Психологические особенности первоклассников
консультация на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Психологические особенности первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholog._osob._1_klassa.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности учащихся 1 класса

Ребенок на пороге новой жизни.

Поступление в школу – переломный момент в жизни  каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет весь его образ жизни.

В этот период меняется весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, его познавательные и  умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

        Став школьником, ребенок оказывается на «первой ступени общественного положения». Он уже не маленький ребенок, он – школьник. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно новое положение.

Адаптация первоклассника к школе.

Поступление в школу для первоклассника – это новая деятельность, новые отношения, новые переживания. Это новое социальное пространство, целая система новых требований и правил, которыми теперь определяется жизнь школьника.

        Нормы и правила, предъявляемые первокласснику школой, новы и непривычны для него, порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим требованиям нужно адаптироваться.

        Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он может длиться один месяц, у других – одну четверть, у третьих- растянуться на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения начальным этапом учебной деятельности, помощи и поддержки со стороны окружающих его взрослых.

Особенности психического развития первоклассников.

 Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности, направленной на овладение системой научных понятий, требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов, более высокой способности к управлению своим поведением.

        Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

        Из-за не завершенности формирования  важных, специфически человеческих отделов головного мозга, несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях организации деятельности и эмоциональной сферы. Первоклассники особенно  легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

        Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

        Внимание учащихся первых классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

        У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработке материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

        Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит. Что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью (в связи с возр. особ.).

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Взрослые должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии.

Первоклассники, уже перешагнувшие 7-летний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем 6-летние школьники. Поэтому 7-летние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения является очень важным этапом, определяющим порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством воспитывающих и обучающих его взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....

Родительское собрание «Адаптация и психологические особенности развития первоклассников»

С 1 сентября в жизни первоклассников начался новый период – учебная деятельность. Наиболее сложным и ответственным моментом является начало обучения в школе....

Родительское собрание "Психологические особенности адаптации первоклассников"

В выступлении говорится о течении процесса адаптации, критериях её успешности и причинах неуспешности....

Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника.

Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных мо...

Материал к родительскому собранию "Психологические особенности первоклассника"

Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями первоклассников....

«Психологические особенности первоклассников в адаптационный период»

Психологическое просвещение об особенностях адаптации первоклассников к школе....