Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся.
статья на тему
«Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_organizatsii_situatsii_uspekha_dlya_pechati.docx | 39.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся.
«Слайд 1»
Сегодня мы будем говорить о необходимости создания ситуации успеха, ведь успех в учении и в жизни – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться, залог будущей успешной социализации выпускника.
За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.
«Слайд 2»
Главная задача специального образования – социальная адаптация
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”.
«Слайд 3»
Что такое успех с педагогической точки зрения?
Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, пи которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
«Слайд 4»
Что такое успех с психологической точки зрения?
Успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.
Психологические аспекты проблемы успеха обсуждались в работах П.К. Анохина, Л.С. Выготского, В.К. Вилюноса, У. Глассера, М. Даугалла, Л.В'. Ительсона, С.Л. Рубинштейна, Э.Ш. Натанзон и других.
Педагогические и научно-методические аспекты затрагивались в трудах Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкина, А.Н. Лутошкина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и многих других исследователей.
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Учащимся в массе своей достигать состояний радости, удовлетворения, признания не так-то просто, а именно эти состояния активизируют их позитивное общеличностное развитие. Значение ситуаций успеха в ходе педагогического процесса не ограничивается активизацией развития личности ученика, ибо сам процесс развития осуществляется в учебно-познавательной, эстетической, трудовой, нравственной деятельности и деятельности по усвоению социально-нравственных норм взаимоотношений между людьми.
Успех играет роль адаптивно-компенсаторного механизма, сглаживающего состояния дезадаптации у учащихся и увеличивающего степень вероятности их позитивной самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников.
В настоящее время идет отход от жестко заданных способов отношений между учителем и учениками и возвращение к идее их сотрудничества в процессе обучения.
Урок является сложным педагогическим объектом. Это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.
«Слайд 5»
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, активность;
- развивает коммуникативные способности;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат
«Слайд 6»
Факторы, создающие ситуацию успеха
- Соответствие материала по сложности и типу класса;
- Применение уровневого деления учащихся;
- Учет психофизического развития каждого ученика
- Ориентация на зону «ближайшего» и «дальнего» развития ученика;
- Оптимальный темп урока;
- Межпредметная связь
- Опора на знания учащихся;
- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- Индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся;
- Использование здоровьесберегающих технологий
- Создание положительного психологического климата на уроке
«Слайд 7»
Индивидуальный и дифференцированный подход
В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей.
Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, переживает успех от осуществляемой деятельности.
«Слайд 8»
«Слайд 9»
«Слайд 10»
«Слайд 11»
Использование здоровьесберегающих технологий
Двигательная активность учеников на уроках способствует лучшему овладению материала,
снятию усталости и перенапряжения, повышает мотивацию к обучению.
«Слайд 12»
Создание положительного психологического климата на уроке
Успешность ученика на уроке во многом зависит от учителя. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Я убеждена, что надо уметь находить хорошее, в любом из учеников, даже самом «безнадёжном».
Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение создать атмосферу доброжелательности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
«Слайд 13» Установки и действия педагога
• Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроках;
• Нейтрализация памяти от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности;
• Применение поощрения и порицания;
• Эмоциональное ободрение и стимуляция учебной деятельности;
• Формирование адекватной самооценки учащихся;
• Эмоциональная речь учителя;
• Индивидуальная помощь учащимся
«Слайд 14»
« …ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой…»
В.А.Сухомлинский
«Слайд 15»
Основная парадигма моей работы: «Добиться того, чтобы дети не боялись ходить в школу».
«Слайд 16» Технологические операции создания ситуаций успеха:
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”. “Твоим родителям…”.
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни кому, кроме тебя…”
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось …”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.
"Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха».
«Слайд 17» Этапы создания ситуации успеха:
- Мотивационно-целевой;
- Организационный;
- Итоговый
«Слайд 18» Мотивационный этап
- Создание проблемной ситуации
- Привлечение занимательного материала
- Применение наглядных средств обучения
- Использование неожиданной, противоречивой информации
- Эмоциональная насыщенность содержания
- Эмоциональная зарядка
- Соревновательные и игровые моменты
- Разъяснение и постановка цели деятельности
- Разработка плана действий
Ситуация успеха на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций в отношении предстоящей деятельности. На уроке ставится задача сформировать у учащегося установку на успешное выполнение учебного задания, преодоление трудностей, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формируется мотив достижения.
В свои уроки я включаю элементы дидактических игр и игровые моменты, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
«Слайд 19» Организационный этап
Ситуация успеха на организационном этапе – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося.
- Четкая постановка цели;
- Оптимальный темп урока;
- Организационный контроль начала и завершения работы;
- Занимательный материал;
- Наглядность;
- Использование средств ТСО
- Работа в парах и группах;
- Связь с нашим временем;
- Практическая работа;
- Словарная работа;
- Подготовка к контрольным работам
- Нестандартная форма проведения урока;
«Слайд 20» Использование средств ТСО
В моей работе, в последнее время все большей популярностью пользуются компьютерные мультимедийные обучающие программы. Кроме того, я использую материалы дисков отдельно от программ для различных целей. Это – озвученные видеофрагменты, фотографии, которые я использую в презентациях.
«Слайд 21» Работа в парах и группах
Формы групповых работ:
- работа в парах постоянного и сменного состава,
- работа в группах (4-5 человек),
- коллективная работа.
Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. К сожалению, работая самостоятельно, обучающиеся, нередко, чувствуют неуверенность в собственных. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием намного успешнее. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.
«Слайд 22»
«Слайд 23»
«Слайд 24»
«Слайд 25» Нестандартная форма проведения урока
- Использование проектного метода в обучении школьников
- Экскурсии
- Проведение уроков в нестандартной обстановке
- «Недели начальной школы».
«Слайд 26»
Метод проектов – это творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках развития речи младшие школьники могут работать над следующими проектами: “Времена года”, “Дом моей мечты”, “В гостях у сказки”, “Удивительный космос”, и т.д.
«Слайд 27»
Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр, экскурсии т.д,
«Слайд 28» Итоговый этап
Ситуация успеха на итоговом этапе – усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение
Перед собой я всегда ставлю задачу организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания. На практике результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Ученик часто ждет, что оценят не только итог работы, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить достижения учащегося, показать свое уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.
«Слайд 29»
- Оценивание работ учащихся
Учитель должен быть очень справедливым. Он ведь живой человек и у него складывается определённое отношение к тому или иному ученику. Поэтому в своей работе необходимо следовать заповеди: «оценивай не личность, а деятельность ученика». И делать это нужно объективно. Ведь объективная оценка знаний, умений и навыков очень важна как для ученика и родителей, так и для учителя.
Оценка – не отметка.
Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Кредит доверия.
В некоторых случаях необходимо ставить отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Очень важно дать понять ребенку, что учитель верит в него и его силы, у него есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
Осуществление разноуровнего контроля – разделение учащихся на группы, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оценивается учителем отдельно.
«Слайд 30»
- Создание портфолио учеников
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса на каждого ребенка заводится папка - портфолио. В папке имеются разделы: “Мои успехи”, “Мои друзья”, “Моя семья”, “Мои достижения”, “Мое творчество”, “Мои путешествия”. В папку вкладываются все работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Портфолио ведут ученики, родители и учителя. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их.
«Слайд 31»
«Каждый ребёнок должен почувствовать себя успешным и наравне со всеми.»
«Слайд 32»
«Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся.
В статье идёт речь о необходимости создания ситуации успеха в обучении, ведь успех в учении и в жизни – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желан...
Выступление на педсовете на тему: «Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»
В данном выступлении отражены методы и приёмы организации ситуации успеха на уроке, без которых некоторым детям невозможно поверить в собственные силы....
Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. (В.А. Сухомлинский.)...
Методы и приемы реализации ситуации успеха как одного из направлений социализации учащихся
Презентация на тему "методы и приемы реализации ситуации успеха как одного из направлений социализации учащихся"...
Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения качества образования.
За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные э...