности;

         •            Формирование адекватной самооценки учащихся;

         •            Эмоциональная речь учителя;

         •           Индивидуальная помощь учащимся

 « …ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой…»

В.А.Сухомлинский

  Основная парадигма моей работы: «Добиться того, чтобы дети не боялись ходить в школу».

Технологические операции создания ситуаций успеха:

  Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.  “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

  Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

  Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.

  Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”. “Твоим родителям…”.

 Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни  кому, кроме тебя…”

 Мобилизация активности или педагогическое  внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”

 Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось …”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.  

"Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха».

Этапы создания  ситуации успеха:

  • Мотивационно-целевой;
  • Организационный;
  • Итоговый

Мотивационный этап 

 

  •          Создание проблемной ситуации
  •          Привлечение занимательного материала
  •          Применение наглядных средств обучения
  •          Использование неожиданной, противоречивой информации
  •          Эмоциональная насыщенность содержания
  •          Эмоциональная зарядка
  •          Соревновательные и игровые моменты
  •          Разъяснение и постановка цели деятельности
  •          Разработка плана действий

   Ситуация успеха на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций в отношении предстоящей деятельности. На уроке ставится задача сформировать у учащегося установку на успешное выполнение учебного задания, преодоление трудностей, которые могут встретиться в ходе работы,  другими словами,  формируется  мотив достижения.

  В свои уроки я включаю элементы дидактических игр и игровые моменты, которые делают процесс  обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Организационный этап 

 Ситуация успеха на организационном этапе – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося.

  • Четкая постановка цели;
  • Оптимальный темп урока;
  • Организационный контроль начала и завершения работы;
  • Занимательный материал;
  • Наглядность;
  • Использование средств ТСО
  • Работа в парах и группах;
  • Связь с нашим временем;
  • Практическая работа;
  • Словарная работа;
  • Подготовка к контрольным работам
  • Нестандартная форма проведения урока;

Использование средств ТСО

 В моей работе, в последнее время все большей популярностью пользуются компьютерные мультимедийные обучающие программы.  Кроме того, я использую материалы дисков отдельно от программ для различных целей. Это – озвученные видеофрагменты, фотографии,  которые я использую в презентациях.

Работа в парах и группах

                                       Формы групповых  работ:

  • работа в парах постоянного и сменного состава,
  • работа в группах (4-5 человек),
  • коллективная работа.

  Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения.  К сожалению,  работая самостоятельно,  обучающиеся, нередко, чувствуют неуверенность в собственных.  Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием намного успешнее. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.

Нестандартная форма проведения урока

  • Использование проектного метода в обучении школьников
  • Экскурсии
  • Проведение уроков в нестандартной обстановке
  • «Недели начальной школы».

Метод проектов – это  творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках развития речи младшие школьники могут работать над следующими проектами: “Времена года”, “Дом моей мечты”, “В гостях у сказки”,  “Удивительный космос”,  и т.д.

 Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр,  экскурсии т.д, 

Итоговый  этап  

Ситуация успеха на итоговом этапе – усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение

Перед собой я всегда ставлю задачу организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания. На практике результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Ученик часто ждет, что оценят не только итог работы, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить достижения учащегося, показать свое уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.

Оценивание работ учащихся

Учитель должен быть очень справедливым. Он ведь живой человек и у него складывается определённое отношение к тому или иному ученику. Поэтому  в своей работе необходимо следовать заповеди: «оценивай не личность, а деятельность ученика». И делать это нужно объективно. Ведь объективная оценка знаний, умений и навыков очень важна как для ученика и родителей, так и для учителя.

Оценка – не отметка.

  Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Кредит доверия.

  В некоторых случаях необходимо ставить  отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Очень  важно дать понять ребенку, что учитель верит  в него и его силы, у него  есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

 Осуществление разноуровнего контроля – разделение учащихся на группы, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оценивается учителем отдельно.

Создание портфолио учеников

 Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса на каждого ребенка  заводится папка - портфолио.  В папке имеются разделы: “Мои успехи”, “Мои друзья”, “Моя семья”,   “Мои достижения”, “Мое творчество”, “Мои путешествия”.  В папку вкладываются все работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Портфолио  ведут ученики, родители и учителя. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их.

«Каждый ребёнок должен почувствовать себя   успешным и наравне со всеми»

«Успех в учебе – завтрашний  успех в жизни!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: «Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

В данном выступлении отражены методы и приёмы организации ситуации успеха на уроке, без которых некоторым детям невозможно поверить в собственные силы....

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.     (В.А. Сухомлинский.)...

Методы и приемы реализации ситуации успеха как одного из направлений социализации учащихся

Презентация на тему "методы и приемы реализации ситуации успеха как одного из направлений социализации учащихся"...

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения качества образования.

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные э...