Материал к родительскому собранию "Психологические особенности первоклассника"
методическая разработка (1 класс) на тему

Никитина Тамара Иннокентьевна

Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями первоклассников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности первоклассника

(родительское собрание в 1 классе)

Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями первоклассников.

  Отзвенел первый звонок в жизни вашего ребёнка. Первый раз он переступил порог своего класса, сделал первый шаг в Страну знаний. А для вас, родители, это первое родительское собрание. Теперь мы, дети, родители и учитель – одна семья. Я хочу, чтобы наша семья стала дружной, чтобы у нас было больше счастливых рабочих дней. Ведь у нас одна цель - научить детей учится, жить в обществе, уважать других людей и ценить себя.

  Первый класс – серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов школьников на всём школьном пути. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяется жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчинятся разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и .д.

  В этот период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но обязанность чувствует и переживает его: гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.

  В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьёзное отношение  школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе.

  Многочисленное «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребёнка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребёнка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребёнок без серьёзных проблем включается в школьную жизнь. Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассника в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура,  обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

  Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требует от ребёнка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассника в этом плане пока ещё достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой  (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные , специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста ещё не завершили своего существования  (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук ещё несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами. Внимание первоклассников ещё слабо организованно, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приёмов и средств запоминания, в том числе приёмов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока ещё не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.  Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока ещё с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

  Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии, произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником, и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребёнок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

  Родители и учителя должны понимать, что поступление ребёнка в школу само по себе ещё не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространённого противоречия: с порога школы от ребёнка требуют того, что только ещё должно быт сформировано.

  Поэтому каждый родитель должен знать индивидуальные психологические особенности учащихся 1 класса и стремиться помочь малышам стать школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников"

Данный материал поможет учителю провести родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников", познакомит родителей первоклассников с особенностями адаптации детей к первому году обучения в ш...

Родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников"

Родительское собрание проводится по результатам ди­агностики адаптации учащихся 1 класса к обучению в школе....

Родительское собрание "Возрастные особенности первоклассников"

Данная тема очень хорошо раскрывает возрастные и психологические особенности младших школьников, что необходимо знать родителям при поступлении их детей в школу....

Материал к родительскому собранию будущих первоклассников "Готов ли Ваш ребенок к школе?"

Материал к родительскому собранию будущих первоклассников "Готов ли Ваш ребенок к школе?"...

Доклад на родительское собрание: "Особенности адаптации первоклассника к школьной жизни"

Доклад на родительское собрание:         "Особенности адаптации первоклассника к школьной жизни"...

МАТЕРИАЛ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. ТЕМА: "ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ".

МАТЕРИАЛ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. ТЕМА: "ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ"....