Занятие с элементами тренинга "Я и Ты"
материал на тему

Процесс глобализации, определяет потребности  современного общества в толерантности как сознательно формируемой модели взаимоотношений, как отдельного человека, так и  общества в целом.

Национальная доктрина образования Российской Федерации провозглашает необходимость  воспитать такую личность, которая бы уважала права и свободы другого. Современный человек должен обладать высокой нравственностью, проявлять национальную и религиозную терпимость, уважать традиции и культуру других народов. В настоящее время необходимо   формировать новую культуру межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_splochenie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

«Я» и «Ты»

Актуальность.

Процесс глобализации, определяет потребности  современного общества в толерантности как сознательно формируемой модели взаимоотношений, как отдельного человека, так и  общества в целом.

Национальная доктрина образования Российской Федерации провозглашает необходимость  воспитать такую личность, которая бы уважала права и свободы другого. Современный человек должен обладать высокой нравственностью, проявлять национальную и религиозную терпимость, уважать традиции и культуру других народов. В настоящее время необходимо   формировать новую культуру межличностных отношений.

Цель занятия с элементами тренинга:

Продолжать формирование групповой сплоченности с  установкой на принятие другого, терпимости, уважению, т.е. сплоченности при толерантном отношении к другому.

Задачи:

- познакомить детей с понятием «толерантность».

- продолжать работу по формированию групповой сплоченности.

- продолжать работу по формированию толерантных установок по отношению к другим.

- продолжать работу по формированию основ эмоциональной отзывчивости у детей.

-продолжать работу по развитию коммуникативных навыков в группе сверстников.

Предполагаемый результат:

В ходе занятия предполагается  усиление сплоченности,  доброжелательности, доверительного отношения друг к другу. Также ожидается развитие   умений эмоционального сопереживания сверстникам, навыков совместных действий, умения совместно решать поставленные задачи.

Время занятия: 35 - 40 мин

Методы работы: игры, упражнения, работа в группах, творческое задание.

Возраст участников: младший школьный возраст.  

Материалы и оборудование:  

Комната для проведения групповых занятий, платки, апельсин, разделенный на части, фломастеры, доска.

Структура занятия с элементами тренинга:

1) Организационный. Разминка, в ходе которой  необходимо создать психологическую комфортность в группе.  – 5 мин.

2) Теоретическо - практический. В ходе данного этапа выполняются игровые и творческие задания. – 25 - 30 мин.

3) Заключительный. Процесс рефлексии занятия. - 5 мин.

Ход занятия

1 этап - разминка

Упражнение «Вежливые люди всегда здороваются»  - 5 минут

Цель упражнения: провести разминку, помочь детям установить контакт.

В культуре восточноевропейских народов рукопожатие является символом открытости, добрых намерений. В процессе рукопожатия возникает положительная внутренняя установка. Этому способствует зрительный контакт в процессе рукопожатия. Концентрация внимания членов группы усиливается в процессе не вербальности контакта.

Педагог – психолог:  Давайте мы все поздороваемся друг с другом за руку. Но сделаем мы это необычным способом. Каждому нужно одновременно поздороваться с двумя другими участниками. Пожать одновременно две руки. Есть условие - нельзя оставлять руку свободной долго. Отпускать руку можно, если ты увидел того, кто уже готов с тобой поздороваться. Во время рукопожатий разговаривать нельзя, все делаем молча.

2 этап - теоретическо-практический

а) Упражнение  «Я тебя знаю» - 10 минут

Цель упражнения: продолжать развитие сплоченности группы развивая внимание.

Педагог - психолог: Итак, мы с вами уже  познакомились. Но есть ли среди нас самые внимательные? Давайте выясним, кто из вас запомнил других по голосам?

Сейчас одному необходимо повернуться спиной, далее каждый по очереди подойдет и скажет «Это  я,  Угадаешь ли меня». 
Мы будем играть,  пока каждый не побывает ведущим.

б) Упражнение  « В чем же мы похожи» -  10 минут

Цель упражнения: продолжать развивать умение каждого видеть свою индивидуальность и одновременно сходство с другими детьми. Также продолжать работу по преодолению стереотипов, помогать устанавливать контакт друг с другом. Продолжать работу по снятию эмоционального напряжения.

Педагог - психолог: ребята, нам нужно разбиться на группы по три человека. Выбирайте себе в тройку тех, у кого есть что-то общее с вами, например, по цвету глаз или цвету на одежде.

Теперь садитесь на стульчики и поговорите друг с другом. У вас есть только 5 минут, чтобы рассказать о себе. Один говорит – двое слушают. И так нужно выслушать каждого члена тройки, но не просто выслушать, а подумать, что вас объединяет. Может быть, каждый из вас любит котят, или побывал в Москве. Неважно, что это будет, важно, чтобы это было у всех в вашей тройке.

Если вы определили такое сходство, то вся тройка одновременно подпрыгивает как можно выше и кричит, чтобы все слышали, как вы рады: «Раз». И так далее. Выиграет та команда, которая раньше других найдет десять самых неожиданных сходств.

Например: «Я учусь играть на скрипке — А моя сестра учит детей в музыкальной школе — А моя мама играет в оркестре». Вот такое сходство будет «Раз»

При подведении итогов необходимо задать детям следующие вопросы: 

— Какая команда закончила игру первой?

— О ком ты узнал что-то новое?

— Что из того, что вы обнаружили, показалось тебе самым интересным?

— Понравилось ли тебе очень быстро разговаривать с другими детьми?

в) Упражнение «Как важно быть толерантным» - 10 минут

Цель упражнения: продолжать развивать умение преодолевать стереотипы, предрассудки, помогать устанавливать контакт друг с другом.

Педагог - психолог: Ребята, вы увидели, что каждый из вас отличается от других, и, одновременно, имеет с другими много общего. Вы поняли, что из – за различий часто трудно найти общий язык.

Сложно построить отношения с тем, кто на тебя не похож.

Давайте проведем маленький эксперимент. Кто хочет принять участие? Мне нужны трое участников.

Педагог – психолог завязывает глаза. 

- Каждый участник дотрагивается до одного и того же  предмета. Необходимо ответить, что это за предмет. Зрителям нельзя подсказывать участникам, упражнение проходит молча.

1 участник дотрагивается с завязанными глазами до внешней кожуры апельсина, 2 участник – до внутренней кожуры апельсина, а третий – до мякоти. В течение 40 секунд дети могут исследовать предмет пальцами, потом его необходимо убрать и развязать глаза детям.

Педагог – психолог:

- Итак, как вы думаете, что это за предмет. Вы можете обсудить это и высказать общее решение.

Далее, необходимо показать апельсин с кожурой и обсудить процесс эксперимента с детьми:

- Как вам удалось найти общее решение?

Ответы детей – участники сотрудничали, доверяли друг другу, уважали мнение другого.

- Что затрудняло поиск общего решения?

Ответы детей – некоторые  участники невнимательно слушали других, проявляли излишнюю самоуверенность.

Педагог – психолог:

 - Итак, каждый участник искал ответ на вопрос по-своему. Общий ответ был найден, т.к. каждый участник проявил такое необходимое качество личности, как  толерантность.

Если человек отличается от нас по внешности, по физическим возможностям, национальности какие чувства он может вызывать у нас?

Ответы учащихся:

- раздражение,

- равнодушие,

- удивление,

- презрение.

Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.

Давайте попробуем вместе это сделать.

(На доске вместе преобразовываем)

- умение владеть собой,

- доброжелательность,

- доверие,

- великодушие,

Те, кто не похож на нас, не бывают только хорошим или только плохим. Характер каждого человека имеет положительные и отрицательные черты. И, чтобы находить общий язык с теми, кто на нас не похож, требуется терпимость и чуткость.

Заключительный этап.

Завершающее упражнение

«Мы говорим Спасибо» - 5 минут

Цель упражнения: Закрепляя положительные эмоции завершить занятие. Продолжать формировать умение детей думать над содержанием и результатами занятия.

Педагог - психолог: Давайте встанем в круг, вытянем руки в стороны. На левую руку мысленно мы положим те настроения, мысли, знания, которые у каждого из нас были до занятия. А на правую руку каждый мысленно положит то новое, что обрел на занятии.

Потом все вместе громко хлопнем в ладоши и крикнем «Спасибо!».

Педагог - психолог:

- Подведем итог.

Легко ли вам было выполнять упражнения?  

Какая игра понравилась больше всех?

А что в ней понравилось больше всего?

Какое у тебя сейчас настроение?

Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"

Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...

Занятие с элементами тренинга «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»

Цель:систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара.Задачи:1.Пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; воспитание чувство самосохранения.2.Формирование умения п...

Занятие с элементами тренинга для старшеклассников «Формула успеха»

Оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ЕГЭ и ГИА....

Конспект игрового занятия с элементами тренинга «Мы весёлые ребята»

Занятие разработано для группы детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и повышенным уровнем активности. Продолжительность занятия:  45 минут. Тип занятия: игровое с элемен...

Конспект занятия с элементами тренинга для младших школьников. «Белая ворона».

Часто в детском саду и начальной школе берет начало проблема изгоя в классе. Если она не решается сразу, то в старших классах всем будет очень нелегко. Педагоги, родители, психологи думают над т...

Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия: «Мамочка моя милая, самая любимая»

Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия:  «Мамочка моя милая, самая любимая»...

ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «СОХРАНИМ СВОЁ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ»

СНЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И  МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ У ПЕДАГОГОВ. ПОМОГАТЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ ВОКРУГ СЕБЯ. СПОСОБСТВОВАТЬ ПОЗИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ....