Занятие с элементами тренинга "Я и Ты"
материал на тему
Процесс глобализации, определяет потребности современного общества в толерантности как сознательно формируемой модели взаимоотношений, как отдельного человека, так и общества в целом.
Национальная доктрина образования Российской Федерации провозглашает необходимость воспитать такую личность, которая бы уважала права и свободы другого. Современный человек должен обладать высокой нравственностью, проявлять национальную и религиозную терпимость, уважать традиции и культуру других народов. В настоящее время необходимо формировать новую культуру межличностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_splochenie.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
«Я» и «Ты»
Актуальность.
Процесс глобализации, определяет потребности современного общества в толерантности как сознательно формируемой модели взаимоотношений, как отдельного человека, так и общества в целом.
Национальная доктрина образования Российской Федерации провозглашает необходимость воспитать такую личность, которая бы уважала права и свободы другого. Современный человек должен обладать высокой нравственностью, проявлять национальную и религиозную терпимость, уважать традиции и культуру других народов. В настоящее время необходимо формировать новую культуру межличностных отношений.
Цель занятия с элементами тренинга:
Продолжать формирование групповой сплоченности с установкой на принятие другого, терпимости, уважению, т.е. сплоченности при толерантном отношении к другому.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «толерантность».
- продолжать работу по формированию групповой сплоченности.
- продолжать работу по формированию толерантных установок по отношению к другим.
- продолжать работу по формированию основ эмоциональной отзывчивости у детей.
-продолжать работу по развитию коммуникативных навыков в группе сверстников.
Предполагаемый результат:
В ходе занятия предполагается усиление сплоченности, доброжелательности, доверительного отношения друг к другу. Также ожидается развитие умений эмоционального сопереживания сверстникам, навыков совместных действий, умения совместно решать поставленные задачи.
Время занятия: 35 - 40 мин
Методы работы: игры, упражнения, работа в группах, творческое задание.
Возраст участников: младший школьный возраст.
Материалы и оборудование:
Комната для проведения групповых занятий, платки, апельсин, разделенный на части, фломастеры, доска.
Структура занятия с элементами тренинга:
1) Организационный. Разминка, в ходе которой необходимо создать психологическую комфортность в группе. – 5 мин.
2) Теоретическо - практический. В ходе данного этапа выполняются игровые и творческие задания. – 25 - 30 мин.
3) Заключительный. Процесс рефлексии занятия. - 5 мин.
Ход занятия
1 этап - разминка
Упражнение «Вежливые люди всегда здороваются» - 5 минут
Цель упражнения: провести разминку, помочь детям установить контакт.
В культуре восточноевропейских народов рукопожатие является символом открытости, добрых намерений. В процессе рукопожатия возникает положительная внутренняя установка. Этому способствует зрительный контакт в процессе рукопожатия. Концентрация внимания членов группы усиливается в процессе не вербальности контакта.
Педагог – психолог: Давайте мы все поздороваемся друг с другом за руку. Но сделаем мы это необычным способом. Каждому нужно одновременно поздороваться с двумя другими участниками. Пожать одновременно две руки. Есть условие - нельзя оставлять руку свободной долго. Отпускать руку можно, если ты увидел того, кто уже готов с тобой поздороваться. Во время рукопожатий разговаривать нельзя, все делаем молча.
2 этап - теоретическо-практический
а) Упражнение «Я тебя знаю» - 10 минут
Цель упражнения: продолжать развитие сплоченности группы развивая внимание.
Педагог - психолог: Итак, мы с вами уже познакомились. Но есть ли среди нас самые внимательные? Давайте выясним, кто из вас запомнил других по голосам?
Сейчас одному необходимо повернуться спиной, далее каждый по очереди подойдет и скажет «Это я, Угадаешь ли меня».
Мы будем играть, пока каждый не побывает ведущим.
б) Упражнение « В чем же мы похожи» - 10 минут
Цель упражнения: продолжать развивать умение каждого видеть свою индивидуальность и одновременно сходство с другими детьми. Также продолжать работу по преодолению стереотипов, помогать устанавливать контакт друг с другом. Продолжать работу по снятию эмоционального напряжения.
Педагог - психолог: ребята, нам нужно разбиться на группы по три человека. Выбирайте себе в тройку тех, у кого есть что-то общее с вами, например, по цвету глаз или цвету на одежде.
Теперь садитесь на стульчики и поговорите друг с другом. У вас есть только 5 минут, чтобы рассказать о себе. Один говорит – двое слушают. И так нужно выслушать каждого члена тройки, но не просто выслушать, а подумать, что вас объединяет. Может быть, каждый из вас любит котят, или побывал в Москве. Неважно, что это будет, важно, чтобы это было у всех в вашей тройке.
Если вы определили такое сходство, то вся тройка одновременно подпрыгивает как можно выше и кричит, чтобы все слышали, как вы рады: «Раз». И так далее. Выиграет та команда, которая раньше других найдет десять самых неожиданных сходств.
Например: «Я учусь играть на скрипке — А моя сестра учит детей в музыкальной школе — А моя мама играет в оркестре». Вот такое сходство будет «Раз»
При подведении итогов необходимо задать детям следующие вопросы:
— Какая команда закончила игру первой?
— О ком ты узнал что-то новое?
— Что из того, что вы обнаружили, показалось тебе самым интересным?
— Понравилось ли тебе очень быстро разговаривать с другими детьми?
в) Упражнение «Как важно быть толерантным» - 10 минут
Цель упражнения: продолжать развивать умение преодолевать стереотипы, предрассудки, помогать устанавливать контакт друг с другом.
Педагог - психолог: Ребята, вы увидели, что каждый из вас отличается от других, и, одновременно, имеет с другими много общего. Вы поняли, что из – за различий часто трудно найти общий язык.
Сложно построить отношения с тем, кто на тебя не похож.
Давайте проведем маленький эксперимент. Кто хочет принять участие? Мне нужны трое участников.
Педагог – психолог завязывает глаза.
- Каждый участник дотрагивается до одного и того же предмета. Необходимо ответить, что это за предмет. Зрителям нельзя подсказывать участникам, упражнение проходит молча.
1 участник дотрагивается с завязанными глазами до внешней кожуры апельсина, 2 участник – до внутренней кожуры апельсина, а третий – до мякоти. В течение 40 секунд дети могут исследовать предмет пальцами, потом его необходимо убрать и развязать глаза детям.
Педагог – психолог:
- Итак, как вы думаете, что это за предмет. Вы можете обсудить это и высказать общее решение.
Далее, необходимо показать апельсин с кожурой и обсудить процесс эксперимента с детьми:
- Как вам удалось найти общее решение?
Ответы детей – участники сотрудничали, доверяли друг другу, уважали мнение другого.
- Что затрудняло поиск общего решения?
Ответы детей – некоторые участники невнимательно слушали других, проявляли излишнюю самоуверенность.
Педагог – психолог:
- Итак, каждый участник искал ответ на вопрос по-своему. Общий ответ был найден, т.к. каждый участник проявил такое необходимое качество личности, как толерантность.
Если человек отличается от нас по внешности, по физическим возможностям, национальности какие чувства он может вызывать у нас?
Ответы учащихся:
- раздражение,
- равнодушие,
- удивление,
- презрение.
Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.
Давайте попробуем вместе это сделать.
(На доске вместе преобразовываем)
- умение владеть собой,
- доброжелательность,
- доверие,
- великодушие,
Те, кто не похож на нас, не бывают только хорошим или только плохим. Характер каждого человека имеет положительные и отрицательные черты. И, чтобы находить общий язык с теми, кто на нас не похож, требуется терпимость и чуткость.
Заключительный этап.
Завершающее упражнение
«Мы говорим Спасибо» - 5 минут
Цель упражнения: Закрепляя положительные эмоции завершить занятие. Продолжать формировать умение детей думать над содержанием и результатами занятия.
Педагог - психолог: Давайте встанем в круг, вытянем руки в стороны. На левую руку мысленно мы положим те настроения, мысли, знания, которые у каждого из нас были до занятия. А на правую руку каждый мысленно положит то новое, что обрел на занятии.
Потом все вместе громко хлопнем в ладоши и крикнем «Спасибо!».
Педагог - психолог:
- Подведем итог.
Легко ли вам было выполнять упражнения?
Какая игра понравилась больше всех?
А что в ней понравилось больше всего?
Какое у тебя сейчас настроение?
Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"
Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...
Занятие с элементами тренинга «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»
Цель:систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара.Задачи:1.Пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; воспитание чувство самосохранения.2.Формирование умения п...
Занятие с элементами тренинга для старшеклассников «Формула успеха»
Оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ЕГЭ и ГИА....
Конспект игрового занятия с элементами тренинга «Мы весёлые ребята»
Занятие разработано для группы детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и повышенным уровнем активности. Продолжительность занятия: 45 минут. Тип занятия: игровое с элемен...
Конспект занятия с элементами тренинга для младших школьников. «Белая ворона».
Часто в детском саду и начальной школе берет начало проблема изгоя в классе. Если она не решается сразу, то в старших классах всем будет очень нелегко. Педагоги, родители, психологи думают над т...
Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия: «Мамочка моя милая, самая любимая»
Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия: «Мамочка моя милая, самая любимая»...
ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «СОХРАНИМ СВОЁ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ»
СНЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ У ПЕДАГОГОВ. ПОМОГАТЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ ВОКРУГ СЕБЯ. СПОСОБСТВОВАТЬ ПОЗИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ....