Программы формирования личностных универсальных учебных действий на психокоррекционных занятиях.
статья по теме
В статье представлен опыт работы педагога-психолога коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Программы формирования личностных универсальных учебных действий на психокоррекционных занятиях.
педагог-психолог
Гильмулина С. А.
Обучение в школах VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития; на формирование универсальных учебных действий у обучающихся – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Поэтому, цель моего выступления – показать, как можно развивать личностные универсальные учебные действия через систему организации психокоррекционной работы.
Личностные универсальные учебные действия включают в себя самоопределение. Одним из компонентов самоопределения выступает – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли.
Работа над формированием внутренней позиции школьника начинается с момента поступления в школу воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Нашим воспитанникам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать, попить). У обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.
Таким образом, одним из первых и главных направлений работы с первоклассниками является психологическое сопровождение в период адаптации.
Поступая в школу все обучающиеся проходят диагностическое обследование.
На основании результатов планируется коррекционно-развивающая работа, которая включает в себя:
-составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося;
- разработку оптимальной для развития обучающихся с умственной отсталостью групповой и индивидуальной психокоррекционной программ, в соответствии с образовательными потребностями.
Учитывая специфические особенности школьников с умственной отсталостью мы разработали программу «Я-ученик!» на основе программы Азаровой Т.В., Битяновой М.Р. «Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников», Программы формирования психологического здоровья у младших школьников «Тропинка к своему «Я» Хухлаевой О.В.
Цель развивающих занятий – развитие личностных характеристик первоклассников, способствующих их успешной адаптации в школе.
Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:
- Формирование учебной мотивации, осознанности учения и личной ответственности
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками;
- Обучение приемам эффективной организации учебной деятельности.
Программа рассчитана на один год, 30 часов. Частота встреч 1 раз в неделю, длительность психокоррекционных занятий 20-30 минут.
Каждое занятие имеет свою структуру:
- Ритуал приветствия. (Создание атмосферы группового доверия. Актуализация индивидуального опыта участников. Установка на взаимодействие).
- Разминка. (Создание положительного эмоционального настроя на занятие
- Основная часть. (Отработка умений по теме занятия. Использование соответствующих заданий, игр, упражнений, исходя из задач программы, с учетом результатов диагностического этапа)
- Релаксация. (Сброс эмоционального напряжения, выход из игровой ситуации)
- Рефлексия занятия. (Оценка занятия участниками группы. Обмен чувствами, впечатлениями. Выявление затруднений, с которым столкнулся ученик в ходе взаимодействия.).
Эффективность программы определяется с помощью тестирования перед началом проведения занятий и в конце реализации программы с использованием методик, позволяющих оценить развитие школьной мотивации, самооценки, навыков совместной деятельности, степени комфортности среды обучения.
- Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»
- «Внутренняя позиция школьника» (Н.И.Гуткина)
- Методика исследования мотивов учения (М.Р.Гинзбург)
- методика «Беседа о школе», (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
- «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», (по Г.Ю. Ксензовой)
- методика «Нарисуй себя», направленная на выявление уровня самооценки
- методика «Лесенка» (В.Г. Щур)
- методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман)
- методика М. Семаго, Н. Семаго
После того, как обучающийся успешно адаптировался к школе, принял на себя позицию «Я-школьник», он не остается без внимания психологов. Дальнейшее психологическое сопровождение включает в себя работу, направленную на повышение уровня знаний о своем Я, формирование отношения к своему Я и умение управлять своим Я, т.е. на развитие самосознания обучающихся (еще один из компонентов личностныхУУД).
Программа «Здравствуй - это Я!» - долгосрочная, она рассчитана на три года.
В первый год обучения мы формируем знания о своем «Я», второй год формируем отношение и третий год учимся управлять своим «Я», владеть собой.
Занятия строятся по той же структуре.
Эффективность программы определяется с помощью тестирования перед началом проведения занятий, промежуточной диагностики и в конце реализации программы с использованием методик, позволяющих оценить личностные особенности детей и особенности межличностного взаимодействия.
В ходе психокоррекционных занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.
Психогимнастика
Релаксация
Развивающие упражнения
Беседа
ИКТ-технологии
Организация деятельности (игра, труд, изо, конструирование…)
Так же на занятиях мы используем следующие приемы формирования личностных учебных действий:
обращаем внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов.
отмечаем успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами
показываем для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
обучаем детей приемам работы в группах, показываем, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогаем детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия
обращаем внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности
находим способ увлечь детей знаниями.
всегда даем шанс исправить ошибку, показывая, что ошибка – это нормально – главное – уметь учиться на ошибках.
помогаем ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
учим разным способам выражения своих мыслей и чувств, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
активно включаем и поощряем сотрудничество между учениками, учениками и взрослыми.
на занятиях используем интерактивные возможности ИКТ
организуем работу в парах сменного состава
организуем конструктивную совместную деятельность
Таким образом, осуществляя планомерную, целенаправленную, последовательную работу по формированию личностных УУД мы стремимся получить модель выпускника начальной школы, у которого в соответствии с ФГОС сформированы:
1)основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина России; сформировано чувство гордости за свою Родину;
2) адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) эстетические потребности, ценности и чувства;
5) установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
6) готовность к самостоятельной жизни.
Обучающиеся должны овладеть:
7) начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
8) социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
9) навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
10) способностью к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
11) доступными социальными ролями (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
У них должны быть развиты:
12) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
13) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Итак, психологической службой школы реализуются две психокоррекционные программы: «Я-ученик!» - адаптация первоклассников, «Здравстуй – это Я!» - формирование личностных УУД (2-4 классы).
Анализ проделанной работы позволяет нам говорить о необходимости психологического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с целью формирования у них эмоциональной стабильности, развития самосознания, а соответственно формирования личностных базовых учебных действий.
Важна так же работа с учителями и родителями.
Уважаемые коллеги, формируя личностные базовые учебные действия:
1. Помните, что каждый ребенок - индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он ни был, взрослый-это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую Вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно – нравственное воспитание как фактор формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставит перед школой главную цель: «Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетен...
Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников
Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельно...
Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Формирование личностных универсальных учебных действийЗа последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не ...
Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для ис...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т. е. ученик должен знать морально-этические...
Обобщение опыта работы "Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках чтения"
Современный учитель должен дать детям не только образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личн...
Формирование личностных универсальных учебных действий на примере занятия- практикума.
Выступление на городском педагогическом совете "Формирование универсальных учебных действийкак приоритетная задача развития личности гимназиста"...